Конспект урока по познанию мира на тему Рисунок и план

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Рисунок и план Цели урока: - сформировать представление о плане, его признаках и свойствах, научить отличать план от рисунка, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга); - создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы, общаться друг с другом на деловой основе; - воспитывать аккуратность, ответственное отношение к своей учебной деятельности. Оборудование: карандаш, линейка, спичечные коробки , Презентация Microsoft Office PowerPoint, рисунки детей , карточка «Таблица сравнения», тест.

Ход урока

  1. Организационный момент
Игра «Однажды в автобусе»(Деление на пары)
  1. Проверка домашнего задания.
Поменяйтесь с соседом своими рисунками. Определите стороны горизонта. Обменяйтесь листами с соседом. Поставьте друг другу оценки. 2. Постановка задач на урок Учитель показывает на доске рисунок коробка и кубика. - Что изображено на слайде? Что такое рисунок? (Рисунок - изображение предмета таким, каким ты привык его видеть)(слайд 2) А сможем ли мы точно определить размеры предмета по рисунку? - Нет. Для этого мы должны его изобразить на плане. Что же это такое? Как им пользоваться? Что мы можем узнать с помощью его? На эти вопросы мы сегодня и найдем ответ. 3. Изучение нового материала На партах у школьников лежат спичечные коробки . Учитель просит учащихся взять коробок, положить на лист бумаги и обвести его контур карандашом. - Что получилось? (прямоугольник). - Посмотрите сверху на предмет? Какую фигуру мы видим? - Сравните полученные фигуры. (Они одинаковые.) - Чертеж на бумаге и есть план коробка . - Можно ли по полученному чертежу узнать размеры спичечного коробка ? Какие? (Длину и ширину). - Как нам получить план стакана? (Поставить на бумагу и обвести контур дна.) - Что мы получим? (Круг). - Эту же фигуру мы видим, когда смотрим на стакан сверху? - Сделаем вывод, что же такое план? Учитель обобщает высказывания детей и помогает им сделать вывод о том, что план - это чертеж предмета, на котором он виден так, как мы видим его сверху.(слайд 3) План - это вид предмета сверху. План чертится условными знаками. - План небольшого предмета вычертить просто. А как начертить план, например, стола или парты, нашего класса? Посмотрите сверху на свою парту, на учительский стол (кто-то из учащихся выходит и смотрит). - Что мы видим? (прямоугольник) - Значит, на бумаге у нас должен получиться прямоугольник? - Но какого размера? - Такой большой прямоугольник мы не сможем нарисовать на листе наших тетрадей. Что нужно сделать? Учащиеся делают вывод, что нужно уменьшить. - Во сколько раз? Учитель отмечает, что для того, чтобы вычертить план большого предмета пользуются масштабом. Чтобы начертить план стола, нужно определить размеры стола: длину и ширину. Учитель называет размеры (или измеряет прямо на уроке) стола: (например, длина -100 см, ширина - 50 см ) и предлагает уменьшить размеры стола в 5 раз. - Что нужно для этого сделать? - Какие уменьшенные размеры у нас получатся? (длина - 20 см, ширина - 10 см). - Но это тоже не очень удобные размеры для чертежа в тетради! Предлагается уменьшить размеры в 10 раз. - Как теперь сделать чертеж стола на бумаге? (Начертить прямоугольник со сторонами в 10 см (длина) и 5 см (ширина)). Учащиеся вычерчивают план стола. - А как узнать по чертежу настоящие размеры стола? (Размеры сторон прямоугольника умножить на 10, т.е. на столько, во сколько раз уменьшали). - Сделайте вывод о том, что же нужно сделать, чтобы вычертить план больших предметов. (Уменьшить в определенное количество раз.) - А маленьких предметов? Например, канцелярской кнопки? - Вычерчивая план стола, мы пользовались масштабом. Слайд 4 - Что же такое масштаб? Найдите и зачитайте ответ в учебнике. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены настоящие размеры и расстояние на плане, называют МАСШТАБОМ. (слайд 4) После чтения учебника, учитель организует анализ прочитанного: - Что показывает масштаб? - Как записывается масштаб? - Как читать масштаб? (Одному сантиметру на чертеже соответствует 100 см в действительности или на местности.) (слайд 5) Учитель предлагает запись двух масштабов и спрашивает, какой масштаб крупнее (или мельче): в 1 см - 10 м или в 1 см - 100 м. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, в каком случае больше степень уменьшения, т.е. при каком масштабе расстояние уменьшаются в большее количество раз. - Где будут объекты более крупными? Рассуждаем, как и в первом случае: устанавливаем во сколько раз уменьшены размеры в обоих случаях, сравниваем величины и получаем, что во втором случае размеры на плане уменьшены в большее количество раз - в 20000 раз, значит, этот масштаб мельче. На основании работы можно сделать вывод, что чем больше в записи масштаба вторая цифра, тем мельче масштаб, и наоборот.


Физминутка (слайд 6)
4.Закрепление изученного Задание А)Начертите план комнаты, длина которой 6 м, ширина - 5 м. Масштаб: в 1 см - 1 м. - Как вы будете выполнять задание? Давайте составим алгоритм построения плана

  1. Измерить длину и ширину ,

  2. уменьшить размеры,

  3. начертить план стола.

Школьники выполняют задания самостоятельно в парах. (взаимопроверка)


Б)Работа в парах.(слайд 7) - Определите, где рисунок , где план предметов. Как это можно определить? Как мы видим предметы на рисунке , а на плане? (на рисунке - сбоку, на плане - сверху.) Соотнесите рисунки с планом . (Приложение 1) 5.Рефлексия . Заполняется таблица сравнения плана и рисунка. В конечном виде сравнительная таблица выглядит следующим образом:

Таблица сравнения плана и рисунка. (Приложение 2)

Признаки сравнения

Рисунок

План


Как видим объекты?

сбоку

сверху

Как изображены объекты?

Как видим

Условными знаками

Где можно измерить масштаб?

нельзя

можно


Тест (выполняется письменно): 1. Назови букву правильного ответа. План - это: А) вид предмета сверху Б) вид предмета сбоку.

В) изображение предмета таким, каким ты привык его видеть
2. Рисунок - это … А) вид предмета сверху Б) вид предмета сбоку. В) изображение предмета таким, каким ты привык его видеть 3.Чем план отличается от рисунка? Назови буквы с правильными ответами. А) На плане предметы изображены так, как мы их видим. Б) На плане предметы изображены условными знаками. 4. Выбери букву с правильным ответом. Масштаб показывает: А) во сколько раз уменьшены или увеличены настоящие размеры и расстояния на плане; Б) на сколько уменьшены расстояния на плане в сравнении с действительностью. 5. Сравни масштабы, назови, какой из них крупнее. А) 1 см - 5 м. В) 1 см - 50 м. 5. Подведение итогов работы.(Светофор) - Что нового вы узнали на уроке? - Чему учились? - Что больше всего понравилось? - Что было трудным? Почему? - Довольны ли вы своей работой? 6. Домашнее задание: (слайд 8) Прочитать текст на стр.35-36, выполнить задания 1 и 4 после текста, ответить на вопросы. Составить план своей комнаты.



© 2010-2022