Рабочая программа студии театрального мастерства Вдохновение 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 1 сл.БольшаяМартыновка





Утверждаю:

Директор МБОУ - СОШ № 1

сл.БольшаяМартыновка

_____________ И.В.Реуцкова

Приказ от ____________ № ____





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

студии театрального мастерства «Вдохновение»

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3 класс

Количество часов в неделю: 2 часа.

Количество часов в год: 68 часов.

Учитель: Бровкова Ирина Евгеньевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных программ начального общего образования, программы А.А.Кияновского, С.Н. Санько «Школьный театр в начальной школе», «Положения о рабочей программе МБОУ - СОШ №1 сл.Большая Мартыновка»




Рабочая программа студии театрального мастерства «Вдохновение».

I. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных программ начального общего образования,программы А.А.Кияновского, С.Н. Санько «Школьный театр в начальной школе», «Положения о рабочей программе МБОУ - СОШ №1 сл.БольшаяМартыновка»


Главная цель программы - создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

способствовать формированию:

  • необходимых представлений о театральном искусстве;

  • актерских способностей - умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

  • речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

  • практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

способствовать развитию:

  • интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;

  • творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

  • эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать условия воспитания:

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;

  • творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.



УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первый уровень - приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.).

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия


II. Планируемые результаты усвоения программы

Личностные УУД

1.Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

2.Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

3.Осмысление своего поведения в школьном коллективе. Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

4.Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.

5.Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

6.Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей.

7.Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Познавательные УУД

1.Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы, театральная миниатюра, учебный этюд).

2.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам). Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (театральный капустник, декорации, бутафория). Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения творческих задач . 3.Умение поиска и выделения нужной информации.

4.Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

1.Знакомство с учителем и одноклассниками. Умение вступать в диалог.

2.Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение.

3.Работа в группах по созданию сценок на школьную тему. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

4.Умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

5.Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

6.Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

7.Формировать способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные УУД

1.Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

2.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

3.Умение адекватно принимать оценку учителя.

4.Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

5.Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.


Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности обучающихся является портфолио.



III. Содержание курса

1.Основы театральной культуры - (6 часов)

Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…»

Оформление и технические средства сцены

Культура поведения на сцене и в зрительном зале

2.Культура и техника речи ( 15 часов)

Упражнения, развивающие грудной резонатор. Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Дикцией и развитие внимательности. Связь слова и умения мыслить нестандартно. Сценические этюды на воображение. Освоение предлагаемых сценических заданий. Работа над образом.

3.Ритмопластика ( 10 часов)

Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке .

Пластические упражнения . Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Сценические этюды Театральный тренинг.

Обыгрывание элементов костюмов. Имитация поведения животного. Работа над координацией движений. Упражнения для развития гибкости

4.Театральная игра ( 37часов)

Актерское мастерство. Театральная азбука. Музыка и кино. Музыка и движения. Сценическое движение. Драматический спектакль и музыкальный спектакль- сравнение

Театральная азбука. Театральная игра . Диалог. Основы театральной культуры. Инсценировка народных сказок о животных. Чтение в лицах стихов детских поэтов. Театральная игра Русские народные игры. Знакомство с народными обрядовыми играми. Комический герой. Инсценировка рассказов

Основы грима. "Веселые сочинялки". Конкурс «Буриме». Инсценировка басен Крылова. Движение и музыка на сцене. Бессловесные элементы действия . Словесные действия в спектакле. Мизансцены в театре.

Веселая гимнастика. Забавные чистоговорки. Перевоплощение артиста на сцене. Делаем афишу и программки. Театральные профессии


IV. Программно - методическое обеспечение программы


Наименования учебного оборудования

1

Книгопечатная продукция


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

-Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, Москва, «Просвещение», 2011.

- А.А.Кияновский, С.Н. Санько «Школьный театр в начальной школе», М., «Чистые пруды», 2007.

- И.А.Агапова «Мир музыкальных праздников», методические разработки и сценарии в 2 книгах, М., ООО «5 за знания», 2006. - Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001 - Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет» - Русские народные сказки.


Технические средства обучения (ТСО)


- Компьютер - магнитофон


Экранно-звуковые пособия


- Диски с записью сказок и постановок. - Диски с музыкой (классической и детской).



V. Календарно - тематическое планирование


№ п/п


Тема занятия

Дата по плану

Дата

фак-тич.


Содержание


Деятельность обучающихся


Результат

1.Основы театральной культуры - 6 ч

1.

Здравствуй, театр! Профессия актера.

2.09


Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами города. Составляющие актерского мастерства.

Просмотр презентаций. Игры, упражнения, обучающие основам сценического искусства

Понятие «экспромт»

2

Из истории театра. Театр Древней Греции.

3.09


Знакомство с театрами Древней Греции. Связь с современными театрами.

Просмотр иллюстраций. Сообщения о развитии театрального искусства

Обмен мнениями

3.

Театральная игра

9.09


Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы

Знакомство с правилами поведения на сцене. Беседа, игра.

Подбор простейших рифм

4

Структура театра, основные профессии.

10.09


Театральные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

Сценический этюд «Уж эти профессии театра…»

Рисунки «Театральные профессии»

5

Оформление и технические средства сцены

16.09


Устройство зрительного зала и сцены.

Игра «Мы - зрители»

6

Виды театров. В оперном театре

17.09


Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере «Снегурочка»

Восприятие музыки Н.А. Римского - Корсакова "Снегурочка" (Песня и пляска птиц из пролога, Ария Снегурочки, Океан - море синее, Пляска скоморохов, Третья песня Леля, Хор «Проводы масленицы»)


Слушание музыки Римского - Корсакова «Снегурочка», разбор иллюстраций.

Коллективная работа

2.Культура и техника речи ( 15 часов)

7, 8

(1,2)

Мимика, жесты.

23.09

24.09


Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка» . Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Упражнения «Дышим правильно», «Паровоз»

Распределение ролей в игре

Работа в группах

9

(3)

Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии.

30.09


Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице».

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Работа над постановкой дыхания. (Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», Упражнения для языка. Упражнения для губ.»

Конкурс

10

(4)

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

1.10


Игра «Сочини анонимку»

Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т.д.)

Самостоятельная работа

11

(5)



Работа над дикцией.



7.10


Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку», Игры «Сочини рассказ», «Жизнь замечательных вещей», «Сочини рассказ про одну букву»

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

Игра - распевка в группах «Кто знает больше вежливых слов»

Игра - распевка в группах


12

(6)


В мире пословиц.

8.10


Игра-соревнование «Продолжи пословицу и объясни её смысл»

Соревнование

13

(7)

Работа над дикцией и развитием внимательности

14.10


Игры со словами «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!»

Пластические импровизации: мобильный телефон, автомобиль, поезд

Работа в группах по интересам

14

(8)

Игры со словами, развивающие связную образную речь

15.10


Понятия «акростих», «метаграмма», «анаграмма»

Игры: «Сочини акростих», «Сочини метаграмму», «Сочини анаграмму», «Разгадай анаграмму»

15

(9)

Работа со словом и умением мыслить нестандартно

21.10


Работа с Толковым словарём В.Даля.

Игра «Новый характер у старой сказки»

Работа в группах

16

(10)

Сценические этюды на воображение

22.10


Термин «Воображение». Составление и разыгрывание сценических этюдов на воображение.

Сценические этюды: «Необычная декламация», «Необычный гимн»

Составление этюда индивидуально

17,

18, 19, 20

(11.

12,

13,

14)

Освоение предлагаемых сценических заданий.

Сценическая речь


28.10

29.10

11.11

12.11


Придумать мелодию на стихотворение "На паркете восемь пар". Упражнение на развитие артикуляции "Разговор через стекло"

Проговаривание скороговорок:

"У осы не усы"

"Жужелица не жужжит".

Логопедическая гимнастика:

"Тропинка" М.Картушин

Помоги закончить поговорки:

"Хитрый как…"



Игра «Рекламный ролик», «Фестиваль одной песни», «Киножанры», «Звукоподражатели»

Чистоговорка "Ук-ук - появился вдруг Паук Исполнение частушек


Индивидуальная работа

21

(15)

Работа над образом.

18.11


Для чего нужен образ? Сходство и различие театральных образов.

Игра «Войди в образ».

Просмотр фрагментов русских сказок

3.Ритмопластика ( 10 часов)

22

(1)

Тренировка ритмичности движений

19.11


Разучивание упражнений под музыку

Игры «Походка», «Превращение»

Игра «Придумай движение под музыку»

23

(2)

Совершенствование осанки и походки.

25.11


Разучивание упражнений под музыку

Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь

Коллективные танцы

24

(3)

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

26.11


Воображение и рисунок.

Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени»

Рисунок

25

(4)

Пластические упражнения

2.12


Виды пластических упражнений. Связь с интонированием.

«Производственная гимнастика», «Бодибилдинг»

Конкурс

26

(5)

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики

3.12


Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения

Игры «Знакомство», «Зеркало»


Кроссворд

27

(6)

Развитие наблюдательности. Сценические этюды

9.12


Закрепление знаний о сценических этюдах

Сценические этюды «Два дела одновременно», «Муки творчества»

Работа в парах

28

(7)

Театральный тренинг

10.12


Театральный тренинг

Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер»

Тренинг

29

(8)

Обыгрывание элементов костюмов

16.10


Подготовка к празднику «Новогодние проделки Нечистой силы»

Игра «Войди в образ»


Рисунок костюма

30

(9)

Имитация поведения героев сказки «Новогодние проделки Нечистой силы»

17.12


Показ и отработка движений героев сказки «Новогодние проделки Нечистой силы»

Игра «Великие укротители», Показ и отработка движений героев сказки

«Игра "Чья фигура лучше»

Индивидуальная работа

31

(10)

Работа над координацией движений. Репетиция к празднику.

23.12


Упражнения для развития гибкости Пластические элементы танцев: вальс, ламбада, танго, лезгинка, яблочко, рок-н-ролл, цыганочка и др.


Игра «Очередь».

Коллективный танец

4.Театральная игра ( 37 часов)

32

(1)

Праздник «Новогодние проделки Нечистой силы»

24.12




Праздник «Новогодние проделки Нечистой силы»

33

(2)

Актерское мастерство. Репетиция к празднику.

13.01


Разыгрывание мини-сценок.

Игра-пантомима. Репетиция к празднику.


Разыгрывание мини-сценок:

"Лиса" И.Петрова

Игра-пантомима:

Игра "Продолжи фразу и покажи"

Индивидуальная пантомима

34

(3)

Музыка и кино.

Музыка и движения.

14.01


Киномюзиклы и мюзиклы- мультфильмы . Пение песен. Читка текстов.

Виды жестов сценического образа. Музыка и танец в театре. Беседа. .

Просмотр видео: «Киномюзиклы и мюзиклы- мультфильмы»

Просмотр видео

35

(4)

Сценическое движение

20.01


Роль сценического движения в театральном спектакле

Игра с имитацией движений "Кто как ходит?" Динамическое упражнение "Зайкина зарядка" М,Картушина

Игра "Кто лучше покажет"

Работа в парах

36

(5)

Драматический спектакль и музыкальный спектакль- сравнение


21.01


Как беречь голос. Охрана голоса.

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Презентации

37

(6)

Театральная азбука.

27.01


Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер, режиссер, аншлаг

Соревнование

Соревнование

38

(7)

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

28.01


Викторина по сказкам

Отгадывание заданий викторины

Викторина

39

(8)

Театральная игра. Диалог.

3.02


Развитие зрительного, слухового внимания, наблюдательности. Нахождение ключевых слов в предложении и выделение их голосом

Составление диалогов на тему «Школьная жизнь»

Групповая работа

40

(9)

Отработка диалогов

4.02


Диалоги: учитель-ученик, родители - ребёнок, друг-подруга

Разыгрывание стихотворного текста "Уронила белка шишку" В.Шульжик

Тренинг

41

(10)

Основы театральной культуры

10.02


Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

Работа в парах

42

(11)

Инсценировка народных сказок о животных.

11.02


Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции.

Рисунок понравившегося героя сказки

43

(12)

Чтение в лицах стихов детских поэтов.

17.02


Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Конкурс на лучшего чтеца

Конкурс

44.

45.

(13,

14)

Театральная игра

18.02

24.02


Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры- пантомимы

Разучивание игры-пантомимы


Работа «по кругу»

46.

(15)

Русские народные игры.

25.02


Знакомство с устным народным творчеством. Разучивание игр.

Игры «Ручеек», «Как сеют мак», «Горелки» и др.

Коллективная работа

47

(16)

Знакомство с народными обрядовыми играми «Весна-красна, отворяй ворота!»

2.03


Традиции празднования масленичной недели. Народные обрядовые песни, частушки, заклички. Народный костюм

Разучивание игр, песен, изготовление костюмов

48

(17)

Театральная игра

3.03


Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.

Создание этюдов

Работа в парах

49, 50

(18,

19)

Инсценировка рассказов В.Драгунского.

Комический герой.

9.03

10.03


Разыгрывание комической ситуации. Чтение, обсуждение рассказов. Распределение ролей, инсценировка.

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

Просмотр видео

51

(20)

Основы грима

16.03


Рисование портрета героя рассказа В.Драгунского (словесное иллюстрирование и рисунок)

Рисование портрета героя рассказа В.Драгунского

Рисунок

52

(21) "Веселые сочинялки". Конкурс «Буриме»


17.03


Со Понятие «буриме». Составление сочинялок.


Игры: «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Вопрос-ответ». Игры и упражнения: «Язычок змейки», «Толстячки-худышки», «Лошадка»

Индивидуальная работа.

53, 54

(22,

23)

И.А. Крылова. Инсценирование басен Крылова

30.03

31.03


Этюды на эмоции и вежливое поведение.



Репетиции, подбор костюмов, реквизита


Работа в парах переменного состава

55

(24)

Движение и музыка на сцене.

6.04


Танцевальные движения (повторение изученного в 1-2 классах)

Креативная гимнастика "Художественная галерея"

Ритмический танец "Лесная зверобика»

Флешмоб

56

(25)

Бессловесные элементы действия

7.04


Связь бессловесных и словесных театральных действий.

Пантомимы. Имитации движений.

Коллективная работа

57

(26)

Словесные действия в спектакле

13.04


58

(27)

Мизансцены в театре

14.04


Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); упражнения на память физических действий; превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником)

Составление этюдов на превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником)

Конкурс на лучшую мизансцену

59

(28)

Веселая гимнастика. Забавные чистоговорки.

20.04


Разучивание скороговорок, потешек, обыгрывание. Чтение стихотворного текста по ролям. Заучивать чистоговорки.

Игровой практикум. Игра «Театр - экспромт».

Экспромт

60

(29)

Перевоплощение артиста на сцене.

21.04


Упражнение на коллективную согласованность действий; превращения и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по художественному чтению.

Выполнение этюдов « Преврати себя в кого-нибудь другого (в стариков и старух, в военных, в бизнесменов и др.).


Конкурс лучшего чтеца

61

(30)

Делаем афишу и программки

27.04


Составление афиши и программки к бенефису: «Театральные истории»

Выполнение эскиза афиши и программки (по выбору)

Работа в группах

62

(31)

Театральные профессии

28.04


Знакомство с профессиями: режиссёр, постановщик, драматург, декоратор, артист


Просмотр видео

63,

64,

65,

66

(32,

33,

34,

35

Репетиции

4.05

5.05

11.05

12.05


ИУпражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса. Знакомство со сценарием, распределение ролей, репетиции. Участие в обсуждении. Применение полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Накапливание опыта сценической деятельности

Репетиции

 Репетиции


67

(36)

Бенефис «Театральные истории»

18.05




Б Бенефис «Театральные истории»

68

(37)

Заключительное занятие.

19.05


Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

«Капустник» - показ любимых инсценировок

«Капустник»

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ - СОШ №1 Заместитель директора по УВР

сл. Большая Мартыновка _______________ В.И.Безверхова

от _________________2015г № ______ ___________________ 2015г

Председатель методического совета

_________________ Е.П.Басюк


13


© 2010-2022