Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

. Пояснительная записка

. Программа внеурочной деятельности « Весёлая математика» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

.

Назначение программы
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Актуальность модифицированной программы «Весёлая математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Специфическая форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на обучающихся 6,5 - 7 летнего возраста.

Модифицированная программа развивающего курса «Весёлая математика» рассчитана на один год обучения. Занятия учебных групп проводятся в первом полугодии 1 раз в неделю по 25 минут. В неделю по одному часу, (33 часа) Продолжительностью 35 минут

Цель и задачи программы

Цель: развитие математического образа мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Формы и методы организации деятельности ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • тематические праздники, конкурсы;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: -индивидуальная (ребенку дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий: - эвристическая беседа; - интеллектуальная игра; - викторина; - интегрированные занятия; - практикум по решению задач повышенной сложности; - самостоятельная работа; - турниры, олимпиада.

Для поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания

Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - практические работы; - соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.


Учебно-тематический план Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (6 часов), "Элементы истории математики" (6 часов), "Числа и операции над ними"(6 часов), "Занимательность" (10 часа), "Волшебные фигуры"(5 часа).

Учебно-тематическое планирование





Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2014
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С.
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2015
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2014
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2013
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2014
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2014
9.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик детей (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества обучающегося) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся: - решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием; - устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач; -строить логическую цепь рассуждений; - выдвигать гипотезы; - составлять задачи-шутки, магические квадраты; - читать графическую информацию; - находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур; - анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы; - различать существенные и несущественные признаки. - отличать кривые и плоские поверхности; - доказывать способ верного решения. В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется: - уважение к товарищам и их мнению; - понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним; - умение слушать друг друга. В сфере регулятивных УУД ребята научатся: - постановке учебных задач занятия; - оценке своих достижений; -действовать по плану. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении обучающихся с разными образовательными возможностями.



© 2010-2022