Из опыта работы «Развитие коммуникативных умений»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Описание опыта работы

«Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учёта их типологических особенностей личности»

учителя начальных классов

МАОУ Лопазновская ООШ Сладковского района Тюменской области

Барешко Светланы Николаевны





















Важным фактором психического развития школьника является его общение со взрослыми и сверстниками. Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Формировать коммуникативные умения можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации. Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста остается актуальной. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом. 1. Понятие коммуникативные умения. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. В словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. Умения - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Под коммуникативными умениями в педагогике понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения . 2. Особенности развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте. В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Природа щедро одарила человеческий род: на земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности, ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств. В процессе оценки развития коммуникативных умений учащихся выделяют базовые коммуникативные умения, связанные с соблюдением этикетных норм и процессуальные коммуникативные умения, необходимые ребенку в процессе сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками В их числе следующие:

  1. степень эмоционального благополучия в общении;
  2. характер отношения к себе;
  3. характер отношения к одноклассникам
  4. уровень успешности в общении;
  5. социометрический статус в классе;
  6. степень внешних проявлений дружелюбия;
  7. степень проявления неуверенности;
  8. степень проявления эгоцентризма;
9.степень проявления эгоизма. Кластерный анализ показателей учащихся по пунктам 1-9 дает возможность говорить о трех типах личности младших школьников как субъектах общения в классе. Качественное своеобразие учащихся каждого типа определяет подходы к развитию их коммуникативных умений. Учащиеся первой группы, условно названные как «эгоцентричный тип». Для них характерен недостаточно высокий уровень положительного отношения к себе при высокой степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения в различных формах. Таких учащихся отличает низкий уровень успешности в общении при недостаточной популярности в группе сверстников. Учащиеся этой группы испытывают наибольшие трудности в развитии коммуникативных умений, связанных с сотрудничеством и взаимодействием в группе (вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении). Ко второму «дружелюбному типу» могут быть отнесены школьники у которых ярко выражена позиция положительного отношения к одноклассникам. Следствием этого также является высокий уровень показателей дружелюбия, положительного социометрического статуса в группе, высокий уровень удовлетворенности общением, высокий уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений, а также низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений. У детей «дружелюбного типа» имеются индивидуальные барьеры общения, которые также влияют на развитие отдельных коммуникативных умений и могут стать предметом воспитательной работы с ними. К третьей группе «неуверенного типа» принадлежат школьники, которые имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений. Они крайне недоверчивы, настороженно относятся к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Для них характерен несколько выше среднего уровень внешних проявлений дружелюбия, высокая степень неуверенности и низкие показатели эгоцентризма и эгоизма. Эти учащиеся испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений (умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении). 3Формы развития коммуникативных умений младших. Рискну утверждать, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников зависит от правильно организованной и систематической работы, с учётом типа личности ребёнка, при соблюдении следующих педагогических условий. - организация сюжетно - ролевых игр на уроках и во внеурочное время; - организация коллективных творческих дел; - организация групповых форм работы на уроках и во внеурочное время. Рассмотрим особенности этих условий в сфере коммуникации. 1.КТД - коллективное творческое дело - это общественно важное дело, направленное на заботу об улучшении окружающей жизни на радость и пользу себе и людям, что предполагает активное творческое участие каждого члена коллектива на всех этапах организации и подготовки дела. КТД - форма работы, которая направлена на:
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  • Реализацию коммуникационных потребностей.
Обучение правилам и формам совместной работы. 2. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: - взаимное обогащение учащихся в группе; - организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; 3. Игра - это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами развлечения. Имеются 2 основных типа игр: 1. Состязательные игры - в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели. 2. Кооперативные игры - в которых игроки и команды идут вместе к общей цели. 4. Из опыта работы В построении учебно-воспитателного процесса я пыталась соединить идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения. Это представляет учителю большие возможности для совершенствования ряда процессуальных коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища по классу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе; высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженно давать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д. Очень эффективным методом развития коммуникативных умений, учитывая типологические особенности детей, были организованные на уроках групповые формы работы. Я стараюсь организовывать работу в разноуровневых группах, среди учащихся с разным типом личности, что заставляет младших школьников, для достижения конечной цели, вырабатывать определённую стратегию поведения в микрогруппе. Развивать коммуникативные умения младших школьников с успехом можно и на классных часах, что я и использую в своей работе. Мной был разработан цикл классных часов, направленных на развитие коммуникативных умений с использованием различных диагностик, тренингов, игр, бесед. Кроме всего вышеперечисленного существует ещё очень много приёмов, систем методических рекомендаций по формированию коммуникативных умений. Поэтому стоит остановиться на приемах, играх которые применялись на уроках, воспитательных мероприятиях, перед которыми также ставилась задача решения проблем коммуникативного общения детей. Это упражнения для предупреждения агрессивных форм поведения, на развитие невербальных средств общения (психогимнастика, мимика, жесты, пантомимика), на создание соответствующего положительного эмоционального фона общения, на развитие его содержательных мотивов, адекватной манеры поведения. К ним относятся: - Ролевая гимнастика - снятие напряжения, расширение поведенческого репертуара.
  • походить как: лев, цапля, лягушка и т.д.
  • спеть известную песню на другой мотив, шепотом, прокукарекать, с разной скоростью.
  • посидеть как: пчела на цветке, кот в засаде, курочка на жердочке.
- Упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций. «Изобрази ситуацию».
  • - помирись с другом,
  • - попроси прощение у бабушки,
  • - приласкай, пожалей маленького брошенного котенка.
«Как поступить?»
  • - ребенок не участвует в общей игре,
  • - один из всех детей не ест конфеты,
  • - один из всех не помогает маме в уборке.
Конечно, это только первые шаги долгого учебного процесса, но они могут стать основанием, для развития коммуникативных умений и навыков, которые в дальнейшем помогут учащимся добиваться высоких результатов в достижении поставленной цели. Уже сейчас можно сказать, что многие дети умеют работать в парах и группах. Меньше времени уходит на распределение ролей. Меньше стали обращаться за помощью к учителю, очень часто могут искать выход из трудной ситуации самостоятельно. Заключение Изучив психолого-педагогическую литературу я рассмотрела, как при соблюдении некоторых педагогических условий, учитывая типологические особенности личности младших школьников, развиваются их коммуникативные умения. Раскрыв понятие «коммуникативных умений» я пришла к выводу, что общаясь друг с другом, люди опираются на различные умения и навыки, приобретённые ими ранее. Также я выявила значимость развития коммуникативных умений у учащихся начальных классов. Проанализировав особенности развития коммуникативных умений, я пришла к выводу, что начальная школа является ведущим звеном в развитии коммуникативных умений младших школьников. Так как младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития, потому что именно в этот период закладываются основы развития его учебной и трудовой деятельности. Происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка. В настоящее время школы переходят на личностно-ориентированные технологии, которые отражены в ФГОС второго поколения. Они ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития его природных потенциалов. Апробированные мной материалы по развитию коммуникативных умений у младших школьников помогли мне убедиться в том, что работа с детьми в этом направлении представляет личностно-ориентированные технологии, характеризующие сотрудничество участников педагогического процесса, демократизм, равенство и равноценное партнерство не только самих детей, но и детей со взрослыми.










© 2010-2022