Рабочая программа по русскому языку 2 класс Образовательная система 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 30»

Петропавловск - Камчатского городского округа


«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ___
от «____» ________ 2015г.
Руководитель ШМО _______(Т. В. Баженова)
«Согласовано»

«____» сентября 2015г

Зам. директора по УВР

__________(Н. А. Дорофеева) «УТВЕРЖДАЮ»
«____» сентября 2015г.

Директор МАОУ «Средняя школа № 30»

__________ (Е.Н. Калига)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


на основе образовательной системы «Школа 2100…»

2 класс

Срок реализации с 01.09.2015 по 28.05.2016 г.


Учитель начальных классов

I категории

Баженова Т.В.





Петропавловск-Камчатский

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка.


Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного - 2 класса МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №30» Петропавловск - Камчатского городского округа. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: -ФГОС НОО - Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.2012г. №273); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785); - СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993). - Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); - Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373» -Учебный план на 2015-2016 учебный год МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»Петропавловск - Камчатского городского округа

Общая характеристика учебного предмета Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др. Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС. С целью повышения качества образования в рабочей программе предусмотрена дифференцированная работа с одаренными детьми (ОД) и детьми, имеющими проблемы в состоянии здоровья, развитии (ИТ) . Цель курса: определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно: - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В рабочей программе нашли отражение задачи: 1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3. формирование у детей чувства языка; 4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В основу рабочей программы положены следующие педагогические принципы:

  • принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  • принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  • принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Продолжительность курса «Русский язык» На изучение русского языка во втором классе отводится 5 часов в неделю. Авторская программа рассчитана на 170 часов. В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа №30» учебный год составляет 35 недель (175 часов). Увеличилось количество часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, которые можно использовать для повторения или резервные уроки.
Кол - во недель
I четверть

8

40 часов II четверть

9

45 часов III четверть

10

50 часов IV четверть

8

40 часов

Итого: 175 часов




Содержание тем учебного курса обучения.



Количество часов 1. Слово (введение)

7 часов 2. Предложение

13 часов 3. Текст

13 часов 4. Слово (продолжение)

122 часа 5. Повторение

14 часов 6. Резервные уроки.

6 часов

Итого: 175 часов


Слово (введение) (7 часов) Звуки речи, их обозначение на письме. Звуки гласные и согласные. Буквы гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Ударение. Роль ударения в речи. Деление слов на слоги. Предложение (13 часов) Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация. Связь слов в предложении. Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса. Текст (13 часов) Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль, основная мысль текста. План текста. Части текста. Абзац. Отличие текста от набора предложений. Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных. Слово (продолжение) (122 часа) Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает? Слова, к которым нельзя задавать вопросы (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел), обозначение орфограммы. Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов. Суффикс (определение). Суффиксы имен существительных: - ок, - ик, - тель, - ушк, - юшк, - енок, - онок, - ят, - ищ, их значение, словообразование. Приставка (определение). Группа приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др. Алфавит. Практическая значимость знания алфавита. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук (й) после согласных перед гласными. Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
  1. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  2. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  3. буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ
  4. разделительные ь и ъ;
  5. проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);
  6. проверяемые согласные на конце слова;
  7. пробел между предлогом и соседним словом.
Повторение (14часов) Обобщение и систематизация знаний, полученных во 2 классе. Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях: 1) обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов); 2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний); 3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); 4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку. Резерв (6 часов)

Формы организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты).

Методы обучения.

Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;

  • индуктивные, дедуктивные;

  • репродуктивные, проблемно - поисковые;

  • самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности:

  • стимулирование и мотивация интереса к учению;

  • стимулирование долга и ответственности в учении;

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно -познавательной деятельности:

  • устного контроля и самоконтроля.

Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
-контрольная работа. - диктант - списывание
  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Качество реализации данной программы будет изучаться посредством мониторинга. Результаты мониторинга фиксируются в сводной таблице (с помощью графика) В рамках накопительной системы, создание портфолио. Тексты КИМов прилагаются.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты - сформированность следующих умений:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Метапредметными результатами - формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Планируемые результаты: К концу обучения курса обучающийся научится:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
  • буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
  • писать предлоги раздельно с другими словами;
  • различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
  • видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • пользоваться справочной литературой;
  • находить дополнительную информацию по предмету
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • находить грамматическую основу предложения.

Календарно - тематическое планирование.

Русский язык

№ урока

Учебные разделы и темы

Деятельность обучающегося

Количество

часов

Дата проведения

урока

Примечание

план

факт

1. Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Что мы знаем о слове? Умение применять полученные знания в практической деятельности.

1



РАЗДЕЛ 1.

Слово (7 часов)

2.

Входная диагностическая работа. Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.). Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова. Находить опасные места в словах. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки - на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Уметь совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему.

1


3.

Работа над ошибками. Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова).

1


4. Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.)

1


5. Как устроен наш язык?

1


6. «Опасные» места в словах русского языка.

1


7.

«Опасные» места в словах русского языка. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание.

1


РАЗДЕЛ 2.

Предложение (13 часов)

8. Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения. Называть признаки предложения. Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. Составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя. Обращать внимание на особенности употребления слов. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

1


9. Комплексная работа.

1


10. Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам.

1


11. Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

1


12. Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.

1


13. Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.

1


14. Конструирование предложений.

1


15. Знаки препинания в конце предложений.

1


16. Знаки препинания в конце предложений. Чтение предложений с различной интонацией.

1


17. Р. Р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам.

1


18. Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

1


19. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение»

1


20. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1


РАЗДЕЛ 3.

Текст (13 часов)

21. Признаки текста. Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. Конструировать тексты из деформированных предложений, абзацев. Вести диалог с автором при чтении текста. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

1


22. Роль заглавия в тексте.

1


23. Связь заглавия с главной мыслью текста.

1


24. Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста.

1


25. Озаглавливание текстов.

1


26. Связь заглавия с темой или главной мыслью текста.

1


27. Конструирование предложений.

1


28. Конструирование предложений и текстов.

1


29. Р.Р.Восстановление деформированного текста. Л.Н. Толстой «Чиж».

1


30. Работа над ошибками. Признаки текста, его отличие от набора предложений.

1


31. Обобщение знаний о тексте.

1


32. Проверочная работа № 2 по теме «Текст».

1


33. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1


РАЗДЕЛ 4.

Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (7 часов)

34. Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу. Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. Объединять слова в тематические группы. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

1


35. Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1


36. Объединение слов в тематические группы. Словарный диктант.

1


37. Конструирование сочетаний слов и предложений.

1


38. Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

1


39. Р. Р. Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Ёлка в лесу».

1


40. Работа над ошибками. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Тематические группы.

1


РАЗДЕЛ 5.

Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (10 часов)

41. Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить вопросы к словам-признакам. Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

1


42. Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки.

1


43. Итоговый диктант за четверть.

1


44. Работа над ошибками. Связь слов-предметов и слов-признаков.

1


45. Связь слов-названий и слов-признаков.

1


46. Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

1


47. Развитие умения подбирать слова признаки.

1


48. Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки»

1


49. Проверочная работа № 3 по теме «Слова - названия и слова-признаки»

1


50. «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения в подборе слов-признаков.

1


РАЗДЕЛ 6.

Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? (6 часов)

51. Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов. Ставить к словам вопросы что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в паре.

1


52. Вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

1


53. Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действия предмета.

1


54. Р. Р. Обучающее изложение текста «Снеговик» по вопросам на основе зрительного восприятия.

1


55. Работа над ошибками. Развитие умения задавать вопросы к словам, находить пары слов в предложении, отвечающие на вопросы кто? что делает?

1


56. Грамматическая основа предложения. Словарный диктант.

1


57. Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета.



РАЗДЕЛ 7.

Связь слов в предложении (8 часов)

58. Как связаны слова в предложении. Вопросы от слова к слову в предложении. Устанавливать связи между словами в предложениях Выделять из предложений пары слов с помощью вопросов Устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы Редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки Составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении Составлять предложения по схемам Подбирать глаголы к существительному Находить, анализировать и исправлять ошибки. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

1


59. В предложении от слова к слову можно задать вопрос.

1


60. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

1


61. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

1


62. Упражнения в конструировании предложений с опорой на вопросы.

1


63. Проверочная работа № 4 по темам «Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? Связь слов в предложении»

1


64. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1


РАЗДЕЛ 8.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (8 часов)

65. Работа над ошибками. Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи. Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их. Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

1


66. Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства.

1


67. Употребление в речи предлогов.

1


68. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1


69. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами.

1


70. Роль предлогов в предложении. Словарный диктант.

1


71. Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос».

1


72. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1


РАЗДЕЛ 9.

Части слова. Корень (4 часа)

73. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

1


74. Р. Р. Составление рассказа "Друзья птиц" по серии картинок и по вопросам (обучающее сочинение).

1


75. Работа над ошибками. Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

1


76. Упражнение в распознавании однокоренных слов.

1


РАЗДЕЛ 10

Части слова. Суффикс. (4 часа)

77. Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса в слове. Выделять суффикс в доступных словах. Характеризовать роль суффикса в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы; Обобщать и классифицировать по признакам.

1


78. Контрольный диктант за 1 полугодие.

1


79. Работа над ошибками. Развитие умения находить в словах суффиксы.

1


80. Разбор слова по составу. Проверочное списывание.

1


РАЗДЕЛ 11

Части слова. Приставка (8 часов)

81. Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки. Выделять приставку в доступных словах. Характеризовать роль приставки в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью приставок. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

1


82. Работа над ошибками. Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах.

1


83. Значение приставок. Слитное написание приставок.

1


84. Развитие умения различать приставки и предлоги.

1


85. Роль приставок в словообразовании. Словарный диктант.

1


86. Обобщение по темам «Части слова. Корень, суффикс, приставка».

1


87. Проверочная работа № 6 по темам «Части слова. Корень, суффикс, приставка».

1


88. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1


РАЗДЕЛ 12

Алфавит. Написание большой буквы в словах (12 часов)

89. Р. Р. Обучающее изложение текста по заранее составленному плану и опорным словам. Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок. Писать сочинение по картинке, проверочный диктант. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

1


90. Работа над ошибками. Закрепление знания порядка букв русского алфавита.

1


91. Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей.

1


92. Развитие умения писать большую букву в отчествах людей.

1


93. Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев. Словарный диктант.

1


94. Большая буква в географических названиях.

1


95. Большая буква в именах собственных и географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке.

1


96. Написание слов типа орёл и Орёл.

1


97. Проверочный диктант № 1

1


98. Работа над ошибками. Упражнения в правописании имён собственных.

1


99. Упражнения в правописании имён собственных. Р. Р. Сочинение по картинке.

1


100. Работа над ошибками. Упражнения в правописании имён собственных и географических названиях.

1


РАЗДЕЛ 13

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (14 часов)

101. Написание букв и, у, а после шипящих (повторение) Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ]. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Группировать слова с изученными орфограммами. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. Писать графический диктант. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.

1


102. Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

1


103. Упражнение в написании буквы и после ж и ш. Графическое обозначение орфограмм

1


104. Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши.

1


105. Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ.

1


106. Упражнение в написании буквосочетаний ча-ща.

1


107. Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений.

1


108. Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.

1


109. Р. Р. Обучающее сочинение по опорным словам «Моя мама».

1


110. Работа над ошибками. Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу.

1


111. Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу. Развитие орфографических умений.

1


112. Упражнение в написании букв и, у, а после шипящих

1


113. Проверочный диктант №2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

1


114. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1


РАЗДЕЛ 14

Правописание букв ь и ъ (16 часов)

115. Способы обозначение мягкости согласных звуков на письме. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ]. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. Группировать слова с изученными орфограммами. Обозначать графически выбор написания. Списывать без ошибок текст, находить «опасные» места в слове, Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. Слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Работать в паре.

1


116. Буква ь на конце и середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине.

1


117. Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в середине и на конце слова.

1


118. Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.

1


119. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и с буквой ь.

1


120. Р. Р. Обучающее изложение по заранее составленному плану и опорным словам.

1


121. Работа над ошибками. Правописание слов с буквосочетанием щн, нщ и с буквой ь.

1


122. Звук [й'] и его обозначение на письме.

1


123. Разделительный ь. Словарный диктант.

1


124. Правописание слов с разделительным ь.

1


125. Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.

1


126. Упражнения в написании слов с ь. Проверочное списывание.

1


127. Разделительный ъ.

1


128 Правописание слов с разделительным ъ.

1


Проверочный диктант № 3 по теме «Правописание букв ь и ъ »

1

129. «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

130 Способы обозначение мягкости согласных звуков на письме.

1

РАЗДЕЛ 15

Безударная гласная в корне (13 часов)

131 Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать графический диктант. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

1

132 Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

1

133 Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.

1

134 Наблюдение над написанием и произношением однокоренных слов.

1

135 Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1

136 Обучение применению правила.

1

137 Проверочная работа № 7 по теме «Безударная гласная в корне».

1

138 Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. Р. Р. Свободный диктант.

1

139 Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и свободном диктанте. Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне.

1

140 Развитие умений писать слова с безударной гласной в корне.

1

141 Проверочный диктант № 4 по теме «Безударные гласные в корне»

1

142 «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

143 Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне».

1

РАЗДЕЛ 16

Правописание проверяемых согласных на конце слова (12 часов)

144 Оглушение звонких согласных на конце слова. Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать графический диктант. Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

1

145 Знакомство с новой орфограммой.

1

146 Графическое обозначение орфограммы.

1

147 Развитие умений писать слова с проверяемыми согласными в конце слова.

1

148 Р. Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

149 Работа над ошибками. Развитие умений писать слова с изученной орфограммой.

1

150 Упражнение в подборе проверочных слов.

1

151 Упражнение в написании парной согласной на конце слова

1

152 Развитие умений писать слова с проверяемыми согласными в конце слова.

1

153 Проверочный диктант № 5 по теме «Правописание проверяемых согласных на конце слова».

1

154 «Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

155 Обобщение по разделу «Правописание проверяемых согласных на конце слова».

1

РАЗДЕЛ 17

Повторение (14 часов)

156 Повторение по теме «Текст». Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

1

157 Повторение по теме «Предложение»

1

158 Р. Р. Свободный диктант.

1

159 Работа над ошибками. Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова».

1

160 Повторение и классификация изученных орфограмм.

1

161 Контрольное списывание.

1

162 Повторение по теме «Алфавит. Написание большой буквы в словах».

1

163 Итоговый контрольный диктант.

1

164 Работа над ошибками. Повторение по теме «Безударная гласная в корне слова».

1

165 Повторение по теме «Правописание проверяемых согласных на конце слова».

1

166 Повторение по теме «Слова с ь и ъ» .

1

167 Повторение изученных орфограмм.

1

168 Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста (упр. 263).

1

169 Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм.

1

170-175 Резервные уроки

6


Список литературы:

  1. Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс. - М.: Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)
  3. Авторская программа по русскому языку для учащихся 2-го класса Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. - М.: Баласс, 2013 г.
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  5. Русский язык. Учебник . 2 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - М.: Баласс, 2012.
  6. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 2 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. - М.: Баласс. 2012.
  7. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 2 класс. В 2-х вариантах. Бунеева Е.В. - М.: Баласс, 2012.
  8. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса. Комиссарова Л.Ю. - М.: Баласс, 2012.
  9. Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса. Н.И. Исаева. - М.: Баласс, 2012.
  10. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., .Яковлева М.А. - М.: Баласс, 2013.

для ученика:
  1. Русский язык. Учебник . 2 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - М.: Баласс, 2012.
  2. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 2 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. - М.: Баласс. 2012.
  3. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 2 класс. В 2-х вариантах. Бунеева Е.В. - М.: Баласс, 2012.
  4. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса. Комиссарова Л.Ю. - М.: Баласс, 2012.
  5. Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса. Н.И. Исаева. - М.: Баласс, 2012.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: таблицы, схемы, словари, сюжетные и предметные картинки, ЦОР. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор).

© 2010-2022