Урок окружающего мира в 1 классе «Электричество в нашем доме»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 1 классе

(УМК "Перспектива", авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая)

Тема урока. Откуда в наш дом приходит электричество. Электричество в нашем доме

Образовательные задачи: формировать представление о том, что электричество в нашем доме - результат труда человека , использующего богатства неживой природы; обобщить имеющиеся у учащихся сведения о бытовых приборах и мерах безопасности при обращении с ними.,

Развивающие задачи:
-формирование первичных умений практического исследования:

-формирование интеллектуальных умений: мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы,

Воспитательные задачи:
-формировать интерес к познанию окружающего мира.
-вызывать радость открытий, полученных из опытов,
-формировать умение работать в коллективе.

Планируемые достижения учащихся:

-узнать о способах получения электричества,их доставки в наш дом;

-запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами.

-научиться находить среди предметов домашнего обихода электроприборы;

Оборудование.

У учителя: магнитофон, диск с аудиозаписью, презентация - сопровождение к уроку, шарики надувные, картинки с изображениесм бытовых предметов искусственная новогодняя елочка.

У учащихся:разрезные картинки с изображением электроприборов, расчески, изолента, ножницы, ёлочная игрушка, выполненная из перегоревшей лампочки

Ход урока:

1.Вступительное слово с приветствием гостей открытого урока

Учитель:

Пусть звенит мороз трескучий,
Пусть стучится к нам в окно!
Собирайтесь, гости, в кучку:
Ждём мы вас давным - давно.
Тот, кто к новому стремится -
Тот мороза не боится!
Учащиеся:- Здравствуйте, дорогие наши гости!

2. Определение темы урока (какое новое знание должно быть открыто)
Учитель: Что вы делаете дома вечером, когда вам становится скучно, а дома никого нет? Ответы детей : смотрю любимые мультфильмы, играю в компьютерные игры) Учитель включает магнитофон с аудиозаписью «Голос электричества»: - Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Магнитофон и телевизор работают благодаря мне. И вы смотрите ваши любимые мультфильмы.

Учитель: Что же это за волшебник, который так много умеет?

Уч-ся: Это электричество.(Это ток.)

Учитель: Правильно. Это электричество(1 слайд : слово "электричество") 3.Проблемная ситуация. Учитель: Откройте учебник на стр. 58 и 59, рассмотрите рисунки.Какие из них можно объединить в группу "Электричество"? (проверка по слайду 2) Проблемный вопрос

  • Кто из вас догадался, ребята, что нам сегодня надо узнать?
  • Сегодня на уроке мы выясним, откуда в наш дом приходит электричество.
4. ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.
Учитель: Как вы думаете, всегда ли в жилище человека было электричество? Уч-ся: (версии детей)

Учитель: Хотите узнать историю о том,откуда в наш дом приходит электричество?

Учитель: В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.(слайд 3: костер, факел)

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ Учитель: Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом?

Уч-ся: (версии детей) Учитель: Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. (слайд 4: интерьера крестьянского дома).Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ.

Учитель: На какое слово похоже слово "светец"?

Уч-ся: Свет. Учитель: Да, конечно, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Люди пользовались свечами, керосиновыми лампами (слайды 5,6: изображение горящей свечи, керосиновой лампы на столе, лампочка). Учитель:А сейчас что нам светит? Учащиеся: Лампочка.(слайд 7 - изображение лампочки) Учитель: А для чего люди изобрели лампочку ,ведь керосиновая лампа уже была? Учащиеся: Она неудобна в использовании, пожароопасна, свет тусклый.

Работа с учебником , стр.58-59 - Что вы можете сказать о лампе на рисунке стр.58 учебника?(это настольная лампа) - Есть ли у вас дома подобная лампа? Для чего она нужна в доме? - Что горит под абажуром? ( Лампочка, электрическая лампочка). - Кто может рассказать,как пользоваться настольной лампой? Как "зажечь" электрическую лампочку под абажуром? (дети рассказывают правила пользования настольной лампой) - А что нужно сделать, чтобы во всей комнате стало светло? (включить выключатель).Покажите. - И все же, откуда в наш дом приходит электричество (электрический ток)? Посмотрите на рисунок стр. 59.учебника (вверху). Уч-ся: (версии детей)
Учитель: Да,это река, перегороженная плотиной. А зачем ее перегородили? На электростанции, которую вы видите справа от плотины, для выработки электричества должен крутиться особый механизм - ротор турбины. Вот люди и придумали, чтобы падающая с высоты плотины вода крутила этот ротор.От электростанции по проводам элетрический ток бежит туда, где он нужен.
Учитель: У вас на столе кусочки этого провода, посмотрите. Этот провод - дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам оно и попадает в розетки, а затем в электроприборы. У каждого электроприбора есть такой провод.
Физкультминутка. Учитель:Что помогло нам так хорошо отдохнуть? Учащиеся: электричество

5. Планирование выражения решения проблемы. Учитель: Чтобы получить электричество, людии используют силу неживой природы,и, конечно, много трудятся.Вы согласны со мной? Учитель: Так на какой вопрос мы сегодня искали ответ? Уч-ся: Сегодня на уроке мы выясняли, откуда в наш дом приходит электричество. Учитель: Давайте еще раз обсудим, зачем нужно в доме электричество?

6. ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Учитель: Современному человеку электричество необходимо, чтобы работали станки на заводах, чтобы ездили поезда, трамваи. А дома - чтобы работали различные приборы, которые помогают быстро выполнить домашнюю работу.

Дидактическая игра "Собери картинку".
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.


Учитель: Сейчас все мы окажемся на заводе электропиборов. Вы - рабочие этого завода. Соберите свой прибор. Собирайте внимательно, чтобы все работало исправно. Если работа выполнена - на столе "загорается"лампочка (дети поднимают елочную игрушку, сделанную из лампочки).

  • Расскажите, для чего нужен ваш прибор? Какие электроприбоы есть у вас дома? Какими приборами вам разрешают пользоваться?(ответы детей)
  • Скоро праздник Новый год, кому бы вы хотели подарить свой прибор?

Игра "Найди электроприбор"

На доске картинки с бытовыми приборами. Необходимо выбрать только электроприборы.(пылесос, стиральная машина, электромясорубка, вентилятор) Учитель: -В каких случаях электричество может быть опасным?

Дети выбирают картинку, выстраиваются и рассказывают о мерах безопасности в обращении с приборами.

  • Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.

Правила безопасности

Посмотрите внимательно, все ли в порядке с вашими проводами? ( Он поврежден, оголился, видна медная проволока). Если прикоснуться к оголенным проводам, может ударить ток. Это очень опасно. Если такое случилось дома с проводом какого-нибудь прибора, взрослые чинят его. Сначала необходимо вынуть вилку из розетки. Кто умеет это делать? Покажите, как правильно это сделать.(Ученик выходит и показывает на тренажере).

  • А есть люди, которые делают так ... Сейчас, только руки помою. Какие ошибки я допустила? ( взялась за провод мокрыми руками, дергала не за вилку)

Практическая работа.

-Ребята, вылечим наши проводочки. Забинтуем поврежденное место изолентой. Это специальная лента, которая обезопасит провод. Но вам самостоятельно дома чинить провода нельзя. Пусть это делают взрослые, а вы наблюдайте. (дети отрезают кусочек изоленты и обматывают провод)

Послушайте поучительную историю, которая приключилась с одной маленькой девочкой (аудиозапись)

В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки - столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели!
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал:

«В розетке - ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги за провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!»


- Повторим правила безопасности и запомним.

А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и мы постараемся его поймать. Это - статическое электричество.

4. Практическая работа.Опыты.

1. Возьмите расческу и потрите ее о ткань. Поднесите к маленьким кусочкам бумаги.

2. На полу шарики. Один шарик на стене. Прилепите другие шары. (не получается). Потрите о волосы.

На расческе есть электрический заряд. (слайд) Электрические заряды вы наблюдаете и в природе Молния (слайд), некоторые рыбы используют электрические заряды для охоты и нападения (слайд)

Учитель: А если вы захотели послушать музыку в саду или в огороде, когда копаете картошку, например? Там ведь нет розетки.

Дети: Можно вставить в прибор батарейки. Правильно и в батарейках есть электричество. 5. Итог урока. Коллективное составление синквейна «электричество» Какое? Что делает? Что можете сказать об электричестве? Назовите одним словом, что такое электричество?

(Дети предлагают свои варианты, выбираются наиболее точные)

Электричество

Невидимое, необходимое, опасное, статическое

Работает, помогает, облегчает,зажигает, ударяет, проходит, проводит

Главный помощник человека (Горит ясно, если знаешь правила, то безопасно.)

Свет (ток)

- Что узнали на уроке? Чему учились? (ответы детей)

Звучит "голос" электричества:

Пришла пора прощаться,
Но с вами расставаться
Не будем мы друзья.
Я главный ваш помощник,
И без меня, ребята,
Никто на белом свете
Не проживет ни дня.

Поздравляю всех с наступающим Новым Годом! Вот вам мой подарок:

:- Раз, два, три!

Елочка, гори!

На елочке зажигаются огоньки.


Рефлексия

Если вы считаете, что на уроке хорошо поработали, то улыбнитесь и покажите жест "Во! Отлично!

Если считаете, что могли бы поработать лучше, чуть-чуть нахмурьте брови.


© 2010-2022