- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Способы образования имён существительных (3 класс)
Конспект урока русского языка на тему Способы образования имён существительных (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Казакова Е.Н. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Способы образования имён существительных.
Цели: Образовательные:
- Дать понятие нового способа образования имени существительного.
- Закрепить знания о способах образования имён существительных.
- Учить аргументировать свою точку зрения.
- Развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие).
- Уметь применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
- Содействовать воспитанию интереса к языку, слову.
- Умение работать в группах, самостоятельность, трудолюбие.
- Создать благожелательную творческую атмосферу.
Оборудование для учителя: активность.
1. Организационный момент.
- У нас урок русского языка Чем мы занимаемся на уроках русского языка? (Учимся красиво писать, изучаем орфографию, развиваем речь, постигаем тайны русского языка). - Девизом нашего сегодняшнего урока будет пословица: Мир освещается солнцем, а человек - знанием. - Почему? Как это интересно - много знать И всем свои уменья показать! - Мы продолжаем изучать наш родной русский язык и постигать его тайны. - Проверка домашнего задания - Что надо было сделать? 1. : 2. : 3. : 4. (о) :
25 февраля.
Классная работа. 2. Постановка учебных задач - Давайте узнаем тему сегодняшнего урока. На доске: Сп..с..б.. ..бр..з..в..н..я ..м..н с..щ..ств..т..льн..х - Какие задачи мы перед собой поставим? - Вспомнить… - Научиться… - Закрепить… - Узнать… 3. Определение этапов урока - Давайте составим план урока:
План 4. 1. Итог работы. 3. 2. Открытие новых тайн слов. 1. 3. Повторение. 2. 4. Наблюдение. 4. Повторение 1. Повторим, что мы знаем о способах образования имён существительных. - При помощи каких частей слова могут образовываться новые слова? (Приставки - приставочный, суффикса - суффиксальный, приставка + суффикс - приставочно-суффиксальный, сложением двух корней). 2. Задание по группам. 1 гр. Определить способ образования существительных: доказать, неудача, невезение, неуважение. Какой способ? Докажите. Что такое невезение? 2 гр. Разобрать по составу слова. Определить способ образования существительных: грибок, дубок, гномик. Какой способ? Докажите. Что такое дубок? 3 гр. Разобрать по составу слова. Определить способ образования существительных: подстаканник, подоконник, подлокотник. Какой способ? Почему? Докажите. Что такое подлокотник? 4 гр. Разобрать по составу слова. Определить способ образования существительных: самолет, птицелов, пароход. Какой способ? Докажите. Кто такой птицелов? - Какие способы образования слов мы знаем? Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение двух корней с помощью соединительной гласной. Задание в парах на партах. Загадки: красные - потруднее, зеленые - полегче. 5. Наблюдение. Открытие новых знаний. - Итак, повторили. Что теперь? Будем наблюдать и открывать новые знания. Прочитайте слова с доски: музей, дом, самолёт, ковёр, кровать, диван. - Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно? - Как образовались слова? (сложением двух слов). - Как же их записать? (варианты: слитно, с помощью соединительной гласной, раздельно, через дефис, тире). - Сравним наши предположения с учебником - стр. 76 «Тайны языка». - Какой же новый способ образования слов мы открыли? (сложение целых слов без соединительной гласной). - Запишите эти слова в тетрадь (с комментарием). - Какие слова вы ещё знаете?
Слайды - Что это? Игра «Я говорю слово, а вы хором продолжение и встаёте.
Кресло - (качалка)
Плащ - (палатка)
Царевна - (лягушка)
Иван - (царевич)
Шкаф - (купе)
Лётчик - (космонавт)
Ковёр - (самолёт)
Выставка - (продажа)
Диван - (кровать)
Сапоги - (скороходы)
Скатерть - (самобранка)
Дом - (музей) Запишите слово в тетрадь. 6. Включение нового в систему знаний - А теперь пойдём в «Магазин». Что же продаётся в нашем магазине? Кресло-кровать, вездеход, самокат, пылесос, шкаф-купе, подставка, навес, наушники, мыльница, насос, чайник, задвижка. Знания! Ребята первого ряда будут покупать слова, образованные сложением целых слов, пишутся через дефис. 2 ряд - сложением корней с помощью соединительной гласной. 3 ряд - приставочным способом. 4 ряд - приставочно-суффиксальным. Слова записать в тетрадь и разобрать по составу. Проверка: - Что купили ребята 1 ряда? 1 - кресло-кровать, шкаф-купе 2 - вездеход, самокат, пылесос 3 - навес, насос 4 - наушники, подставка, задвижка - Хорошие покупки приобрели в нашем магазине. Подведение итогов: Оцените свою работу в тетради. Правильно ли вы сделали? Красиво ли? 7. Итог. Рефлексия. - Подведём итог. На партах у вас лежат лучики. Вы приставте их к слонышку, если скажете по сегодняшнему уроку. Похвалить Интересно? Мне что-то понравилось Я запомнил…
- При помощи чего мы создали наше солнышко? (При помощи ваших знаний). 8. Домашнее задание. Дома стр. 76 упр. 7 или нарисовать на листе рисунок и написать слово, которое образовано путём сложения слов без соединительной гласной. Спасибо за работу!
Загадки:
Специальная подставка для мыла - мыльница.
Музыкант, играющий на барабане - барабанщик.
Девочка, которая учится в школе - школьница.
Устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку - наушники.
Маленькая частичка снега - снежинка.
Детёныш аиста - аистёнок.
Корень, как в слове «письмо»
Приставка, как в слове «залез» записка
Суффикс, как в слове «бумажка»
Корень, как в слове «садовник»
Суффикс, как в слове «домик» садик
Корень, как в слове «молодые»
Суффикс, как в слове «певец» молодец
Корень, как в слове «морозный»
Приставка, как в слове «записка» заморозки
Суффикс, как в слове «верёвка»
Корень, как в слове «ходьба»
Приставка, как в слове «посадка» поход