Социальный школьный проект Школьная клумба

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 поселка Кубанский

муниципального образования Новопокровский район





Проект во 2 классе.

«Школьная клумба»

(экспериментально- исследовательский проект по выращиванию рассады петуньи, уходу за ней, высаживанию на школьную клумбу, уходу за цветами)

Руководитель проекта -учитель начальных классов: Кузёма Людмила Алексеевна

Проект осуществляется в рамках социально-значимой трудовой проектной деятельности воспитательного модуля внеурочной деятельности

«Школа - мой дом» и предметов «Окружающий мир» и «Технология»


Цель проекта: воспитывать активную социально-значимую позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через исследовательскую и практическую деятельность - выращивание рассады для школьных клумб и уход за цветами. Задачи проекта: - наблюдение - развитие познавательных способностей , - сравнение - трудовая деятельность Формирование и развитие у учащихся 2 класса универсальных учебных умений:

Коммуникативные: Умение работать в группе, брать на себя ответственность за выполнение задания, ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия, задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Регулятивные: составлять план и последовательность действий; преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; Познавательные: извлечение необходимой информации из разных источников; выделение и формулирование проблем, дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире, анализ и синтез, выведение следствий, доказательство, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об оптимальных условиях выращивания рассады цветов петуньи. Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного; осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека, узнают о многообразии цветов для клумб, научаться сравнивать, находить новую информацию из разных источников, вести наблюдения и фиксировать результат исследований, научатся анализировать и находить оптимальные условия для выращивания рассады цветов. Оборудование: пакетики с семенами цветов петуньи, торфяные таблетки с контейнерами, перчатки, фартуки, дневники наблюдений, интернет ресурсы с видео роликами по посеву семян, уходу за рассадой и высадке её в грунт.




Этапы проекта

Действия

Ответственные

за выполнение

сроки

1

Подготови-тельный

Занятие «Школьная клумба»

  1. Формирование групп( в каждой группе по 5 человек): организатор, эколог, агроном, оформитель, докладчик.

  2. Составление плана действий:

-приобретение необходимых материалов и оборудования (торфяные таблетки и стаканчики, почва, контейнеры под рассаду, семена);

  1. Выбор экологических факторов для эксперимента во время выращивания рассады:

1) влияние света;

2) влияние поливочного режима;

3) влияние на рост состава почвы и торфяных таблеток

Учитель

( на занятиях воспитательного модуля внеурочной деятельности «Школа мой дом»)

01.02-07.02

2

Исследователь-ская работа:

1) Работа с разными источниками информации

1.1.Сбор и изучение информации по выращиванию рассады и уходу за цветами.

- книги, энциклопедии о цветах, каталоги цветов; сайты с познавательной информацией.

1.2. Сравнение полученной информации. (анализ)

1.3. Выбор оптимального способа посадки семян с учётом заготовленного материала.

1.4.Защита и выбор лучшего проекта оформления клумбы.

2.1.Опрос родителей о методах посадки рассады цветов петуньи.

2.2.Сравнение положительных и отрицательных результатов.

2.3.Изучение информации на пакетиках с семенами:

- Сроки посадки, температурный режим в теплицах и открытом грунте

2.4. Анализ ответов, оформление общей таблицы и подбор семян для рассады, установление сроков посадки.

Учащиеся

( в форме сообщений на уроке «Окружающий мир»)

08.02-15.02

3.


4





5.

Практическая работа.

Работа по группам с использованием технологических карт (инструкций): 1)подготовка почвы, замачивание торфяных таблеток, подготовка семян

2) технология посева семян петуньи

3) оформление этикет с указанием даты посева, наименованием растения

Учащиеся ( на уроке «Технология» - технология посева; на занятии внеурочной деятельности «Школа - мой дом»

16.02-20.02

Экспериментально-исследовательская работа по экологическим факторам

Влияние света на формирование рассады

(оформляют наблюдения обучающиеся 1 группы)

1) все контейнеры и торфяные стаканчики поставили на подоконники, а один - на стол за шкафом, где мало освещения

2) ведение дневника наблюдений по следующим показателям:

  • Дата посадки и дата всходов;

  • Цвет первых листочков;

  • Толщина и высота стебля;

3) подготовка информации и оформление сводной таблицы по всем группам.

Учащиеся и учитель ( на уроках «Окружающий мир»)

21.02-05.03

Влияние поливочного и температурного режима: тёплая и холодная вода, скудный полив и достаточный полив ( оформляют наблюдения обучающиеся 2 группы)

1)Один контейнер ( который стоит за шкафом) стоит в холодном месте и поливать там рассаду холодной водой, остальные там же на подоконнике, где близко отопительные батареи - поливать тёплой водой

3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;

4) запись наблюдений в журнал;

5) подготовка информации и оформление сводной таблицы

Учащиеся и учитель

06.03 - 16.03

Влияние состава почвы на рассаду:

( оформляют обучающиеся 3 группы)

1)наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;

2)Анализ: где лучше растёт в торфяных стаканчиках с почвой или торфяных таблетках.

3) запись наблюдений в журнал;

5) подготовка информации и оформление сводной таблицы;

Учащиеся и учитель

06.03-16.03

Наблюдения и уход

1.Полив

2 Рыхление почвы

3.Фиксирование результатов наблюдений в дневнике наблюдений

Учащиеся ( на всех формах обучения и воспитания)

17.03-20.04

6

Представление результатов экспериментально-исследовательской деятельности

  1. оформление презентаций;

  2. представление презентаций

  3. уход за рассадой

Родители, учащиеся . учитель

21.04-25.04

7

Практическая работа

Высадка рассады в открытый грунт. Оформление школьной клумбы в соответствии с выбранным проектом оформления ( узор, цветовой подбор растений)

Родители, учащиеся, учитель

25.04 - 1.05

8

Оценка результатов экспериментально-исследователь-ской работы

  1. Подведение итогов. Анализ проекта.

  2. Планы на будущее.

Учитель, учащиеся, родители

До 15 мая

9

Трудовая деятельность

Полив, прополка, уход за цветами на клумбе.

Учащиеся в рамках работы летней трудовой площадки «Эколог»

Летний период


Литература:

- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель6 пособие для учащихся образовательных учреждений

Цветы для дома

Приложение 1

Примерные таблицы для журнала наблюдений

Эксперимент №1 «Влияние света на формирование рассады»


Дата

наблюдений

Название

растения и номер экспериментальной группы

Дата посадки

Дата

появления

ростка

Цвет

листьев

Размер листьев

Высота и

толщина

ростка

Причины прекращения эксперимента




Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Форма этикетки для горшочков под рассаду.

Название растения

(в скобках указать № и условие эксперимента)

Дата посадки

Фамилия, имя

Дата прекращения эксперимента:

Приложение 3

Анкета для взрослых

  1. Любите ли вы выращивать цветы на клумбах?_____________________

  2. Какую пользу они приносят человеку? ____________________________

  3. Какие цветы лучше всего растут в нашей местности? _______________

  4. Когда лучше садить цветочную рассаду? _________________________


Из статьи «Действие человека на комнатные растения» По мнению экологов, закрытые помещения - это особая экологическая ниша в городской экосистеме, со своим комплексом условий. Поскольку эти условия человек создаёт и поддерживает для себя. То они, естественно, соответствуют режимам температуры, влажности, состава воздуха и других факторов, оптимальных для человеческого организма. Растения же в закрытых помещениях попадают в обстановку «чуждого» экологического оптимума, который далеко не всегда совпадает с их собственными: человек диктует для них условия, в которых им приходится жить и расти. Это хорошо видно на примере одного из наиболее важных для растения экологических факторов - света. Для человека условия освещённости в квартире - вопрос комфорта, для растений же - вопрос «жизни и смерти». Свет, который получают растения, имеет несколько изменённый состав лучей (оконные стекла не пропускают ультрафиолетовую часть спектра) и очень ослаблен. Из-за неблагоприятных световых условий фотосинтез у растений в комнате обычно очень слабый. При недостатке света количество создаваемого органического вещества столь невелико, что не покрывает его расходов на питание, и поэтому рост замедляется, растения чахнут. Температурные условия в помещениях, казалось бы, вполне комфортны не только для человека, но и для растений. Но для растений вредны холодные потоки воздуха от окон и форточек. Кроме того, очень трудно растениям преодолеть повышенную сухость воздуха, особенно в комнатах с центральным отоплением. Это одна из причин засыхания и опадения листьев у рассады. В природной среде водоснабжение подчиняется определённым закономерностям в связи с климатом местности, положением растений в рельефе. Для комнатных растений этот фактор полностью зависит от произвола хозяев и их опытности. Здесь встречаются все случаи - от пересыхания почвы до излишнего заливания. Почвенное питание принадлежит к числу самых «узких мест» в жизни комнатных растений. Корни растений вынуждены довольствоваться весьма ограниченным объёмом почвы, причём часто неподходящего состава. К тому же, растение развивается, почва быстро истощается. И требуется искусственная подкормка, а с ростом растения - увеличение объёма почвы. Если теперь, после разбора отдельных экологических факторов, оценить весь комплекс условий в целом, то можно сказать, что мы создаём растениям условия , нелёгкие для их жизни и весьма своеобразные. При выращивании рассады в помещении надо помогать растениям обрести привычную среду, насыщая влагой воздух, создавать подсветку и подкармливать растения необходимыми минералами. Отношение человека к растениям влияет на их рост, развитие, цветение, плодоношение. Недаром в народе существует поверье, что у добрых людей лучше растут и красивее цветут растения. «Дидактические материалы по экологии (региональный компонент)» учебное пособие для учителей нач. классов.

Внеклассное мероприятие

Тема Стартовое занятие к проекту «Цветы для клумбы»

Цель: Воспитывать активную жизненную позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через практическое занятие - вырастить рассаду для пришкольных клумб, подготовить детей к проведению исследовательской работы по выращиванию рассады цветов.

Оборудование: ПК, иллюстрации цветов, слайды, семена цветов в пакетике, карточки из энциклопедии «Цветы для дома», карточки с названиями цветов, атлас «От Земли и до неба», лепестки из картона 4 цветов.


Ход занятия

1.Актуализация знаний

Учитель. О ком или о чём так говорят?

Дышит, растёт,

А ходить не может.

(о растениях) СЛАЙД 1

Учитель. Назовите признаки, по которым мы узнаём растения. (У растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) СЛАЙД 2

Ребята, у вас на парте лежит лепесток определённого цвета, найдите друзей с таким же лепестком и создайте группу.( Деление класса на группы по 4 человека при помощи цветных лепестков и распределение ролей)

2.Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ребята, закройте глазки и представьте, что сейчас ярко светит солнце, жужжат насекомые, ласково дует тёплый ветерок. А луг в эту пору в полной мощи и красоте. Залюбуешься изумрудной травой, заглядишься на ярко-жёлтые одуванчики, а лиловые колокольчики так и тянутся к тебе тоненькие веточки-пальчики.

А какое разнообразие благоухающих запахов! То сладковато-хмельной, то кисловато- терпкие и многие другие. И все их с удовольствием вдыхаешь. Хочется хоть маленькую долю унести с собой!

СЛАЙД 3 На слайде появляется изображение цветущего луга.

Учитель. Откройте глазки. Мы с вами оказались на цветущем луге. С каким настроением вы бы прошлись по этому лугу.

Дети Нам весело радостно, настроение приподнятое, солнечное

Учитель. А почему?

Мы представили лето, красоту природы, солнечный день.

Учитель. Какие правила мы должны соблюдать для сохранения этой красоты? СЛАЙДЫ цветущих лугов 4,5

-А хотелось ли вам иметь около дома капельку этой красоты?

- Для люди выращивают около домов цветы?

3. Работа по теме занятия.

Каждой группе даётся листок с кроссвордом

Учитель. В прошлом году мы с вами уже выращивали цветы. Посмотрите на слайд СЛАЙД 6 - это наши самые первые цветы, которые мы вырастили.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - СЛАЙД 7

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Вспомните названия этих цветов, глядя на монитор, и запишите отгадки в кроссворд.

к

а

л

е

н

д

у

л

а

г

л

а

д

и

о

л

у

с

ы

п

е

т

у

н

и

я


к

о

с

м

е

я


б

а

р

х

а

т

ц

ы

а

с

т

р

а


СЛАЙДЫ 8,9.10,11,12,13

Какое слово получилось по вертикали. (КЛУМБА)

Учитель. Объясните, что такое клумба. Где более точнее мы можем узнать лексическое значение этого слова. (в словарях)

Работа групп со словарями.

КЛУМБА - это

Назовите слова- синонимы слову клумба (цветник)

4.Рефлексия

Учитель. Ребята, скажите, каким цветам труднее расти: луговым или на клумбе?

Почему луговым цветам труднее? Обсудите в группе и сделайте вывод.

За цветами на клумбе ухаживает человек, помогает преодолеть им трудные климатические условия, а луговым цветам приходиться выживать самим

(на следующем занятии продолжить работу по теме)

1.Продолжение работы по теме занятия

Учитель А хотите сами создать клумбу около школы?

Давайте посмотрим, как ответили ваши родители на вопросы анкеты?

Анализ анкет родителей

Учитель. -Какие цветы лучше выращивать в нашей местности, почему?

-В какое время лучше всего садить семена на рассаду для цветов?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз- росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

-Рассмотрите пакетики семян, какую информацию вы можете найти на них?

(название, описание растения, условия выращивания, дата упаковки, срок годности, сроки выращивания)

Учитель. -Выберите семена, которые вы бы хотели посадить?

Обсудите в группе, все ли растения смогут вырасти в нашей местности и порадовать нас цветением?

Распределите семена на группы: семена, которые мы посадим в марте и семена, которые мы посадим в апреле. (работа в группе)

Учитель. -Какие условия нужны, чтобы рассада была здоровой и крепкой?

  1. солнечный свет

  2. своевременный полив

  3. хорошая земля

  4. уход

  5. подкормка рассады

Учитель. Сегодня мы с вами будем садить семена, но это будет не простая работа, а исследование. Мы будем наблюдать за растениями в разных условиях, результаты наблюдения записывать в листки наблюдения, а в мае подведём итоги и ответим на вопрос «Какие условия выращивания рассады самые оптимальные для нашей местности?»

Практическая работа

Наблюдения за растениями проводятся ежедневно, дети самостоятельно фиксируют изменения в таблицах наблюдения. На занятиях кружка докладчик рассказывает и зачитывает выводы, которые сделала группа.


© 2010-2022