Разработка урока по обучению грамоте тема «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока - технологическая карта по обучению грамоте.

Тема: «Согласные звуки [л], [л']. Буквы Л, л.»

Цели:

Образовательные:

- научить детей находить в словах звуки [л], [л'] и уметь их различать;

- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л'] буквой л.

- формировать умение читать слова с изученными буквами.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь и интерес к миру животных;

- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;

- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;

Развивающие:

- развивать читательский интерес;

- развивать познавательный интерес и активность учащихся;

- развивать устную речь и фонематический слух;

- развивать мышление, память, внимание.

Задачи:

- формировать умение давать характеристику звукам;

- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;

- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;

- читать слоги;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация.






































2.Актуализация знаний.







3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.






























Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели ребята!

Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными!

Сейчас я расскажу вам одну историю. А потом задам вам вопрос.

Жила - была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну - страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу - Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения.

Кто из вас знает. Как звали эту девочку?

Прозвучали разные имена. Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и узнаете, как она попала в страну чудес.

Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова?

Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков.

Молодцы!

- А сейчас мы будем отгадывать загадки.

Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л'] из слов - отгадок.

Учитель читает загадки.

1.Он из леса вышел снова:

Не олень, и не корова.

Тяжелы рога по весу.

Ходит важно он по лесу.

Там хозяин он! Не гость!

Ну, конечно, это - лось.

Картинка - лось.

Произнесём хором слова - лось,

- Какой звук стоит в начале этого слова?

1. Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый - ох, краса!

А зовут её - лиса.

Картинка - лиса.

Произнесём хором слова - лиса,

- Какой звук стоит в начале этого слова?

А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л'], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?

Я вам открою секрет. Она называется - буква эль. Повторим хором!

- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?

Тема урока: Звуки [л], [л'], буквы Л, л.

Сегодня на уроке:

Что мы для этого будем делать?

Дети слушают.

Слайд 1



Дети отвечают: Золушка, Дюймовочка, Алиса и другие варианты.

Дети отвечают.



Дети называют слова - отгадки.

Лось

Слайд 2

Дети отвечают.

Лиса

Дети высказывают свои мнения.

Дети пытаются сформулировать тему урока.

Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.

Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.

Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Научиться читать слоги и слова с этими буквами.

Личностные:

Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Формирование способности принимать учебную цель и задачу.



4.Работа по теме урока.









5. физминутка







6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике.

Физ мин.







Итог урока.


  1. Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л'] можно обозначить буквой - эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? Это письменные буквы. А звуки обозначаются вот так.

Показ на доске.

  1. Характеристика звуков. Мы сказали, что в слове лось первый звук - ?

Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л].

Какой он?

Гласный или согласный? окажите.

Мягкий или твёрдый?

Звонкий или глухой?

Самые звонкие называются -сонорные!

В словах лиса первый звук - ?

Теперь давайте дадим характеристику звуку [л ].

Какой он?

Чем отличаются эти звуки?

Чем они похожи?

3. Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. На какие 2 группы можно разделить эти слова?

ЛОСИ

ЛЕВ

ЛИСА

КОЛЬЦО
ЗОЛУШКА

ЛИСТ

4. Работа в парах. По вариантам- Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: лиса (составляют на парте и на доске 1 вариант), лоси (составляют на парте и на доске 2 вариант).

Сравнить по образцу и оценить свою работу.

Правая ладошка- все без ошибок

Левая ладошка -есть недочеты

Схемы остаются перед глазами.

К нам в гости буква «Л» пришла

Её Алиса нам нашла,

Мы сейчас Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем немного с вами.

Вправо, влево - повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх, руки в бок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы мы, ребятишки!

Замедляем дружно шаг.

И на месте стой, вот так!

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно.

А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем - как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать.

Задание - составить из слогов слово - получается слово Алиса.

Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать.

Имя Алиса начинается с буквы А.

А какие вы знаете имена на букву Л? Как мы их будем писать? Почему? А зачем ещё нужна заглавная буква Л? Что ещё мы будем писать с заглавной буквы?

  1. Работа по учебнику.

? Кто и что изображено на иллюстрации?

Из какой сказки лиса? (лисичка-сестричка и серый волк).

В каких русских народных сказках еще встречается лиса?(теремок, колобок, кот,лиса и петух, лиса и журавль.)

Буква Л-летела,на указку села!

Глазками её поймай и за ней понаблюдай!

(Минутка отдыха для глаз

Что еще изображено на картинке? лукошко

Словарная работа: лукошко

Что означает это слово?(плетеная корзина из лыка и прутьев)

Лапоть-что означает это слово?

(раньше люди плели из лыка или бересты, это крестьянская обувь, которая охватывает ступню)

Чтение слогов и слов.

Хоровое чтение слогов и слов

1-строку читают девочки

2 строку читают мальчики

3- все вместе

Найдите 4 - ый столбик. Давайте прочитаем эти слова. Сравните написание и произношение слов четвертого столбика. Что вы заметили необычного (к первому слову прибавляются слоги)

Чтение предложений

Давайте прочитаем эти предложения.

-выберите из текста предложение к данной схеме.

Работа с иллюстрациями.

Рассмотрите рисунки и подберите к каждому соответствующее предложение. Обратите внимание, что общего в этих словах? Чем различаются?(Мало, мало)

Игра «Замени букву» р на л

Назови получившееся слово. Сначала разбираем верхнюю строчку (по одному ученику), затем нижнюю.

Работа с пословицей

Лучше поздно ,чем никогда

С какой буквы начинается пословица?

Сколько таких букв в пословице?

Как вы понимаете ее смысл?

- Что мы делали сегодня на уроке?

Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л']. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?

Слайд 3

Слайд 4,5

Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.



Один мягкий, другой - твёрдый.

Они согласные, они звонкие.

Слайд 6

.

Работа в парах.

Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу. Показывают правую ладошку -если все верно, левую, если есть недочеты.



Один ученик на доске составляет слово - Алиса.

Слайд 7

Дети отвечают на вопросы.

.

Беседа.

Ответы детей. Высказывают свое мнение.

Высказывают своё мнение.

Хоровое чтение

Называют все слова.

Роман наломал веток.

Дети отвечают на вопрос и делают вывод.

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.

Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог.

Регулятивные:

Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.



Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.



Познавательные:

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:

Формирование умения делать выводы.

8. Рефлексия.

Что было трудно? Что легко?

-Что больше всего понравилось?

Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то покажите знак соответствующий смайлик.

Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак соответствующий смайлик.

Вспомните у нас была декада русского и языка, мы оживляли буквы, оживите и вы дома букву эль .

Красный смайлик-все выполнялось,без затруднений

Зеленый- есть недочеты в освоении темы

Синий - непонял большую часть материала, нужна помощь.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.



© 2010-2022