- Преподавателю
- Начальные классы
- Социальный школьный проект Школьная клумба
Социальный школьный проект Школьная клумба
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузема Л.А. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 поселка Кубанский
муниципального образования Новопокровский район
Проект во 2 классе.
«Школьная клумба»
(экспериментально- исследовательский проект по выращиванию рассады петуньи, уходу за ней, высаживанию на школьную клумбу, уходу за цветами)
Руководитель проекта -учитель начальных классов: Кузёма Людмила Алексеевна
Проект осуществляется в рамках социально-значимой трудовой проектной деятельности воспитательного модуля внеурочной деятельности
«Школа - мой дом» и предметов «Окружающий мир» и «Технология»
Цель проекта: воспитывать активную социально-значимую позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через исследовательскую и практическую деятельность - выращивание рассады для школьных клумб и уход за цветами. Задачи проекта: - наблюдение - развитие познавательных способностей , - сравнение - трудовая деятельность Формирование и развитие у учащихся 2 класса универсальных учебных умений:
Коммуникативные: Умение работать в группе, брать на себя ответственность за выполнение задания, ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия, задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Регулятивные: составлять план и последовательность действий; преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; Познавательные: извлечение необходимой информации из разных источников; выделение и формулирование проблем, дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире, анализ и синтез, выведение следствий, доказательство, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об оптимальных условиях выращивания рассады цветов петуньи. Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного; осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека, узнают о многообразии цветов для клумб, научаться сравнивать, находить новую информацию из разных источников, вести наблюдения и фиксировать результат исследований, научатся анализировать и находить оптимальные условия для выращивания рассады цветов. Оборудование: пакетики с семенами цветов петуньи, торфяные таблетки с контейнерами, перчатки, фартуки, дневники наблюдений, интернет ресурсы с видео роликами по посеву семян, уходу за рассадой и высадке её в грунт.
№
Этапы проекта
Действия
Ответственные
за выполнение
сроки
1
Подготови-тельный
Занятие «Школьная клумба»
-
Формирование групп( в каждой группе по 5 человек): организатор, эколог, агроном, оформитель, докладчик.
-
Составление плана действий:
-приобретение необходимых материалов и оборудования (торфяные таблетки и стаканчики, почва, контейнеры под рассаду, семена);
-
Выбор экологических факторов для эксперимента во время выращивания рассады:
1) влияние света;
2) влияние поливочного режима;
3) влияние на рост состава почвы и торфяных таблеток
Учитель
( на занятиях воспитательного модуля внеурочной деятельности «Школа мой дом»)
01.02-07.02
2
Исследователь-ская работа:
1) Работа с разными источниками информации
1.1.Сбор и изучение информации по выращиванию рассады и уходу за цветами.
- книги, энциклопедии о цветах, каталоги цветов; сайты с познавательной информацией.
1.2. Сравнение полученной информации. (анализ)
1.3. Выбор оптимального способа посадки семян с учётом заготовленного материала.
1.4.Защита и выбор лучшего проекта оформления клумбы.
2.1.Опрос родителей о методах посадки рассады цветов петуньи.
2.2.Сравнение положительных и отрицательных результатов.
2.3.Изучение информации на пакетиках с семенами:
- Сроки посадки, температурный режим в теплицах и открытом грунте
2.4. Анализ ответов, оформление общей таблицы и подбор семян для рассады, установление сроков посадки.
Учащиеся
( в форме сообщений на уроке «Окружающий мир»)
08.02-15.02
3.
4
5.
Практическая работа.
Работа по группам с использованием технологических карт (инструкций): 1)подготовка почвы, замачивание торфяных таблеток, подготовка семян
2) технология посева семян петуньи
3) оформление этикет с указанием даты посева, наименованием растения
Учащиеся ( на уроке «Технология» - технология посева; на занятии внеурочной деятельности «Школа - мой дом»
16.02-20.02
Экспериментально-исследовательская работа по экологическим факторам
Влияние света на формирование рассады
(оформляют наблюдения обучающиеся 1 группы)
1) все контейнеры и торфяные стаканчики поставили на подоконники, а один - на стол за шкафом, где мало освещения
2) ведение дневника наблюдений по следующим показателям:
-
Дата посадки и дата всходов;
-
Цвет первых листочков;
-
Толщина и высота стебля;
3) подготовка информации и оформление сводной таблицы по всем группам.
Учащиеся и учитель ( на уроках «Окружающий мир»)
21.02-05.03
Влияние поливочного и температурного режима: тёплая и холодная вода, скудный полив и достаточный полив ( оформляют наблюдения обучающиеся 2 группы)
1)Один контейнер ( который стоит за шкафом) стоит в холодном месте и поливать там рассаду холодной водой, остальные там же на подоконнике, где близко отопительные батареи - поливать тёплой водой
3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;
4) запись наблюдений в журнал;
5) подготовка информации и оформление сводной таблицы
Учащиеся и учитель
06.03 - 16.03
Влияние состава почвы на рассаду:
( оформляют обучающиеся 3 группы)
1)наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;
2)Анализ: где лучше растёт в торфяных стаканчиках с почвой или торфяных таблетках.
3) запись наблюдений в журнал;
5) подготовка информации и оформление сводной таблицы;
Учащиеся и учитель
06.03-16.03
Наблюдения и уход
1.Полив
2 Рыхление почвы
3.Фиксирование результатов наблюдений в дневнике наблюдений
Учащиеся ( на всех формах обучения и воспитания)
17.03-20.04
6
Представление результатов экспериментально-исследовательской деятельности
-
оформление презентаций;
-
представление презентаций
-
уход за рассадой
Родители, учащиеся . учитель
21.04-25.04
7
Практическая работа
Высадка рассады в открытый грунт. Оформление школьной клумбы в соответствии с выбранным проектом оформления ( узор, цветовой подбор растений)
Родители, учащиеся, учитель
25.04 - 1.05
8
Оценка результатов экспериментально-исследователь-ской работы
-
Подведение итогов. Анализ проекта.
-
Планы на будущее.
Учитель, учащиеся, родители
До 15 мая
9
Трудовая деятельность
Полив, прополка, уход за цветами на клумбе.
Учащиеся в рамках работы летней трудовой площадки «Эколог»
Летний период
Литература:
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель6 пособие для учащихся образовательных учреждений
Цветы для дома
Приложение 1
Примерные таблицы для журнала наблюдений
Эксперимент №1 «Влияние света на формирование рассады»
Дата
наблюдений
Название
растения и номер экспериментальной группы
Дата посадки
Дата
появления
ростка
Цвет
листьев
Размер листьев
Высота и
толщина
ростка
Причины прекращения эксперимента
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Форма этикетки для горшочков под рассаду.
Название растения
(в скобках указать № и условие эксперимента)
Дата посадки
Фамилия, имя
Дата прекращения эксперимента:
Приложение 3
Анкета для взрослых
-
Любите ли вы выращивать цветы на клумбах?_____________________
-
Какую пользу они приносят человеку? ____________________________
-
Какие цветы лучше всего растут в нашей местности? _______________
-
Когда лучше садить цветочную рассаду? _________________________
Из статьи «Действие человека на комнатные растения» По мнению экологов, закрытые помещения - это особая экологическая ниша в городской экосистеме, со своим комплексом условий. Поскольку эти условия человек создаёт и поддерживает для себя. То они, естественно, соответствуют режимам температуры, влажности, состава воздуха и других факторов, оптимальных для человеческого организма. Растения же в закрытых помещениях попадают в обстановку «чуждого» экологического оптимума, который далеко не всегда совпадает с их собственными: человек диктует для них условия, в которых им приходится жить и расти. Это хорошо видно на примере одного из наиболее важных для растения экологических факторов - света. Для человека условия освещённости в квартире - вопрос комфорта, для растений же - вопрос «жизни и смерти». Свет, который получают растения, имеет несколько изменённый состав лучей (оконные стекла не пропускают ультрафиолетовую часть спектра) и очень ослаблен. Из-за неблагоприятных световых условий фотосинтез у растений в комнате обычно очень слабый. При недостатке света количество создаваемого органического вещества столь невелико, что не покрывает его расходов на питание, и поэтому рост замедляется, растения чахнут. Температурные условия в помещениях, казалось бы, вполне комфортны не только для человека, но и для растений. Но для растений вредны холодные потоки воздуха от окон и форточек. Кроме того, очень трудно растениям преодолеть повышенную сухость воздуха, особенно в комнатах с центральным отоплением. Это одна из причин засыхания и опадения листьев у рассады. В природной среде водоснабжение подчиняется определённым закономерностям в связи с климатом местности, положением растений в рельефе. Для комнатных растений этот фактор полностью зависит от произвола хозяев и их опытности. Здесь встречаются все случаи - от пересыхания почвы до излишнего заливания. Почвенное питание принадлежит к числу самых «узких мест» в жизни комнатных растений. Корни растений вынуждены довольствоваться весьма ограниченным объёмом почвы, причём часто неподходящего состава. К тому же, растение развивается, почва быстро истощается. И требуется искусственная подкормка, а с ростом растения - увеличение объёма почвы. Если теперь, после разбора отдельных экологических факторов, оценить весь комплекс условий в целом, то можно сказать, что мы создаём растениям условия , нелёгкие для их жизни и весьма своеобразные. При выращивании рассады в помещении надо помогать растениям обрести привычную среду, насыщая влагой воздух, создавать подсветку и подкармливать растения необходимыми минералами. Отношение человека к растениям влияет на их рост, развитие, цветение, плодоношение. Недаром в народе существует поверье, что у добрых людей лучше растут и красивее цветут растения. «Дидактические материалы по экологии (региональный компонент)» учебное пособие для учителей нач. классов.
Внеклассное мероприятие
Тема Стартовое занятие к проекту «Цветы для клумбы»
Цель: Воспитывать активную жизненную позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через практическое занятие - вырастить рассаду для пришкольных клумб, подготовить детей к проведению исследовательской работы по выращиванию рассады цветов.
Оборудование: ПК, иллюстрации цветов, слайды, семена цветов в пакетике, карточки из энциклопедии «Цветы для дома», карточки с названиями цветов, атлас «От Земли и до неба», лепестки из картона 4 цветов.
Ход занятия
1.Актуализация знаний
Учитель. О ком или о чём так говорят?
Дышит, растёт,
А ходить не может.
(о растениях) СЛАЙД 1
Учитель. Назовите признаки, по которым мы узнаём растения. (У растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) СЛАЙД 2
Ребята, у вас на парте лежит лепесток определённого цвета, найдите друзей с таким же лепестком и создайте группу.( Деление класса на группы по 4 человека при помощи цветных лепестков и распределение ролей)
2.Мотивация учебной деятельности
Учитель. Ребята, закройте глазки и представьте, что сейчас ярко светит солнце, жужжат насекомые, ласково дует тёплый ветерок. А луг в эту пору в полной мощи и красоте. Залюбуешься изумрудной травой, заглядишься на ярко-жёлтые одуванчики, а лиловые колокольчики так и тянутся к тебе тоненькие веточки-пальчики.
А какое разнообразие благоухающих запахов! То сладковато-хмельной, то кисловато- терпкие и многие другие. И все их с удовольствием вдыхаешь. Хочется хоть маленькую долю унести с собой!
СЛАЙД 3 На слайде появляется изображение цветущего луга.
Учитель. Откройте глазки. Мы с вами оказались на цветущем луге. С каким настроением вы бы прошлись по этому лугу.
Дети Нам весело радостно, настроение приподнятое, солнечное
Учитель. А почему?
Мы представили лето, красоту природы, солнечный день.
Учитель. Какие правила мы должны соблюдать для сохранения этой красоты? СЛАЙДЫ цветущих лугов 4,5
-А хотелось ли вам иметь около дома капельку этой красоты?
- Для люди выращивают около домов цветы?
3. Работа по теме занятия.
Каждой группе даётся листок с кроссвордом
Учитель. В прошлом году мы с вами уже выращивали цветы. Посмотрите на слайд СЛАЙД 6 - это наши самые первые цветы, которые мы вырастили.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - СЛАЙД 7
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Вспомните названия этих цветов, глядя на монитор, и запишите отгадки в кроссворд.
к
а
л
е
н
д
у
л
а
г
л
а
д
и
о
л
у
с
ы
п
е
т
у
н
и
я
к
о
с
м
е
я
б
а
р
х
а
т
ц
ы
а
с
т
р
а
СЛАЙДЫ 8,9.10,11,12,13
Какое слово получилось по вертикали. (КЛУМБА)
Учитель. Объясните, что такое клумба. Где более точнее мы можем узнать лексическое значение этого слова. (в словарях)
Работа групп со словарями.
КЛУМБА - это
Назовите слова- синонимы слову клумба (цветник)
4.Рефлексия
Учитель. Ребята, скажите, каким цветам труднее расти: луговым или на клумбе?
Почему луговым цветам труднее? Обсудите в группе и сделайте вывод.
За цветами на клумбе ухаживает человек, помогает преодолеть им трудные климатические условия, а луговым цветам приходиться выживать самим
(на следующем занятии продолжить работу по теме)
1.Продолжение работы по теме занятия
Учитель А хотите сами создать клумбу около школы?
Давайте посмотрим, как ответили ваши родители на вопросы анкеты?
Анализ анкет родителей
Учитель. -Какие цветы лучше выращивать в нашей местности, почему?
-В какое время лучше всего садить семена на рассаду для цветов?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз- росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
-Рассмотрите пакетики семян, какую информацию вы можете найти на них?
(название, описание растения, условия выращивания, дата упаковки, срок годности, сроки выращивания)
Учитель. -Выберите семена, которые вы бы хотели посадить?
Обсудите в группе, все ли растения смогут вырасти в нашей местности и порадовать нас цветением?
Распределите семена на группы: семена, которые мы посадим в марте и семена, которые мы посадим в апреле. (работа в группе)
Учитель. -Какие условия нужны, чтобы рассада была здоровой и крепкой?
-
солнечный свет
-
своевременный полив
-
хорошая земля
-
уход
-
подкормка рассады
Учитель. Сегодня мы с вами будем садить семена, но это будет не простая работа, а исследование. Мы будем наблюдать за растениями в разных условиях, результаты наблюдения записывать в листки наблюдения, а в мае подведём итоги и ответим на вопрос «Какие условия выращивания рассады самые оптимальные для нашей местности?»
Практическая работа
Наблюдения за растениями проводятся ежедневно, дети самостоятельно фиксируют изменения в таблицах наблюдения. На занятиях кружка докладчик рассказывает и зачитывает выводы, которые сделала группа.