Конспект урока по математике на тему Конкретный смысл умножения и деления (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Конкретный смысл умножения и деления Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения изученных видов. Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сложение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа (Несколько учеников получают карточку с заданием.) - Вставь нужные числа. 1. 7 дм 4 см = □ см. (74.) 2. 5 дм 8 см < □ см. (59, 60, 61 и т. д.) 3. □ увеличили на 63 и получили 80. (17.) 4.47 меньше □ на 53. (100.) 5. Я задумала число, уменьшила его на 65 и получила 7. Я задумала число □. (72.) 6. Из □ вычесть 0 - получится 59. (59.) 7. Сумма чисел 61 и 9 равна сумме чисел □ и П. (60 и 10, 62 и 8, 63 и 7и т. д.) 8. Сумма чисел 36 и 18 меньше суммы чисел 38 и □ . (17, 18, 19 и т. д.) (Четыре ученика у доски решают уравнения.) 67-х=39 35 + х = 72 х-46 = 46 х + 28 = 73 2. Работа с именованными числами - Сравните. Поставьте знаки >, < или =. 5 см 5 мм О 50 мм 1 м О 99 см 3 дм 7 см О 3 см 8 дм О 1 м 70 см О 7 дм 4 см 8 мм О 48 см 3. Устный счет - Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.) - Увеличьте 26 на 34. (60.) - Уменьшите 30 на 12. (18.) - Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.) - Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.) - К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (/.) - На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.) - Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагаемое? (18.) - К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71? (28.) - Из 85 вычесть 56. (29.) (Проверка индивидуальной работы у доски.) - Какие неизвестные компоненты находят сложением? - Какие неизвестные компоненты находят вычитанием? III. Самоопределение к деятельности - Вычислите. 28 + 26 + 22 35+17 + 13 + 15 3+3+3+3+3 - Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных - разные.) - Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.) - Замените. (3 • 5 = 15.) - Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.) - Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.) - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.) - Сформулируйте тему и задачи урока. IV. Работа по теме урока Работа по учебнику - Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учебника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6-какое число повторяется, 3 - сколько раз оно повторяется.) - Замените произведение суммой и вычислите. (6+6+6 = 18.) - Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел.) № 1 (с. 18). (Устное выполнение.) - Почему во всех примерах сложение можно заменить умножением? (Все слагаемые одинаковые.) - Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число - какое число повторяется, второе число - сколько раз оно повторяется.) №2 (с. 18). - Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.) - Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения.) - Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.) (Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказывают свой выбор.) Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа - 5 раз, значит, ставим знак <. №3(с. 18). (Устное выполнение.) - Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное. (4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4-2 - в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 - в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника.) (Аналогично учащиеся комментируют остальные равенства.) V. Физкультминутка Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.) С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.) Подойдет ко мне мороз, (Присесть.) Тронет руку, тронет нос. (Показать руку, нос.) Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.) Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.) VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику №4 (с. 18). - Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, - известным.) - Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнездах по 2 птенца. Сколько всего птенцов?) - Сделайте схематический рисунок и решите задачу. Решение: 2-4 = 8 (п.). Ответ: всего 8 птенцов. - Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы 7) - Каким действием решается задача? (Делением.) - Сделайте схематический рисунок и решите задачу. Решение: 8:2 = 4 (г.). Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах. - Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8птенцов, причем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде ?) - Каким действием решается задача? (Делением.) - Сделайте схематический рисунок и решите задачу. Решение: 8:4 = 2 (п.). Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца. №6 (с. 18). (Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.) VII. Рефлексия Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 8). (Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.) - Оцените свою работу на уроке. VIII. Подведение итогов урока - Что такое умножение? - Что показывает первое число в записи умножения? Что показывает второе число? - Чем был полезен урок для вас? Домашнее задание Учебник: № 5 (с. 18).



© 2010-2022