- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики в 3 классе Умножение на двузначное число
Урок математики в 3 классе Умножение на двузначное число
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарева И.А. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок математики в 3 классе (1-4)
«Математика-3» Л. Г. Петерсон
Бондарева Ирина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №35»
Тема: Умножение на двузначное число.
Тип урока: изучение нового материала. Цель. Создание условия для самостоятельного «открытия» учащимися способа умножения на двузначное число. Задачи: 1. Формировать умение выполнять умножение на двузначные число. 2. Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал. 3. Формировать умение работать в группе; воспитывать культуру общения. Оборудование: таблицы с изображением прямоугольников, таблица «Скорость. Время. Расстояние» для составления задачи, схема к задаче, листочки для математического диктанта с точками и цифрами. І. Оргмомент. ІІ. Актуализация знаний учащихся. Задача: воспроизвести в памяти детей распределительное свойство умножения, умножение на однозначное число. 2. Математический диктант.
40∙3,84:2,12∙6,480:4, 27∙3, 90:30, 14∙3 У каждого ребёнка листок с точками и числами (ответами). Ученики соединяют полученные ответы прямыми линиями. В результате правильно выполненных вычислений должен получиться рисунок-домик, состоящий из треугольника и прямоугольника. -Покажите, что у вас получилось. (Самооценка). Если у вас получился такой же рисунок поставьте «+», если есть какая-то ошибка « - «.
- Из каких фигур состоит ваш рисунок? ( Из треугольника и прямоугольника) - Запишите на чертеже: условная длина прямоугольника 503см, а ширина 400см . - Найдите площадь прямоугольника. - Как будете находить площадь? (Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину, 503 на 400). -Как удобнее выполнить умножение? ( Умножение удобнее выполнить в столбик).
-Проговорите умножение данного примера. (Пишем 503, умножаем на 400, при этом число 4 подписываем под 3, нули оставляем в стороне. Умножаем 503 на 4, приписываем два нуля, получается 201 200). - Что вы можете сказать о числе 201 200. - Назовите предыдущее число. - Назовите последующее. - Сколько единиц десятков в этом числе. - Сколько всего десятков. - Сколько единиц сотен. - Сколько всего сотен. - Увеличьте это число на 1000. - Уменьшите на 100. 3. Работа по чертежу. а b b с c - Откройте тетради, запишите число. - Запишите, как найти площадь прямоугольника, изображённого на чертеже. (1 способ. Сложить длину сторон b и с и умножить на а, (b + c) · a). 2 способ. Найти площадь первого прямоугольника, умножить а на b. Найти площадь второго, умножить а на с и полученные произведения сложить а· b+ а· с). - Равны ли, полученные выражения? (Равны). -Почему? (Площадь прямоугольника не зависит от способа её нахождения). -Какое свойство чисел выражает полученное равенство? (Распределительное свойство умножения). - Объясните его смысл. (Чтобы умножить число на сумму, надо умножить это число на первое слагаемое, затем на второе слагаемое и полученные произведения сложить). 4.Работа по чертежам и выражениям. 21 ∙ 56 21 ∙ (50+6) 21 ∙ 50 + 6 21 ∙ 50 + 50 ∙ 6 21 ∙ 50 + 21 ∙ 6 21 21
50
56
6
- Записаны пять числовых выражений. Какие из них равны? Почему? (Равны 1,2 и 5 выражения. Во втором выражении число 56 заменили суммой разрядных слагаемых, в 5 выражении применили распределительное свойство умножения).
- Подберите к этим выражениям чертёж. (К первому выражению подходит первый чертёж, ко второму и пятому второй чертёж).
ІІІ. «Открытие» детьми нового знания.
Задача: самостоятельное открытие учащимися нового вычислительного способа.
1.Создание проблемной ситуации.
- Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 21 и 56 единиц длины. (Это задание вызовет затруднение, но некоторые дети на основе проведённой работы попытаются выполнить вычисления, используя распределительное свойство умножения). Установить причину затруднения.
- Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше? (Мы умножали только на однозначные числа или на числа, оканчивающиеся нулями).
- Кто нашёл ответ? (Ребёнок, сумевший правильно вычислить пример, объясняет свой способ действия).
- Объясни, как ты рассуждал. ( В случае необходимости, задать наводящие вопросы. Какой суммой ты заменил двузначный множитель? Как выполнено умножение? Каким свойством воспользовался?)
2. Выдвижение и обсуждение гипотез.
-Давайте подумаем, поможет ли этот способ умножения в других подобных примерах? (Lа)
-Давайте повторим последовательность операции. (Я заменил число 56 суммой разрядных слагаемых, умножил 21 на 50, 21 на 6 и полученные произведения сложил).
-Всегда ли выполнимы эти операции? (Такие операции выполнимы всегда). - Значит, теперь мы сможем выполнить умножение на любое двузначное число. - Как вы думаете, есть более удобная запись? (Да, умножение в столбик). - Давайте рассмотрим, как получить запись этого примера в столбик. С. 25, з.2 (б) учебника. -Как получили запись первого столбика? (В первом столбике записана сумма произведений числа 21 на 6 и на 50, т. е чисел 126 и 1050. -Как получили запись второго столбика? (Во втором столбике вверху записаны сами множители). -Чем отличается запись в третьем столбике? (На конце второго слагаемого нет нуля). -А почему можно не писать ноль на конце второго слагаемого? (Потому что при сложении с нулём число не меняется). -Всегда ли здесь будет получаться ноль? Почему? (Всегда, потому что умножаем десятки). -Верно, поэтому короче сразу умножить не на 50, а на 5, но в сумме сдвинуть произведение 105 на разряд влево. -А какая запись удобнее - в строчку или столбик? (В столбик). - Значит, мы ей и будем пользоваться. -Попробуйте сами составить алгоритм умножения на двузначное число. -Давайте сопоставим наш вывод с текстом учебника. ІV. Первичное закрепление с комментированием. Задача: формирование умений решать примеры данного вида. 1. Решение примеров из учебника с. 26 № 5(б, 2 столбик). Индивидуальное решение у доски с комментированием (2 примера). 2. Решение примеров в паре с проговариванием алгоритма. 3. Решение задачи по схеме и таблице. Чтение задачи по схеме. Анализ задачи от вопроса к данным. -Что надо узнать в задаче? (Какое расстояние осталось проехать поезду). -Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет, потому что мы не знаем, какое расстояние он проехал). -Что надо знать, чтобы найти расстояние? (Надо знать скорость и время движения). -Известна нам скорость и время движения поезда? (да) - Как найти расстояние? (Надо скорость умножить на время). - После того как мы найдём расстояние пройденное поездом, что мы должны будем сделать. (От расстояния между городами отнять пройденное расстояние). Запись задачи на доске с комментарием. - В задаче вам встретился случай умножения на двузначное число. -Кому трудно решать такие примеры? V. Контроль за усвоением. Задача: установить степень усвоения нового способа умножения на двузначное число. Самостоятельная работа по карточкам. VΙ. Итог урока.
-Чему мы сегодня научились на уроке?
-Давайте повторим алгоритм умножения.
VΙΙ. Домашнее задание.
С. 26, № 5(а), № 7, правило.