Урок по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык Тема: Письмо близким людям. (Развитие речи) Цели: 1.Познакомить учащихся с письмом как разновидностью текста, имеющая свою структуру и стилистические особенности. 2.Научить учащихся писать письмо близким людям. 3.Обогатить речеведчекие знания учащихся в процессе работы над письмом. 4.Способствовать развитию речи. 5.Воспитывать чувство осознания важности переписки, культуру речевого этикета; любовь, бережное отношение, уважение к бабушкам и дедушкам и близким людям. Оборудование: виды конвертов, интерактивная доска.














Ход урока:

  1. Оргмомент

  1. Вступительная беседа
-Ребята! Я на днях получила письмо и хочу поделиться с этой радостью с вами. Это письмо от моих бывших учеников, которых я учила, когда жила в городе Алдане Республики Саха-Якутия. Их этого письма я узнала много интересных новостей. Я очень рада успехам моих бывших учеников. -А кто из вас получает письма? От кого? -А кто сам пишет письма? -А кто ни разу не написал письма?
  1. Постановка темы и цели урока.
-Сегодня на уроке развития речи будем учиться писать письмо близким людям. Итак, тема урока: «Письмо близким людям.» (на интерактивной доске) (Запись числа, классная работа)
  1. -Ребята, а с какой целью люди пишут письма?
(Обобщение ответов учащихся)
На интерактивной доске запись:

СУрок по русскому языку на тему:Урок по русскому языку на тему:Урок по русскому языку на тему:Урок по русскому языку на тему:Урок по русскому языку на тему: какой целью люди пишут письма?

Общаются на расстоянии


Сообщают друг другу новости


Рассказывают о своей жизни


Поддерживают друг друга в трудную минуту


Разделяют радость

-При каком условии возникает необходимость написания письма? (Если люди живут далеко друг от друга, не в одном городе)

(Чтение по цепочке детьми и дополнение своих ответов)

  1. -С помощью писем люди общаются, значит письмо - это средство общения. А какие средства общения вы знаете?
-А теперь подытожим ваши ответы. На интерактивной доске записи с рисунками
Средства общения

-письмо -телефон -СМС сообщение -электронная почта -телеграмма (короткое сообщение) -поздравительная открытка
-Как вы считаете, что лучше письмо или телефон? -А каковы преимущества телефона? (Сиюминутный разговор, разговор в любое время…) -В чем преимущество письма? (Дешевизна, много информации можно написать, есть время для обдумывания, можно вложить рисунки, фотографии и т. д.) -А в чем недостатки письма? (Письма доходят за несколько дней или недель, в зависимости от расстояния. Могут не дойти, если неправильно написать адрес)
  1. -А сейчас, ребята, я вам зачитаю несколько писем. А ваша задача - определить, какие же бывают письма.



Письмо №1

Дорогие дети! От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

Максим Горький



-Что это за письмо? (Письмо - пожелание, в котором писатель М.Горький желает детям быть чуткими и добрыми. В каждом письме запечатлевается образ человека, который его пишет. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.)


Письмо №2 С дне рождения, мои дорогие близнецы! Всегда думаю о вас, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде. Любящий вас дедушка Коля.
-Что это за письмо? (Это письмо поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днем рождения и желает им здоровья, дружбы между собой и т. д.)

Письмо №3

Здравствуйте, дорогие мама и папа! Пишу вам из лагеря. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую. Ваша дочь Оля.
-Кому адресовано это письмо? (Это письмо родителям. В нем Оля сообщает о том, что ец нравится в лагере. Особенностью этого письма является то, что оно содержит не только информацию, но и отражает настроение, переживания девочки.)
-Какие же бывают письма, давайте подытожим. На интерактивной доске:



Урок по русскому языку на тему:

  1. -Как вы понимаете эти слова?
Адресат - Отправитель - (После ответов учащихся, появляется запись на интерактивной доске.) Адресат - получатель письма, (человек, которому адресовано письмо) Отправитель - человек, который написал и отправил письмо.
  1. -А в чем доставляется письмо адресату?
(в конверте) -В верхнем левом углу пишется адрес отправителя. (т.е. Республика, город, улица, дом, квартира). В правом нижнем углу - адрес, кому отправляется письмо. Рассмотрим конверты на интерактивной доске. Какое из этих писем дойдет до адресата? Почему? (Сравнивают, различие конвертов в марке) Марка - это вид оплаты за транспортные и прочие услуги.
  1. О культуре оформления письма

-Как нужно писать письма? (Разборчивым почерком, аккуратно, чисто. Ты этим показываешь уважение к адресату) -Если ваше письмо короткое, то достаточно половины двойного письма, если длинное - пишете на двойном листе.) По правилам разрешается в конверт вкладывать письмо, сложенное не более двух раз. Нельзя писать на обрывках бумаги, листочки не должны быть мятыми.

Культура оформления письма. 1.Писать разборчивым почерком. 2.Нельзя писать на обрывках бумаги и мятых листочках. 3.Письмо складывать не более двух раз.
-Многие ре6бята любят посылать в письме рисунки. Например, Катя написала письмо бабушке о том, что родились котята, тут же нарисовала их. От этого письмо стало более интересным.

  1. О структуре письма.
-Прежде чем говорить о структуре письма, подумаем на что похоже письмо.

Письмо - это …

  • Рассказ

  • Стихотворение

  • Текст

После обсуждения дети должны прийти к мнению, что письмо - это текст. (Предложения связаны между собой, по объему - подходит к тексту). На интерактивной доске итог разговора:
Письмо - это разновидность текста, относится к эпистолярному жанру.
  1. Составление плана письма.


Письмо по структуре похоже на сочинение. А из скольких частей состоит сочинение?

Сочинение. 1.Вступиетльная часть 2.Основная часть 3.Заключительная часть

Письмо. 1.Начало (зачин). 2.Основная часть 3.Концовка

План письма. I.Приветствие. Обращение. (Здравствуйте, дорогие бабушка и дедушка. Пишет вам ваша внучка…) Начальная фраза о состоянии переписки (Давно от вас нет писем. Решила вам написать сама. или Получила от вас письмо, решила вам написать …)
II.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

  • Семейные дела
  • Работа родителей
  • Мои школьные дела
  • О четвероногих питомцах
  • О погоде
  • О городских новостях …
-Это то, что должно интересовать близких.
III.Обращение к адресату. -вопросы адресата Как здоровье? Как ваши дела? -благодарность Спасибо за письмо и подарки. -просьба Пишите чаще. -приветы Передай привет дяде Коле. -прощание До свидания. -концовка, подпись Целую, обнимаю вас Ваш внук Сережа

Дата и место написания 9.02. г.Учалы
9)Сейчас прочитаем письмо Лены и проанализируем его. Чтение «по цепочке»:


Здравствуй, бабушка! Мы живем хорошо. Не волнуйся, все в порядке. Мы купили с мамой три золотые рыбки. В воскресенье ездили в лес с соседями за клюквой и грибами. Я нашла три подберезовика и пятнадцать груздей. До свидания. Лена.
-Что вы можете сказать об этом письме? Найдите начало, зачин. Письмо Лены начинается с обращения. Какое обращение было бы бабушке более приятным? (Здравствуй, дорогая бабушка!) -Чего недостает в этом письме? (Фраза о состоянии переписки) -Какая часть отсутствует в этом письме.? (Обращение к адресату) -Письмо близким людям должно быть более теплым, сердечным, оно должно приносить радость.
V.Подведение итога урока. -Подводя итог урока, хочу спросить, кто из вас сумеет теперь написать письмо. Кому захотелось написать письмо близким людям?
На интерактивной доске запись с рисунком: Бабушки и дедушки ждут от вас писем.













© 2010-2022