Экскурсионная программа, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экскурсионная программа, 2 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА

Экскурсионная программа

для 2 «Б» класса



Разработчик:

учитель начальных классов

Лещенкова Л.М.

2014 - 2015 у.г. Экскурсионная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования ставит перед школой ряд целей и задач, среди которых воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, творческого отношения к учёбе, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к истории и культуре своей страны и других народов, к природе и окружающей среде. В осуществлении поставленных целей и в процессе решения данных задач важную роль играет формирование положительного отношения к школе не только детей, но и родителей, которые вскоре становятся активными участниками воспитательного и образовательного процесса. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся - приоритетное направление воспитательной работы нашей школы. Это значит, что нам не безразлично, кого вы растим, нам важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка» Экскурсия - это часть образовательного процесса. Экскурсия - это реальная возможность решения многих воспитательных задач:

  • воспитание гражданственности;
  • нравственных чувств и эстетического сознания;
  • трудолюбия, развитие творческого потенциала и детей, и родителей;
  • воспитание ценностного отношения к истории, к окружающей среде;
  • воспитание уважения к родителям, к семье, а это одно из важных направлений в нашей работе. А путешествия, экскурсии, различные поездки укрепляют взаимоотношения в семье, способствуют появлению общих интересов, а также созданию дружного коллектива ребят и родителей в классе.
Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету; сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью столицы. Так как экскурсионная программа преследует целый ряд учебных и воспитательных задач, экскурсии можно разделить на несколько групп:
  • учебная; цель - усвоение детьми знаний по учебному предмету
  • краеведческие /знакомство с историей и культурой родного края и народов мира/;
  • общеобразовательная; цель - расширение общего культурного кругозора
культурновоспитательная; цель - усвоение знаний в сочетании с воспитанием Экскурсии - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания. В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:
  • учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
  • образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
  • воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
  • практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
  • здоровьесбережение;
  • развитие общего кругозора и эрудиции;
  • вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
  • системный, плановый характер.
Выделяются следующие направления экскурсионной деятельности:
  • учебно - тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно - технический цикл);
  • воспитательные (духовного цикла, художественно - эстетического цикла, экологического цикла, военно - спортивного цикла, гражданско - патриотического цикла);
  • экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).

Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы. Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников. Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.
  • Задачи:


- овладение навыками самостоятельного наблюдения;
- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия;
- развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;
- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.;
- формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.
Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии В организаций каждой экскурсии можно выделить три этапа:

  • подготовительный период,
  • проведение самой экскурсии,
  • после экскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Подготовительный этап - это сбор и отработка материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы; организация выставок рисунков, макетов, различных поделок; выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские сообщения. После экскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, подключаются родители - выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий. Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков. Экскурсионная работа проходит по следующим направлениям: - экскурсии по истории родного края; - экскурсии по литературной тематике. Мир русской усадьбы; - экскурсии по искусствоведческой тематике; - экскурсии по военно - исторической тематике; - экскурсии в древние русские города и монастыри; - экскурсии на производство; - экскурсии по природоведческой тематике. Важно, что экскурсии планируются заранее и соответствуют изучаемой программе, а также имеют логический результат, итог в том или ином виде (написанного сочинения, оформленного фотоальбома, стенда и др.) Ребята возвращаются из поездок пополнив багаж своих знаний, полными восторга и радости, получившими массу впечатлений! Экскурсионные поездки, имеют не только познавательный характер, но и помогают ребятам лучше узнать друг друга и сплотиться.



















ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общеразвивающая экскурсионная программа,
реализуемая во 2 классе
«Быль и небыль»

Место проведения

Тема экскурсии

Ведущие задачи

Музей - усадьба Пушкина

с. Захарово

Регулярные и пейзажные парки

- расширение образовательного пространства;
- развитие мотивации личности к творчеству и познанию;
- развитие воображения…

Территория с. Ершово

Живая и неживая природа

- расширение образовательного пространства;
- анализ объектов;

- овладение навыками самостоятельного наблюдения;

Экоферма с. Ершово

Животноводство

- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости и т.д.;

Дарвиновский музей

Удивительный мир Земли

- развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;
- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания;
- расширение образовательного пространства;

Палеонтологический музей

"Древнейший мир"

- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;

-установление причинно-следственных связей

ООО «Московский пекарь»

Мастер-класс «Калачи»

- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.;

Звенигородский историко- архитектурный и художественный музей

Путешествие в ХVII век

- формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотизма,

Музей - усадьба Архангельское

Архитектурно-парковый ансамбль

- формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотизма, нравственных качеств личности

Музей - усадьба М.М. Пришвина в Дунино

В гости к Пришвину

- формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотизма, нравственных качеств личности



© 2010-2022