- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему
Урок литературного чтения на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Немыкина Л.А. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» Цели: Образовательные: создать условия для знакомства учащихся со сказками А. С. Пушкина способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; способствовать обогащению словарного запаса; способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи). Развивающие: способствовать развитию речи учащихся, умения определять жанр произведения. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к детской литературе; нравственных качеств.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!»
- Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.
1. Назовите автора семи сказок:
И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский
2. Назовите сказку А.С. Пушкина:
«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок-золотой гребешок»
«Петух и собака»
3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»:
Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей
- Тема сегодняшнего урока «А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
3. Сообщение целей урока
4. Повторение
- Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.
- Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
- За 38 лет оставил такое наследие потомкам!
- Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года.
-
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831
-
«Сказка о попе и работнике его Балде», 1831
-
«Сказка рыбаке и рыбке», 1833
-
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833
- Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
- Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.
5. Работа по «Сказке о золотом петушке»
а) Чтение сказки учителем и сильными учениками
б) работа по содержанию:
- Назовите главных героев сказки главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)
- Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
Задиристый, грозный, беспомощный, жадный, злой, глупый, жестокий, своенравный,
самодурный
- Докажите словами текста, что царь был задиристым (-т.е. право определял силой)
(И соседям то и делоНаносил обиды смело)
.- В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
- Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
- В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)
- В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)
- Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)
- Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
-Докажите злость Дадона.
(Со злости
Инда плакал)
- А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
- Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
- В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
- Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
- Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет (Горы золота сулит)
- Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)
- О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)
- Подходит это слово - эпитет к нашему герою?
- Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)
- Добро и зло - это неделимые, вечные начала.
- Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)
-Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)
- Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?
(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»
Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)
- Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)
- Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)
6. Физминутка.
- Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.
7. Продолжение работы над сказкой
- Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
- Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?
Петушок (верный, справедливый)
- Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)
- Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
- Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)
- Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)
8. Работа с пословицами и поговорками
-
Не рой другому яму - сам туда попадешь.
-
Правда суда не боится.
-
По правде и сила.
-
Пока жареный петух в голову не клюнет…
- Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)
- Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)
9. Рефлексия
10. Итог урока
- Чему научила вас эта сказка?
- Закончить наш урок я хочу словами Пушкина
«Сказка ложь, да в ней намек!