Урок и презентация по русскому языку на тему Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 3 класс

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление.

Тип урока: урок - закрепление

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Цель урока: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне; отрабатывать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

Задачи урока:

  • Образовательные: совершенствовать умения проверять и писать слова с непроизносимыми согласными;

  • Развивающие: развивать речь, внимание, мышление;

  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение и взаимопомощь.

Предполагаемый результат

Предметный результат:

Проверять слова с непроизносимыми согласными; подбирать родственные слова, делить слова на группы по видам орфограмм.

УУД:

Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному плану, используя необходимые средства; уметь организовывать свое рабочее место и работу;

Познавательные: делать выводы на основе обобщения; определять последовательность действий для решения предметной задачи;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при работе в паре. Аргументировать свою точку зрения.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения Занкова; технология деятельностного метода обучения; технология оценивания учебных успехов.

Оборудование: учебник по русскому языку, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к учебной деятельности

- Ребята, откройте тетради, запишите «Число, классная работа»

- Сегодня на уроке мы- детективы и работаем в «Детективном агентстве». (СЛАЙД 1)

- А кто такой детектив?

- Где мы можем это узнать? (в «Толковом словаре»)

- Посмотрите на слайд, сколько значений слова детектив вы видите? (СЛАЙД 2)

Детектив - (англ. detective - от лат. detectio - раскрытие), 1) специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции, сыщик. 2)Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.

- Что можете сказать об этом слове? (слово «детектив» - многозначное)

- Какое из значений слова подходит к нам?

- Хороший детектив, как хороший профессионал, а также как хороший ученик, должен обладать определенными качествами.

- А какими качествами?

1) быть очень внимательным

2) уметь слышать, видеть, наблюдать

3) быть трудолюбивым.

- Недаром говорят «Человек трудолюбивый - самый счастливый». (СЛАЙД 3)

- А когда детектив будет счастлив?

Когда хорошо потрудится и раскроет дело, преступление.

- Пусть эта изречение будет девизом нашей сегодняшней работы. Хорошо потрудимся, расследуем дело и станем счастливее от проделанной работы.

- Вы готовы к работе? Тогда начнем!

Записывают в тетрадь

Отвечают



Отвечают

2. Актуализация знаний.

- В наше детективное агентство поступило срочное сообщение

«Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.»

-Найдите эти согласные.

- Ребята, что это за согласные, которые играют с нами в прятки ? (непроизносимые согласные)

- Где их надо искать? (в словах)

Ответы детей

3. Целеполагание

- Как вы думаете, каким расследованием нам предстоит сегодня заняться? (искать слова с непроизносимыми согласными)

- Правильно, ребята, нам предстоит искать такие слова, работать с ними, находить доказательства, что надо писать эти согласные, даже если они не слышатся.

Ответы детей

4. Повторение

Поочередное прикрепление на доску «элементов фоторобота»

Составление фоторобота (СЛАЙД 4)

- А чтобы найти такие слова, необходимо составить фоторобот, который нам поможет в дальнейшей работе.

- Какие согласные звуки не произносятся, но пишутся? Приведите примеры таких слов.

([д], [т], [в], [л])

- В каких сочетаниях согласных букв они могут встречаться?

(-стн-, -здн-, -лнц-)

- Как проверить, есть ли непроизносимые согласные звуки в слове?

(подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся четко, н-р, радостный-радость.)

- Какие слова нельзя проверить, а надо запомнить?

(Запомните: чувство, лестница, праздник).

- Ребята, если в словах встречаются сочетания - сн-, -зн-, как проверить, что в них непроизносимые согласные не пишутся?

Вспоминаем стих: (СЛАЙД 5)


Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.

Или

Вкусный, гласный, интересный,

Безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

И ужасный, и напрасный-

Этих слов не забывайте,

Букву «Т» в них не вставляйте.

- Молодцы, составили фоторобот. Для чего он нам нужен? (чтобы находить слова с непроизносимыми согласными).

- Ребята, не забывайте в течение расследования обращать внимание на фоторобот. А сейчас мы можем преступить к работе.

Ответы детей

4. Закрепление пройденного материала







Слова - приметы выносятся на доску

1. Следственный эксперимент (СЛАЙД 6)

- Детективы, я буквально сейчас узнала, что нам хотят усложнить работу, и в игру вступают подставные слова с другими орфограммами. Мы должны провести следственный эксперимент, чтобы найти те слова, которые необходимы нам.

- Откройте учебник, с.123 упр.246

- Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, среди них есть те, которые мы ищем, остальное - подставные слова. С какими орфограммами встретились слова?

- В тетрадь выписываем только слова с непроизносимыми согласными, вставляем пропущенные буквы. Подбираем проверочное слово.

Выборочное списывание

Проверка

- Сколько слов нашли? (два).

- Как проверили непроизносимые согласные? (подбирали однокоренные слова так, чтобы согласный был хорошо слышен) (СЛАЙД 7)

2. «Внимание! Розыск!» (СЛАЙД 8)

- С 1 заданием мы справились.

- Но опять тревога, объявлен розыск.

- Необходимо найти слова по определенным приметам, выписать их в тетрадь, подчеркнуть орфограмму.

Работа в парах по рядам

- В одиночку работать сложнее. А для того, чтобы было легче это сделать, будете работать в паре. Ведь детективы работают с напарниками. Все дела раскрываются благодаря взаимопомощи, взаимовыручке.

Прием «Классификация»

- У вас на партах лежит желтый листочек со словами:

Лестница, грустная, властный, чувство, вкусный, ясный, праздник, интересный, яростный. (СЛАЙД 9)

-Детективы 1 ряда вам необходимо найти слова по следующей примете - «Слова с проверяемыми непроизносимыми согласными».

- Детективы 2 ряда находят- «Слова, которые вызывают сомнения и не имеют непроизносимых согласных».

- детективы 3 ряда ваша примета - «Слова с непроверяемой непроизносимой согласной».

- Повторим задачу. Что вы должны сделать?

- На что будете опираться при выполнении работы? ( на фоторобот)

Первая пара, выполнившая задание, поднимает соединенные руки. Помните, действуем четко, слаженно, быстро.

Далее по три человека с ряда выходят к доске и прикрепляют карточки под характеристиками, объясняют почему выбрали это слово.

ДОКАЖИТЕ!

ПЕРЕРЫВ (физминутка) (СЛАЙД 10)

- Розыск закончен, чтобы дальше работать также плодотворно, нужен перерыв. Для этого надо встряхнуться, снять усталость. Проведем разминку.

(под музыку «Следствие ведут Колобки» выполнить движения для тела, зарядку для глаз)

3. Вещественные доказательства (СЛАЙД 11)

- Взбодрились немного, пора за работу. Расследование еще не закончено. У нас появились улики или по другому-вещественные доказательства того, что в некоторых словах просто необходимо писать непроизносимые согласные.

- Перед вами слова. К какой части речи они относятся? На какой вопрос отвечают?

Ненастье, уста, лесть (СЛАЙД 12)

Ненастье - плохая погода

Уста - в старину называли рот

Лесть - угодливое восхваление

- От этих слов надо образовать однокоренные имена прилагательные с непроизносимой согласной в корне слова. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

- А в этих именах существительных есть доказательства того, что такие согласные пишутся. Какие это согласные? (т)

- Сейчас записываем слово - через тире образуем однокоренное прилагательное с непроизносимой согласной, выделяем корень, подчеркиваем орфограмму.

Проверка с места (3 человека) (СЛАЙД 13) - вывод слов по одному

- Молодцы, справились!

-СТН-, -СН-? (СЛАЙД 14)

(фронтальная работа - устно)

- Снова поступило задание расследовать дело. Подбросили письмо с незаконченными предложениями. Ребята, перед вами карточки с сочетаниями -СТН-, -СН-. Я сейчас зачитаю эти предложения, а вы угадайте, какое слово пропущено. Поднимите карточку с сочетанием согласных букв, которые должны быть в слове. Подберите проверочное слово. Кто затрудняется, на помощь вам придет, составленный вами, фоторобот.

  1. Возит этот груз чудесный шофер Петров, нам всем ….(известный)

  2. От дождей верхушками поник и шумит у берега…..(тростник)

  3. От булочки из теста аромат…. (чудесный)

  4. Заяц сытый и негрустный, заяц лист грызет …. (капустный)

  5. У светофора глаз зажегся красный. Стой, пешеход! Твой путь …(.опасный)

- Докажите.

- Дети доказывают после каждого ответа, почему записали то или иное сочетание букв.

4. Частное расследование. Самостоятельная работа.(СЛАЙД 15)

- Итак, уважаемые детективы, все задания мы выполняли вместе, парами, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведет частное расследование.

-На карточках даны предложения. Вам предстоит заменить выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Записать их под словом. Обратите внимание, в словах пропущены буквы, вставьте их, где это необходимо. (СЛАЙД 16)

- Перед началом работы, давайте вспомним, что такое синонимы, для чего они нужны в нашей речи?

- Конечно, синонимы обогащают наш язык, делают его более красочным, разнообразным.
- Приступайте к работе.

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки - первые посланцы близкой зимы.

Небес…ный, вес…ники, здра…ствуй, со…нце, напрас…но

Самопроверка по слайду. (СЛАЙД 17)

- Проверьте себя. У кого не было ошибок? 1? 2 и более?

Открывают учебник

Читают, называют орфограммы

Списывают

Отвечают

Работа в парах



Выходят к доске, доказывают

Разминка

Отвечают



Отвечают

Отвечают с места по одному

Показывают сигнальные карточки, отвечают



Отвечают

Сам. работа в карточке, самопроверка

Аттестация. Рефлексия.

- Расследование подходит к концу. Осталось только подвести итог нашей работы.

Приём «Верные и неверные утверждения»

-У вас на партах лежат красные и зелёные квадраты. Послушайте предложения и определите верное высказывание или неверное. Если высказывание верное, то поднимите зелёный квадрат, а если неверное - красный.

1.В некоторых словах согласные звуки [т, д, л, в] не произносятся, но пишутся. ДОКАЖИТЕ!

2.Согласные, которые не произносятся в слове, называются парными согласными. ДОКАЖИТЕ!

3.Для проверки непроизносимых согласных надо изменить форму слова. ДОКАЖИТЕ!

4. В некоторых словах нельзя проверить непроизносимую согласную. ДОКАЖИТЕ!

- Слова с какой орфограммой мы сегодня искали? (непроизносимая согласная)

- Что помогало нам сегодня на уроке искать непроизносимые согласные? (фоторобот-алгоритм)

- Вернемся к девизу нашего урока «Человек трудолюбивый - самый счастливый». (СЛАЙД 18)

- Что вы можете сказать, глядя на девиз? (Подсказка:Найдите в пословице слово с непроизносимой согласной.)

- Можно сказать, что вы сегодня стали счастливее? Почему? (много трудились, запомнили и закрепили правило, будем писать без ошибок)

- Мы весь урок доказывали, исследовали, искали слова с непроизносимой согласной, а сейчас оцените свое трудолюбие, свои знания сигнальными карточками. (СЛАЙД 19).

-Поднимите зеленую карточку, если

-Я знаю, как проверять слова с непроизносимой согласной и умею применять это правило на практике.

Красную, если

- Я понял, но у меня еще есть затруднения в применении правила .

- Спасибо, ребята за работу.

Показвают карточки, отвечают



Отвечают

Оценивают себя



© 2010-2022