- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему Ф. И. Тютчев Зима недаром злится
Урок литературного чтения на тему Ф. И. Тютчев Зима недаром злится
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Антонова А.Б. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 вида»
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится». Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева; вспомнить главные отличительные особенности зимы и весны; развивать речь; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Оборудование: портрет поэта; выставка книг с произведениями Тютчева.
План урока
-
Орг. момент.
-
Речевая разминка.
-
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-
Сообщение темы урока.
-
Новый материал.
-
Физминутка.
-
Самостоятельная работа.
-
Итог урока. Комментирование оценок
-
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2. Речевая разминка. Учим чистоговорку (сначала учитель читает вслух, затем дети повторяют ее хором).На - на - на - наконец пришла весна.
Ло - ло - ло - на улице тепло.
Ка - ка - ка - разлилась наша река.
Ель - ель - ель - с крыши капает капель.
Чьи - чьи - чьи - на улице ручьи.
Ождь - ождь - ождь - льет весенний дождь. 3. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке.
4. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Ф. И. Тютчева и его произведением «Зима недаром злится». Выясним, как поэт представлял себе зиму и весну. 5. Новый материал
Для начала познакомимся с биографией поэта (на доске висит портрет). Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Первое образование получил в домашних условиях под руководством поэта Семёна Раича. Затем учился в Московском университете, после работал в русском посольстве в Мюнхене. Службу провёл в Турине. Благодаря своим путешествиям, его творчество насчитывает сотни произведений, в которых он описывает интересные события. Свои первые стихи начал писать уже в 15 лет. Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
Работа над стихотворением (учитель читает ).
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Словарная работа .
-
нудит
-
трезвон
-
пуще
-
наперекор
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Почему Зима злится? - Подберите синонимы к слову «недаром» (Не зря, не напрасно). - Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко). - Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит). 2 строфа
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
- Назовите признаки весны, описанные автором. - Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит" - Что подразумевает автор под словом «все»? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы) - Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки) - Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц. 3 строфа
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит... - Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит). - Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение? - А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком). - Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. - Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая). - Как поэт называет Зиму? Весну? - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? - Синоним к слову "наперекор"? (Назло) - Какие слова надо выделять голосом? - Каким тоном читать стихотворение? (Бодро) - Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка? 6. Физкультминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь. Подготовка к выразительному чтению. - Прежде чем начать стихотворение, представьте себе образ главных героинь. Чтение стихотворения учащимися вслух четверостишьями, по очереди.
7. Итог урока. - С каким произведением познакомились? - Кто автор этого стихотворения? - О каких изменениях в природе мы узнали? - Что ещё нового узнали? Оценить учащихся. 9. Домашнее задание. Выучить стих наизусть.