Конспект урока по русскому языку на тему: Лексическое значение слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Лексическое значение слова»

Цели: 1. Формировать умения определять значение незнакомых слов в тексте и с помощью словаря. Обогащать словарный запас учащихся. Расширять общий кругозор.

2. Развивать у учащихся мотивацию к учению, орфографическую зоркость, связную речь, логическое мышление, непроизвольное внимание, память, воображение.

Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к предметам живописи и архитектуры.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс II часть, С.В. Иванов, Москва, Изд. центр «Вентана-Граф»,2009 г. компьютер, толковый словарь С.И. Ожегова, индивидуальные карточки.

План урока

I Организационный момент.

1. Готовность учащихся к уроку

II Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

- О чем говорили на прошлом уроке?

- Как вы составляли словосочетания?

- Проверим 1 часть упр.3 стр.16.

- Кто выполнил 2 часть упр?

1. Чистописание.

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

На доске записано слово СЛ ВАРЬ

- Какая орфограмма в слове?

- В какой части слова она находится?

- Докажите. Подберите однокоренные слова?

- Как проверить безуд. гласн. в корне?

- Какое проверочное слово?

- Какую безуд. гласн. вставим?

- Мы ее и напишем, а также соед. О и Л.

О о, ол, ом.

3. Словарная работа.

- Сейчас вспомним написание словарных слов. (слайд 1)

а) Несколько уч-ся работают на перфокартах.

б) Остальные уч-ся работают вместе.

Давайте поиграем в « Снежки» (слайд 2)

Дети показывают нужную букву.

В Р БЕЙ

С Р КА

К Р ВА

М ДВ ДЬ

В Р НА

- Что общего у этих слов?

- Что различного?

- На какие группы можно разделить?

(слайд 3)

Б РЕЗА

Щ ВЕЛЬ

З МЛЯНИКА

К ПУСТА

ОВ ЩИ

- Что общего у этих слов?

- Что различного?

- На какие группы можно разделить?

- А какое отношение к этим словам имеет слово ОГОРОД?

- Какие буквы вставим?

4.Подготовительная работа.

а) Работа по учебнику. Упр. № 1, стр. 18.

- Мы говорили, что каждое слово имеет свое лексическое значение. Давайте по

лексическому значению назовем слова.

- Прочитаем первое лексическое значение. Назовите слово. ( ЭКСКУРСИЯ) (слайд 4)

Второе. ( ПОЭТ)

Третье. (ПОДВИГ)

б) Работа с толковыми словарями.

- Мы по лексическому значению называли слова.

- А где мы можем узнать лексическое значение незнакомого нам слова?

- Давайте найдем лексическое значение слов в толковых словарях.

Первый ряд находит лексическое значение слова АКТЕР, второй - КОНЮХ, третий - ТРУБАЧ.

III Постановка темы и целей.

- Ребята, где мы можем узнать лексическое значение незнакомого слова?

- А как вы думаете, где еще, кроме словаря, можно найти лексическое значение слова?

(в тексте)

- Кому из вас хотелось бы это узнать, поднимите руки?

(слайд 5) Тема урока.

- Сегодня на уроке мы попробуем узнать из текста лексическое значение слова.

IV Формирование новых знаний.

1. Знакомство с новым материалом.

а) Работа по группам.

1 группа работает по инд. текстам, отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Котенок».

Котенок.

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашёл? Нашёл?» Наконец, Вася закричал ей: «Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди скорее сюда!»

(амбар)

- Вам необходимо из текста выяснить значение слова АМБАР.

2 группа работает по учебнику, упр. № 3.

- Вам необходимо из текста выяснить значение выделенных слов. Обратите внимание на подсказку «АКВА».

б) Проверка заданий.

1 группа

- Прочитаем текст. Удалось ли вам из текста узнать значение слова АМБАР?

( Точное значение найти не удалось. Амбар -это какое-то строение)

Давайте воспользуемся толковым словарем в нашем учебнике стр. 143. Прочитаем.

(Амбар - это строение для хранения зерна и муки)

В нашем селе тоже когда-то были амбары. (слайд 6,7)

А где сейчас хранят зерно? ( на элеваторе) (слайд 8,9)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2 группа

Проверка задания по учебнику.

- Удалось ли вам узнать из текста значение выделенных слов?

- Что такое АКВАРЕЛЬ?

Акварель - разноцветные краски. (слайд 10)

- Давайте найдем в словаре слова, которые начинаются с АКВА и уточним, действительно ли они

имеют отношение к воде?

(Работа в толковых словарях)

Как вы поняли значение слова ЖИВОПИСЕЦ? ( слайд11)

Живописец - художник.

В нашем классе есть дети, которые посещают ДШИ. Давайте у них спросим: каких великих русских

художников они знают?

- Можно ли этих художников назвать живописцами? Почему ?

Смогли ли вы из текста узнать значение слова МАСЛО?

(слайд 12)

Масло - масляные краски.

Я сделала выставку работ наших юных художников.

- Чем вы работали ? Какие материалы использовали?

-Поднимите руки, кому понравились их работы?

- Как вы думаете, почему их работы получились такие хорошие?

2. Работа над правилом.

а) Вывод.

- Откуда же мы сейчас узнали значение слов АКВАРЕЛЬ, ЖИВОПИСЕЦ, МАСЛО?

- Можно ли из текста узнать значение слова? (да)

б) Рубрика «Тайны языка» стр. 19.

Давайте познакомимся с рубрикой «Тайны языка» (читаем правило)

3. Работа с пословицей.

- Прочитайте пословицу. ( слайд 13 )

Кто много читает, тот много знает.

- Почему так говорят?

- Кого я убедила в том, что читать надо больше, чтобы больше знать?

Из текста мы можем узнать значение незнакомого слова.

- А из любого ли текста мы можем узнать значение незнакомого слова? (нет)

- А если мы в тексте не нашли значение незнакомого слова, где можем найти?

(в толковом словаре или в другом тексте)

V Домашнее задание.

Найдите в учебнике упр.5, стр. 20.

Прочитаем задание вслух.

На следующем уроке вы будете читать толкование этих слов, а мы попробуем отгадать ваши слова.

VI Формирование умений и навыков.

1.Работа по учебнику.

Найдем упр. № 4, стр. 19. Прочитаем задание. Составим первое сочетание слов.

Московский Кремль. (слайд 14)

Составим второе сочетание слов.

Царь - колокол. (слайд 14)

2. Просмотр фильма о Московском Кремле.

- Сейчас мы отправимся на экскурсию в Московский Кремль. А экскурсоводом у нас будет

( ученик рассказывает о Московском Кремле)

В 1147 ГОДУ КНЯЗЬ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ НА БОРОВИЦКОМ ХОЛМЕ, В УСТЬЕ РЕКИ НЕГЛИННОЙ ОСНОВАЛ ГОРОД МОСКВУ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ ГОВОРИТСЯ В ЛЕТОПИСИ.

СНАЧАЛА ВСЕ СТРОЕНИЯ БЫЛИ ДЕРЕВЯННЫЕ. ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ВРАГОВ ПОСЕЛЕНИЯ ОГОРАЖИВАЛИ СО ВСЕХ СТОРОН ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ - КРЕПОСТЬЮ С ВЫСОКИМИ БАШНЯМИ.

И УЖЕ ЧЕРЕЗ 9 ЛЕТ В ЛЕТОПИСИ ВПЕРВЫЕ УПОМИНАЕТСЯ О МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ.

КРЕПОСТЬ БЫЛА ДЕРЕВЯННОЙ И ЧАСТО ГОРЕЛА, ЕЁ ПРИХОДИЛОСЬ ОТСТРАИВАТЬ ЗАНОВО.

И ТОГДА КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) РЕШИЛ ПОСТРОИТЬ КРЕПОСТЬ ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ - ИЗВЕСТНЯКА.

БЕЛОКАМЕННЫЙ КРЕМЛЬ ИМЕЛ 9 БАШЕН, НА ОДНОЙ ИЗ КОТОРЫХ УСТАНОВИЛИ ЧАСЫ. ЭТО БЫЛИ ПЕРВЫЕ ГОРОДСКИЕ ЧАСЫ В РОССИИ. БОЛЕЕ 100 ЛЕТ ПРОСТОЯЛ БЕЛЫЙ КРЕМЛЬ.

МОСКВА, К ТОМУ ВРЕМЕНИ, СТАЛА ЦЕНТРОМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

И КНЯЗЬ ИВАН III ЗАДУМАЛ ПОСТРОИТЬ ВЕЛИЧЕСТВЕННУЮ КРЕПОСТЬ. ОН ПРИГЛАСИЛ ИЗВЕСТНЫХ ИТАЛЬЯНСКИХ МАСТЕРОВ. ОНИ ПОСТРОИЛИ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ИЗ КРАСНОГО КИРПИЧА, КОТОРЫМ МЫ ЛЮБУЕМСЯ И СЕЙЧАС.

ОБЩАЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ СТЕН - 2235МЕТРОВ, ВЫСОТА - ОТ 8 ДО 19 МЕТРОВ. В КРЕМЛЕ 20 БАШЕН И КАЖДАЯ ИМЕЕТ СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ.

САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ - СПАССКАЯ БАШНЯ. ПО ЕЁ КУРАНТАМ ВСЯ СТРАНА СВЕРЯЕТ СВОЁ ВРЕМЯ. ДИАМЕТР ЦИФЕРБЛАТА ЧАСОВ 6 МЕТРОВ, А КАЖДАЯ ЦИФРА ВЕЛИЧИНОЙ 72 СМ.

НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ НАХОДИТСЯ ЦАРЬ - КОЛОКОЛ. ЭТО САМЫЙ БОЛЬШОЙ КОЛОКОЛ, МАССА ЕГО 200 ТОНН.

БЫЛ ОТЛИТ ПО ПРИКАЗУ ЦАРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ ЛИТЕЙНЫХ ДЕЛ МАСТЕРАМИ МОТОРИНЫМИ.

ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА В КРЕМЛЕ, ВОДА ПОПАЛА НА РАСКАЛЁННЫЙ МЕТАЛЛ И ОТ КОЛОКОЛА ОТКОЛОЛСЯ КУСОК МАСОЙ 11,5 ТОННЫ.

ПОЭТОМУ ЦАРЬ - КОЛОКОЛУ НИКОГДА НЕ ПРИШЛОСЬ ЗВОНИТЬ.

ЕГО УСТАНОВИЛИ НА ПАСТОМЕНТ КАК ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ.

Я ТОЖЕ БЫЛ В МОСКВЕ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ У СТЕН КРЕМЛЯ.

У МЕНЯ ОСТАЛОСЬ МНОГО ВПЕЧАТЛЕНИЙ.

А более подробную информацию о Московском Кремле вы можете найти в этой книге.

(слайд15)

- Кому понравилось путешествие, поднимите руки?

- Кому хотелось бы побывать в Москве?

-Кто испытывал чувство гордости во время просмотра фильма?

Московский Кремль является историко - архитектурным комплексом. Как мы должны относиться

к таким памятникам архитектуры? Почему?

3.Словарная работа.

- Найдите в учебнике на стр.19 словарные слова.

(слайд 16)

Кремль

Москва

столица

картина

- Каких слов у нас нет в наших словариках? ( Кремль, столица). Запишите.

4. Составление предложений.

Составьте предложения с этими словами.

VII Итог урока.

1. Обобщение.

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание понравилось больше?

- Кому понравился сегодняшний урок?

- За что каждый может себя похвалить?

-Над чем бы еще поработали?

2. Итог.

- Сейчас давайте представим, что мы художники и закончим работу в цвете. Для этого откройте

карандаши и возьмите те цвета, которые отражают ваше настроение на уроке.

(слайд 17, 18)

3. Выставление отметок.





© 2010-2022