• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на августовской конференции по теме Применение современных педтехнологий в словарной работе с целью развития орфографической зоркости

Выступление на августовской конференции по теме Применение современных педтехнологий в словарной работе с целью развития орфографической зоркости

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение современных педтехнологий в словарной работе с целью развития орфографической зоркости.

(выступление на августовской конференции учителей

начальных классов)

1

Мазур Н. Н.

учитель первой квалификационной категории КГУ СШ № 4 г. Тайынша


2014 г.

"Соприкосновение крупиц педагогического

опыта с искорками критической мысли

может родить интересную идею,

соприкосновение же педагогической практики

с интересной идеей может родить

творческую педагогическую деятельность".

Ш.А. Амонашвили

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую актуальность. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что ученики учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы работы. Каждый учитель знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

Актуальной остается задача сделать интересным, познавательным процесс обучения, а также снизить тревожность детей при изучении данного предмета.

Повысить интерес к словарной работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение современных образовательных технологий, т.к. интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Использование разнообразных методов (частично - поискового, проблемного, исследовательского и др.), приемов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Вся эта работа способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Процесс обучения следует организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась ' работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису. Чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. В результате такой работы формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлением словосочетаний, предложений, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Задача моей работы сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным.

Цели: - повысить качество знаний учащихся через использование в работе современных образовательных технологий;

  • развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности, интерес к данному предмету;

  • воспитывать чувство любви, гордости за свой язык, культуру, традиции.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей.детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.

В работе над словарными словами

можно использовать такие виды словарно-орфографической работы:

Диктанты

Использование

Лексикогра

Работа с

Игровая

словарей

фические

упражнени

я

книгой

деятельноеть

Зрительный

Этимологический

Фразеолог

Научно-

Кто лучше?

Выборочный

Орфоэпический

ия

популярная,

Кто

Картинный

Толковый

А нгонимы

художественна

быстрее?

Творческий

Обратный

Синонимы

я

Кто

По памяти

Орфографически

литература,

больше?

Комментирован

ный

Контрольный

й

устное народное творчество и т. А

Кто

гравитьнее

?

Кто лучше и

интереснее? «Снежный ком» и т. д

В работе применяю следующие современные образовательные технологии:

  • Использование в обучении игровых методов.

  • Использование приемов критического мышления

  • «Займи позицию»

Б) ассоциативный

  • синквейн

. Г) прием «Письмо по кругу».

Д) взаимоопрос, взаимообучение

  • Информационно - коммуникационные технологии.

  • Здоровьесберегающие.

  • Блочная система обучения.

  • Дифференцированный подход.

  • Использование приемов мнемотехники

  • Использование методики П.С. Тоцкого, основанной на орфографическом и орфоэпическом проговаривании.

Игра - одно из важнейших средств в обучении младших школьников. Игровые приёмы привлекают детей, снимая напряжение, помогают серьёзный напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого.

Игры могут вида «Кто лучше?», «Кто больше?», «Кто больше и интереснее?», «Снежный ком», Игра «Ступеньки»

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

Берег Г ореть

Агроном и т.д.

Игра «Собери слово», «Угадай слово» и т.д

Морфологические игры имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число - для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

  1. Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.

  2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

Знакомство со словом.

Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)

1) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

  • Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова.

  • Толкование лексемы. Иллюстрация.

Помогает понять значение слова.

Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.)

4.Однокоренные слова.

Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.

Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.

'5. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи.

Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.

  • Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.

Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову словосочетания.

Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.

8. Предложения, тексты. Это интересно!

Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.

Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.

  1. Краеведение.

Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

  1. Применение приемов критического мышления помогают учащимся развивать память, речь, способствуют активизации мыслительной деятельности.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

1 .Машина

  1. Быстрая, мощная.

  2. Едет, обгоняет, тормозит.

  3. Я люблю кататься.

  4. Транспорт.


  1. Заяц

  2. Белый, пушистый

  3. Скачет, прячется, боится

  4. Я жалею зайца.

  5. Дикие животные.

Прием «Письмо по кругу» предполагает следующую работу. В частности при закреплении или в виде зачета. Для каждой группы предлагается определенная тема, например «Школа» дети записывают по одному слову из данной группы, передавая листок со словами каждому участнику. Проверять работу и оценивать может спикер своей группы или другой.

Также повысить интерес к словарной работе можно через применение ИКТ. Это игры - тренажеры, в которых ребенок может либо вставить пропущенные буквы, либо ему предлагается сюжет какой либо сказки, истории или же учебный тренажер «Отличник».

  • При проведении уроков русского языка особое внимание уделяю здоровьесберегающим .технологиям. Своеобразный структурный этап урока представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности подбираю словарные слова. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность,

  • фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Приведу примеры проведения физкультминуток, которые я использую при проведении словарной работы.

  • Учитель произносит словарное слово. В том случае, если в слове надо писать гласную «а», ученики должны присесть. Если же в слове надо писать гласную «о», ученики должны сделать наклон в одну и другую стороны. После устной работы можно эти слова записать в тетрадь.

  • Учитель предлагает ученикам карточки, на которых записаны словарные слова. Если слово записано орфографически правильно, дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Если в написании допущена ошибка, то надо потопать ногами.

  • Если учитель называет слово с непроверяемой безударной гласной, ученики должны сделать упражнение «ракета». Если с проверяемой, то выполнить упражнение «дровосек».

  • Использую физкультминутки для зрения по методу Базарного. По периметру класса заранее развешиваю картинки для словарной работы. Ученики зрительно должны найти эти картинки, записать слова, выделить орфограммы.

  • Провожу физкультминутку, которая является подготовительным (закрепительным) этапом перед введением (закреплением) нового словарного слова. Такая работа дает возможность детям подвигаться, отдохнуть, помогает быстро включиться в работу и надолго запомнить новое словарное слово.

«Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете. (Стоят на носках)

Руки вверх, а потом опустим вниз,

На носки все поднялись.

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь! (Руки в стороны, тянутся вверх на носочках)

. Пять, шесть - приземлись! (Приседают)

«Арбуз»

Вот какой у нас арбуз (сцепленные руки кругом) - Замечательный на вкус (изображение, как едят ломоть арбуза).

Даже нос и щеки (трогают нос, трут щечки)

Все в арбузном соке.

Шел медведь...

Шел медведь к себе домой,

С ним и заяи мапенький.

У медведя рост бо-о-о-льшой.

А у зайки ма-а-а-ленький.

Мороз.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

(показать руку, нос) значит надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

Блочная система обучения.

При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Первый день

  • ' Самостоятельное чтение слов учащимися.

  • Прочтение слов учителем "орфографически".

  • Повторение детьми 2-3 раза.

  • Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

  • Проверка слов.

Второй день

  • Карточка на мгновение показывается классу.

  • Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.

  • Дети три раза произносят «орфографически».

  • Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

  • Проверка слов.

Третий день

1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографический» Четвертый день

  1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.

  2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.

  3. Проверка всего блока слов.

Пятый день

1. Диктант.

.На мой взгляд, большую роль в дифференцированном подходе играет взаимопроверка словарных диктантов, 1-й группа проверяет работы учащихся 2-й и 3-й группы, помощь в разборе ошибок допущенных в диктантах 2-й и 3-й групп. Учащиеся 1-й и 2-й группы проверяют работы более "сильных" учеников, при такой проверке учащиеся "слабых" групп более тщательно проговаривают слова из диктанта и лишний раз вспоминают и проговаривают то или иное правило.

Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарноорфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать мнемотехнику. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, развивает творческое воображение.

Мнемоника (с греческого - искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования .

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

легче запоминается то, что интересно;



© 2010-2022