- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»
Урок по русскому языку по теме «Глагол как часть речи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Головнева Т.Н. |
Дата | 21.09.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 77
Методический урок
по предмету: «Русский язык в 4 класс»
по теме: «Глагол как часть речи»
Разработала: Головнева учитель
начальных классов
1 категория
Нижний Тагил
2011
Тема урока: Глагол как часть речи.
Цель: обобщить знания детей о существенных признаках глагола как части речи.
Задачи: 1. Формировать навыки образования глаголов, определения времени,
числа глаголов.
-
Развивать речь через обогащение словарного запаса учащихся.
-
Развивать коммуникативную компетентность учащихся: умение работать в парах.
-
Развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.
-
Воспитывать познавательный интерес к родному слову
Содержательные линии НРК:
-
информационно-методологическая;
-
валеологическая;
-
культурно-историческая.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Методы преподавания:
-
информационно-сообщающий;
-
инструктивно-практический;
-
объяснительно-побуждающий.
Методические приемы:
-
выполнение индивидуальных и групповых заданий;
-
работа с карточками;
-
работа с сигнальными кружками;
-
работа с доской;
-
работа с учебником;
-
работа с таблицей;
-
работа со словарем
-
работа с тестом
Формы организации учебной деятельности:
-
фронтальная;
-
индивидуальная;
-
групповая.
Дидактическое обеспечение урока:
-
памятки;
-
сигнальные карточки;
-
учебник «Русский язык. 4 класс»
-
рабочая тетрадь;
-
карточки;
-
тесты;
-
словарь
-
телевизор, DVD-диск(видеозапись)
-
аудиозапись
Планируемый результат: учащийся умеет:
-
образовывать глаголы и находить их в предложении;
-
определять время и число глаголов;
-
грамотно списывать тест;
-
самостоятельно работать с устной информацией;
-
включаться в мыслительный процесс и совместную коммуникативную деятельность;
-
грамотно строить ответы на вопросы и обосновывать их.
Методическая тема: Парная и групповая работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся начальных классов.
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность
учащихся
- Ориентировочно-мотивационный
-
организация учащихся на работу
-
сообщение цели и задач урока
-
2. Операционно-исполнительский 2.1.Минутка чистописания. 2.2. Словарная работа. - работа со словарными словами - показ видеоотрывка. 2.3. Проверка д/з и объяснение нового д/з.
2.4. Зарядка для глаз. 2.5.Повторение о временных формах глагола.
2.6. Физминутка. 2.7. Работа с текстом
и глаголами пр.времени.
.
Работа в тетради.
Нахождение лишнего слова, вставка букв. Образование глаголов Запись в тетрадь Проверка фонетического разбора слова. запись д/з в дневник. Упражнения для глаз. Работа в парах по карточке.(пословицы), используя таблицу.
Движения под музыку. Озаглавливание текста. Составление 3-й части. Нахождение и запись глаголов пр.времени. разбор по составу. Запись предложений.с новым словарным словом. .
3. Рефлексивно-оценочный. 3.1. Подведение итогов.
3.2..Выставление отметок. Самоанализ деятельности на уроке
ХОД УРОКА.
- - Сегодня к вам на урок пришел Знайка, чтобы проверить ваши знания: о чем, вы догадайтесь сами, отгадав загадку.
- - Откроем тетради, отступив 2 строки, запишем дату «Двадцать восьмое сентября» и «Классная работа». На минутке чистописания будем писать слово «ГЛАГОЛ»
- - Прежде чем приступить к выполнению заданий, _(ф.и)_______________________ пойдет к доске и напишет выполненный дома фонетический разбор слова «ястреб» и продолжит с нами работать.
- Приступаем к выполнению 1-го задания.
№1На доске: ___Ж…лтизна, завтр…к,_____
м…роз, р…ботать, …бед___,
учит…ль, уж…н._____________
- Вставьте пропущенные буквы. К доске пойдет__(ф.и.)________________. А вы приготовьте сигнальные карточки.
- Какое слово лишнее и почему? (лишнее «работать»,
потому что это глагол, отвечает на вопрос
что делать?, остальные им. сущ.)
- Образуйте от данных слов глаголы.(желтеть,
завтракать, морозить, обедать, учить,
ужинать)
- Запишите их в тетрадь.
(работа в тетради)
- Продолжим ряд глаголов. Предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Удивительные приключения Дениса Кораблева» и назвать глаголы, указывающие на действия героев.
(просмотр видео:1:24:32)
- Назовите глаголы.(поднимать, помогать, бежать,
крутить, нести, и др.)
- Составьте предложение по просмотренному сюжету.(Ребята дружно собирали велосипед)
- Запишем предложение в тетради и подчеркнем главные члены предложения. У доски работает____________________________ .
__________Ребята дружно собирали велосипед.______
- Определить части речи у главных членов предложения.
- Чем в предложении является глагол?
- Итог. - Что обозначает глагол?
- Чем является глагол в предложении?
(оценка ребенку)
-
Проверка д/з. и запись д/з
- Чтобы перейти ко 2-му заданию, проверим домашнюю работу __ф.и.__________________________ .
- Запишем д/з в дневники: правило, на стр.36,37,
Тест.
-
Зарядка для глаз.
1. Закрываем глаза и носом "пишем" в воздухе свое имя.
2. Представляем большие настенные часы. Смотрим в центральную точку циферблата, затем быстро переводим взгляд на любую из цифр и возвращаем в центр часов.
3. Зажмуриться на 3-5 с., затем быстро поморгать.
4. Закрываем глаза. Глубокий вдох, медленный плавный выдох. Представляем цветочную поляну.
-
- Приступаем к выполнению 2-го задания Знайки.
- Что означает знак? (работа в парах)
- Правильно, этот знак означат «Работа в паре».
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.(дети читают).
(1ученик читает вслух)
Карточка:
Вставить пропущенные глаголы и определить время и число глаголов, используя таблицу на стр.43 в справочнике) и записать в скобках.
-
Терпенье и труд всё __________.( )
-
_______( )дело, гуляй смело.
-
Незнайка спит, а Знайка далеко _________.( )
-
Капля по капле и камень ____________. ( ).
(перетрут, сделал, глядит, точит)
(Дети работают в парах.)
- Проверим выполнение задания.
Читает_ф.и.___________________
__ф.и._______________
__ф.и__________________
- Есть пословица, которую вы не знали?
- Какой темой объединены пословицы? (труд)
- Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.
(запись в тетради пословицы)
-
Физкультминутка. (под аудиозапись)
-
- Отдохнули и продолжим работать.
№ 3
_(ф.и) ________________ идет к доске и читает задание на карточке.
Прочитайте текст.
___________________________
Редкие животные нуждаются в охране. Люди занесли их в Красную книгу. К такой группе животных относятся зубр, синий кит, белый медведь, орел-беркут. На грани исчезновения находился синий кит. В российских водах промысел его запрещен. Белый медведь - крупный хищный зверь. Он живет в Арктике. Сегодня уже нет охоты на него. На высокой скале построил гнездо орел-беркут. Удивительно красив он.(________________читает)
- Как можно озаглавить текст? (Красная книга. Животные Красной книги)
- Из скольких частей состоит текст? (из 2-х)
- Какой части не хватает? (концовки)
- Дополните. ________________( Эти животные будут жить на планете под охраной человека! )
- Найдите глаголы прошедшего времени.
- Запишем в тетради глаголы. К доске идет __ф.и_________________
________находился, построил ._____________
- Разберем по составу.
- Что общего в составе глаголов прошедшего времени? (суффикс Л)
- Чем отличаются глаголы в пр.времени от других глаголов?
- Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (группа)
На доску карточку группа и картинку
- Произнесем хором по слогам.
- Запишем в словарик и выделим двойные согласнные.
- Выпишите предложения, в которых встречается новое слово
(Запись в тетради.)
- Проверим. Читает__ф.и___________________________________ .
-
- Ребята, вы со всеми заданиями Знайки справились, а теперь готовы ответить на вопросы Знайки? Дополните предложения.
На доске таблица. (правая часть таблицы закрыта) . по мере того как дети отвечают, открывается правая часть таблицы.
Глагол -
это ……………. часть речи
отвечает ………………что делал?
на вопросы: ……………….. что делает?
……………….что будет делать?
обозначает: ……………….действие предмета
изменяется: ……………….по временам по числам
глаголы
в пр.вр. ……………….. имеют Л
в предложении ………………..является сказуемым
11. Смогли вы ответить на вопросы Знайки?
- Что вам могло выполнить задания? (ответы детей)
- Спасибо за урок ,отметки за работу на уроке.