Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 77








Методический урок

по предмету: «Русский язык в 4 класс»

по теме: «Глагол как часть речи»










Разработала: Головнева учитель

начальных классов

1 категория



Нижний Тагил

2011

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цель: обобщить знания детей о существенных признаках глагола как части речи.

Задачи: 1. Формировать навыки образования глаголов, определения времени,

числа глаголов.

  1. Развивать речь через обогащение словарного запаса учащихся.

  2. Развивать коммуникативную компетентность учащихся: умение работать в парах.

  3. Развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.

  4. Воспитывать познавательный интерес к родному слову

Содержательные линии НРК:

  1. информационно-методологическая;

  2. валеологическая;

  3. культурно-историческая.

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Методы преподавания:

  1. информационно-сообщающий;

  2. инструктивно-практический;

  3. объяснительно-побуждающий.

Методические приемы:

  1. выполнение индивидуальных и групповых заданий;

  2. работа с карточками;

  3. работа с сигнальными кружками;

  4. работа с доской;

  5. работа с учебником;

  6. работа с таблицей;

  7. работа со словарем

  8. работа с тестом

Формы организации учебной деятельности:

  1. фронтальная;

  2. индивидуальная;

  3. групповая.

Дидактическое обеспечение урока:

  1. памятки;

  2. сигнальные карточки;

  3. учебник «Русский язык. 4 класс»

  4. рабочая тетрадь;

  5. карточки;

  6. тесты;

  7. словарь

  8. телевизор, DVD-диск(видеозапись)

  9. аудиозапись

Планируемый результат: учащийся умеет:

  1. образовывать глаголы и находить их в предложении;

  2. определять время и число глаголов;

  3. грамотно списывать тест;

  4. самостоятельно работать с устной информацией;

  5. включаться в мыслительный процесс и совместную коммуникативную деятельность;

  6. грамотно строить ответы на вопросы и обосновывать их.

Методическая тема: Парная и групповая работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся начальных классов.


























Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

  1. Ориентировочно-мотивационный
    1. организация учащихся на работу

    2. сообщение цели и задач урока

Воспринимают и осмысливают.

2. Операционно-исполнительский 2.1.Минутка чистописания. 2.2. Словарная работа. - работа со словарными словами - показ видеоотрывка. 2.3. Проверка д/з и объяснение нового д/з.
2.4. Зарядка для глаз. 2.5.Повторение о временных формах глагола.
2.6. Физминутка. 2.7. Работа с текстом

и глаголами пр.времени.

.


Работа в тетради.
Нахождение лишнего слова, вставка букв. Образование глаголов Запись в тетрадь Проверка фонетического разбора слова. запись д/з в дневник. Упражнения для глаз. Работа в парах по карточке.(пословицы), используя таблицу.
Движения под музыку. Озаглавливание текста. Составление 3-й части. Нахождение и запись глаголов пр.времени. разбор по составу. Запись предложений.с новым словарным словом. .

3. Рефлексивно-оценочный. 3.1. Подведение итогов.

3.2..Выставление отметок. Самоанализ деятельности на уроке




ХОД УРОКА.

  1. - Сегодня к вам на урок пришел Знайка, чтобы проверить ваши знания: о чем, вы догадайтесь сами, отгадав загадку.
Что без меня предметы? ЛУрок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»ишь названья. А я приду - Всё в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады И хлеб в полях растёт. - Правильно, Знайка задаст вам в конце урока вопросы о глаголе. Он принес 3 задания. Выполнив эти задания, вы сможете в конце урока ответить на вопросы Знайки. Чтобы справиться с заданиями, настроимся, сядем ровно, спинки прямые, и начнем работу с минутки чистописания
  1. - Откроем тетради, отступив 2 строки, запишем дату «Двадцать восьмое сентября» и «Классная работа». На минутке чистописания будем писать слово «ГЛАГОЛ»
Двадцать восьмое сентября. ___________Классная работа._________________ __________________________________________________ __________________________________________________

  1. - Прежде чем приступить к выполнению заданий, _(ф.и)_______________________ пойдет к доске и напишет выполненный дома фонетический разбор слова «ястреб» и продолжит с нами работать.









- Приступаем к выполнению 1-го задания.

№1На доске: ___Ж…лтизна, завтр…к,_____

м…роз, р…ботать, …бед___,

учит…ль, уж…н._____________

- Вставьте пропущенные буквы. К доске пойдет__(ф.и.)________________. А вы приготовьте сигнальные карточки.

- Какое слово лишнее и почему? (лишнее «работать»,

потому что это глагол, отвечает на вопрос

что делать?, остальные им. сущ.)

- Образуйте от данных слов глаголы.(желтеть,

завтракать, морозить, обедать, учить,

ужинать)

- Запишите их в тетрадь.

(работа в тетради)

- Продолжим ряд глаголов. Предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Удивительные приключения Дениса Кораблева» и назвать глаголы, указывающие на действия героев.

(просмотр видео:1:24:32)

- Назовите глаголы.(поднимать, помогать, бежать,

крутить, нести, и др.)

- Составьте предложение по просмотренному сюжету.(Ребята дружно собирали велосипед)

- Запишем предложение в тетради и подчеркнем главные члены предложения. У доски работает____________________________ .

__________Ребята дружно собирали велосипед.______

- Определить части речи у главных членов предложения.

- Чем в предложении является глагол?

- Итог. - Что обозначает глагол?

- Чем является глагол в предложении?

(оценка ребенку)







  1. Проверка д/з. и запись д/з

- Чтобы перейти ко 2-му заданию, проверим домашнюю работу __ф.и.__________________________ .

- Запишем д/з в дневники: правило, на стр.36,37,

Тест.


  1. Зарядка для глаз.

1. Закрываем глаза и носом "пишем" в воздухе свое имя.
2. Представляем большие настенные часы. Смотрим в центральную точку циферблата, затем быстро переводим взгляд на любую из цифр и возвращаем в центр часов.
3. Зажмуриться на 3-5 с., затем быстро поморгать.
4. Закрываем глаза. Глубокий вдох, медленный плавный выдох. Представляем цветочную поляну.


  1. - Приступаем к выполнению 2-го задания Знайки.

Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»

- Что означает знак? (работа в парах)

- Правильно, этот знак означат «Работа в паре».

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.(дети читают).

(1ученик читает вслух)

Карточка:

Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»

Вставить пропущенные глаголы и определить время и число глаголов, используя таблицу на стр.43 в справочнике) и записать в скобках.

  1. Терпенье и труд всё __________.( )

  2. _______( )дело, гуляй смело.

  3. Незнайка спит, а Знайка далеко _________.( )

  4. Капля по капле и камень ____________. ( ).

(перетрут, сделал, глядит, точит)

(Дети работают в парах.)

- Проверим выполнение задания.

Читает_ф.и.___________________

__ф.и._______________

__ф.и__________________

- Есть пословица, которую вы не знали?

- Какой темой объединены пословицы? (труд)

- Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.

(запись в тетради пословицы)


  1. Физкультминутка. (под аудиозапись)


  1. - Отдохнули и продолжим работать.

Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»

№ 3

_(ф.и) ________________ идет к доске и читает задание на карточке.

ПУрок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»рочитайте текст.

___________________________

Редкие животные нуждаются в охране. Люди занесли их в Красную книгу. К такой группе животных относятся зубр, синий кит, белый медведь, орел-беркут. На грани исчезновения находился синий кит. В российских водах промысел его запрещен. Белый медведь - крупный хищный зверь. Он живет в Арктике. Сегодня уже нет охоты на него. На высокой скале построил гнездо орел-беркут. Удивительно красив он.

(________________читает)

- Как можно озаглавить текст? (Красная книга. Животные Красной книги)

- Из скольких частей состоит текст? (из 2-х)

- Какой части не хватает? (концовки)

- Дополните. ________________( Эти животные будут жить на планете под охраной человека! )

- Найдите глаголы прошедшего времени.

- Запишем в тетради глаголы. К доске идет __ф.и_________________

________находился, построил ._____________

- Разберем по составу.

- Что общего в составе глаголов прошедшего времени? (суффикс Л)

- Чем отличаются глаголы в пр.времени от других глаголов?

-Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи» Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (группа)

На доску карточку группа и картинку

Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»

- Произнесем хором по слогам.

- Запишем в словарик и выделим двойные согласнные.

- Выпишите предложения, в которых встречается новое слово

(Запись в тетради.)

- Проверим. Читает__ф.и___________________________________ .


  1. - Ребята, вы со всеми заданиями Знайки справились, а теперь готовы ответить на вопросы Знайки? Дополните предложения.

На доске таблица. (правая часть таблицы закрыта) . по мере того как дети отвечают, открывается правая часть таблицы.

Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»

Глагол -

это ……………. часть речи

отвечает ………………что делал?

на вопросы: ……………….. что делает?

……………….что будет делать?

обозначает: ……………….действие предмета

изменяется: ……………….по временам по числам

глаголы

в пр.вр. ……………….. имеют Л

в предложении ………………..является сказуемым

11. Смогли вы ответить на вопросы Знайки?

- Что вам могло выполнить задания? (ответы детей)

- Спасибо за урок ,отметки за работу на уроке.

© 2010-2022