Урок литературного чтения на тему Ф. И. Тютчев Зима недаром злится

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 вида»




Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится». Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева; вспомнить главные отличительные особенности зимы и весны; развивать речь; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Оборудование: портрет поэта; выставка книг с произведениями Тютчева.


Урок литературного чтения на тему Ф .И.Тютчев Зима недаром злится...










План урока

  1. Орг. момент.

  2. Речевая разминка.

  3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

  4. Сообщение темы урока.

  5. Новый материал.

  6. Физминутка.

  7. Самостоятельная работа.

  8. Итог урока. Комментирование оценок

  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2. Речевая разминка. Учим чистоговорку (сначала учитель читает вслух, затем дети повторяют ее хором).

На - на - на - наконец пришла весна.
Ло - ло - ло - на улице тепло.
Ка - ка - ка - разлилась наша река.
Ель - ель - ель - с крыши капает капель.
Чьи - чьи - чьи - на улице ручьи.
Ождь - ождь - ождь - льет весенний дождь. 3. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке.

4. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Ф. И. Тютчева и его произведением «Зима недаром злится». Выясним, как поэт представлял себе зиму и весну. 5. Новый материал

Для начала познакомимся с биографией поэта (на доске висит портрет). Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Первое образование получил в домашних условиях под руководством поэта Семёна Раича. Затем учился в Московском университете, после работал в русском посольстве в Мюнхене. Службу провёл в Турине. Благодаря своим путешествиям, его творчество насчитывает сотни произведений, в которых он описывает интересные события. Свои первые стихи начал писать уже в 15 лет. Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.


Работа над стихотворением (учитель читает ).

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.



Словарная работа .

  • нудит

  • трезвон

  • пуще

  • наперекор

- Какие времена года встречаются в стихотворении? - Как охарактеризовал их поэт? - Какие отношения между зимой и весной? - Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы? - На чьей стороне автор? - Почему автор название времён года пишет с большой буквы? Урок литературного чтения на тему Ф .И.Тютчев Зима недаром злится... (Картина Крымова "Зимний вечер") Подготовка к выразительному чтению



Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Почему Зима злится? - Подберите синонимы к слову «недаром» (Не зря, не напрасно). - Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко). - Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит). 2 строфа

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

- Назовите признаки весны, описанные автором. - Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит" - Что подразумевает автор под словом «все»? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы) - Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки) - Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц. 3 строфа

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит... - Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит). - Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение? - А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком). - Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.



Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. - Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая). - Как поэт называет Зиму? Весну? - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? - Синоним к слову "наперекор"? (Назло) - Какие слова надо выделять голосом? - Каким тоном читать стихотворение? (Бодро) - Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка? 6. Физкультминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)

Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь. Подготовка к выразительному чтению. - Прежде чем начать стихотворение, представьте себе образ главных героинь. Чтение стихотворения учащимися вслух четверостишьями, по очереди.
7. Итог урока. - С каким произведением познакомились? - Кто автор этого стихотворения? - О каких изменениях в природе мы узнали? - Что ещё нового узнали? Оценить учащихся. 9. Домашнее задание. Выучить стих наизусть.


© 2010-2022