Разработка урока окружающего мира Земля и люди Московского государства (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Земля и люди Московского государства»

Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
Предметные:
1. Познакомить учеников с жизнью и бытом Московского государства.
2. Отработать навыки работы с текстом, умение находить главное, существенное.
Метапредметные:
Познавательные УУД;
- ставить и формулировать проблему;
- анализировать информацию учебника;
- делать выводы, обобщать знания, выделять главное, анализировать и синтезировать материал;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-запись, фиксация информации об окружающем мире;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные УУД:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные УУД:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в групповой деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные УУД:
- сформированность познавательных мотивов - интерес к новому;
- стремление к самоизменению - приобретение новых знаний и умений;
- чувство патриотизма и гордости за свою страну Оборудование: -Учебник А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир» 2 часть. «Моё Отечество»; - карточки с опорными словами; - презентация в Microsoft Power Point.



ХОД УРОКА I. Орг. момент Добрый день. Ребята, сегодня таким большим дружным коллективом мы вновь окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. Итак, продолжим путешествие по Реке Времени. II. Актуализация знаний. Для начала вспомним, когда было создано древнерусское государство. Что произошло в 988году на Руси? Какое государство и почему было создано в 13 веке на восточных границах русских земель? С каких исторических событий начались времена Московского государства? III. Постановка проблемы. Ребята, внимание на экран. Просмотр документального фильма «Путешествие по Москве». Какую Москву вы увидели? Отличается современная Москва от Москвы времен Московского государства? Чем? Похожи люди Московского государства на нас, современных людей России, или нет ? (Нет) Ребята, до наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Наши предки превыше всего ценили мудрость человеческую. Объясните смысл следующих пословиц. Без труда не выловить и рыбку из пруда. Слезами горю не поможешь. Мал золотник, да дорог. -Так какие же качества в человеке ценили наши предки? -А мы их ценим? - Так похожи люди Московского государства на нас или нет? (Да). -На какой основополагающий вопрос мы должны ответить на уроке? (Похожи люди Московского государства на нас, современных людей России, или нет?) Определение темы урока. -Какова тема нашего урока? (Земля и люди Московского государства). -Сравнивать людей Московского государства и современных людей мы будем с помощью таблицы. -Мы говорим о Московском государстве? Что такое государство? (Механизм управления обществом в какой -либо стране) -Что должно быть у каждой страны? (Территория с границами) -Значит, начнём сравнение Московской Руси с современной Россией с размера территории. -Кто населяет территорию любого государства? (Народы). -Что необходимо людям для жизни и в старину и сейчас? (Дома, одежда, транспорт). -Что мы еще можем сравнить? (Профессии и достижения). IV Поиск решения проблемы. Работа в группах. 1 группа Рассмотрите карту на стр. 53 учебника и ответьте на вопросы: - Какую территорию занимала Россия в 16 - 17 веках? - Какие народы жили в России того времени? - К каким морям Россия имела выход? Сравните карту России 16 - 17 веков с картой современной России (стр. 111). - Что осталось без изменения? - Что изменилось? Сделайте вывод и кратко запишите их в таблице в строках «Территория» и «Народы». 2 группа На рисунках на стр. 54 рассмотрите, как выглядели дома, одежда, средства передвижения людей периода Московского государства. - Чьими руками было сделано все, что окружало людей того времени? Сравните дома, одежду, и другие предметы 16 - 17 веков с тем, что окружает нас. - Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся. Сделайте вывод и кратко запишите его в таблице в строке «Дома, одежда и др.» 3 группа Прочитайте текст на стр. 52 - 55 (до текста «Вековая мудрость»). С помощью текста и иллюстраций к нему подберите названия к рисункам на карточках. Поместите рисунки в схему - треугольник, распределяя на «знатных» и «незнатных». 4 группа Прочитайте текст на стр. 52 - 55 (до текста «Вековая мудрость»). Сравните занятия и профессии людей Московского государства с занятиями и профессиями людей современной России. - Перечислите несколько современных профессий, которые не могли быть в Московской Руси. - Сделайте вывод и кратко запишите его в таблице в строке «Занятия и профессии». 5 группа Прочитайте текст на стр. 55 - 56 «Вековая мудрость». - О каких достижениях и изобретениях людей периода Московского государства моно рассказать, пользуясь текстом и рисунками? - предположите, какими техническими приспособлениями воспользовались бы современные люди для выполнения той же работы, что делали люди Московского государства. - Сделайте вывод и кратко запишите его в таблице в строке «Занятия и профессии». V. Физминутка.

Отчет по работе в группах.

Признаки

России 16 - 17 веков

Современная Россия

Территория

Увеличилась по сравнению с Древней Русью.

Почти не изменилась. Отделилась на юго - западе, добавилась на Дальнем Востоке.

Народы

Множество народов.

Множество народов.

Дома, одежда и т.д.

Изготавливались вручную. Сильно отличались у знатных и незнатных

Многое изготавливается на фабриках, заводах. Люди могут купить или построить то, что им подходит.

Занятия и профессии

Знатные: великий государь, бояре, дворяне.

Незнатные: стрельцы, крестьяне, купцы, ремесленники.

Многие профессии исчезли, появилось много новых.

Достижения

Сложные постройки, изготовление пушек, книгопечатание, составление карт.

Множество открытий.

VI. Расширение нового знания (по ходу работы)

а)Давайте сравним жилища крестьянина и боярина.

б)Давайте определим отличие этих слоев населения.

Как вы думаете, кому приходилось больше работать? Почему? Какие еще есть отличия, кто заметил? (Иллюстрация на с.12)

Какой можно сделать вывод? (Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам. Бояре, дворяне, стрельцы жили в городах.)

в)Ремесленники-купцы продавали свой товар. А много тогда продавали книг? Почему книг продавали мало?

г) Выступления учащихся по теме исследования «Иван Федоров».

1. В 1553 году Иван Грозный приказал построить печатный двор. Возглавить эту работу поручили мастеру печатного дела Ивану Фёдорову. Забот у него было немало: ему приходилось и за постройкой печатного двора следить, и обучать работников, которые по его заказу изготавливали типографские станки и инструменты.

2. И вот уже скоро в Москве на Никольской, у Гостиных рядов, недалеко от Кремля, выросли новые палаты - Московский печатный двор. На Руси появилось новое ремесло - книгопечатание.

3. 1 марта 1564 года Иван Фёдоров закончил свой славный труд - первую на Руси печатную книгу, она называлась "Апостол". Несколько экземпляров этой книги дошли до нас и бережно хранятся в отделе редких книг в Москве, Петербурге и других хранилищах.

Время выхода в свет «Апостола» в истории принято считать началом русского книгопечатания

4. В 1634 году был издан первый русский букварь. Это была вообще одна из первых печатных книг не церковного, а гражданского содержания.

5. Книгопечатание в России стало сильным орудием распространения знаний и просвещения. Вот почему начало книгопечатания является одним из самых крупных событий в истории культуры нашей страны, а Иван Фёдоров - выдающимся деятелем русской культуры.

Возвращаемся к основному вопросу урока. Похожи люди Московского государства на нас, современных людей России, или нет.

Вывод: во времена Московского государства уровень науки и техники был гораздо ниже современного, но это не мешало людям добиваться значительных результатов во всех сферах жизнедеятельности. Современное общество во многом отличается от прежнего, но в людях по - прежнему ценится мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства.

Применение нового знания.

- Какими делами наших предков мы могли бы гордиться?

- А наши предки какими делами современников могли бы гордиться?

VII. Итог урока.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что было непонятно на уроке.

- Что было самым интересным?

VIII. Домашнее задание: выполнить одно из занятий в тетради к теме 10, найти строчки из песен, стихов о Москве.







© 2010-2022