- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая учебная программа дисциплины «История» для профессии естественнонаучного профиля: 260807. 01 Повар, кондитер
Рабочая учебная программа дисциплины «История» для профессии естественнонаучного профиля: 260807. 01 Повар, кондитер
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Троицкая О.В. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Администрации Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Себряковский технологический техникум»
отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая учебная программа
дисциплины
«История»
для
профессии естественнонаучного профиля:
260807.01 Повар, кондитер
2014 г.
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания ПЦК
№ _________
от «______» ____________ 2014 г.
_______________ О. И. Урюпинская
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________Т.Ю. Фролова
«______» ____________ 2014 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). А также на основании примерной программы учебной дисциплины «История», предназначенной для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г. Рабочая программа учебной дисциплины "История" предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Организация - разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "СТТ", отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Разработчик:
Троицкая Ольга Васильевна, преподаватель высшей категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 44
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 46 ДИСЦИПЛИНЫ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО естественнонаучного профиля: 260807.01 Повар, кондитер очной формы обучения, с нормативным сроком обучения 2 года и 5 месяцев. обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям изучают историю в объеме 117 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин; - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами; - освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; - овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации; - формирование исторического мышления - способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность
отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности; - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения; - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
Теоретическое занятие
103
Практическое занятие
13
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
58
в том числе:
индивидуальные творческие задания
17
внеаудиторной самостоятельной работы
41 Итоговая аттестация 1ч. в форме дифференцированного зачета по итогам 2 курса в IV семестре - 1ч. для профессии: 260807.01 Повар, кондитер
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1
Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития.
1
Цивилизации, варианты их типологии.
1
Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.
1
История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории.
1
Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.
1
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
4
Тема 1.1. Природное и социальное в человеке. Родовая община.
Содержание учебного материала
1
Формирование знаний о природном и социальном в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.
2
Характеристика среды обитания, социальной жизни, родовой общины. Распределение социальных функций между полами. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.
2
Тема 1.2. Неолитическая революция.
Содержание учебного материала
1
Формирование знаний о неолитической революции. Определение изменений в укладе жизни и формах социальных связей. Рассмотрение очагов возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете, социальных последствий перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Изучение предпосылок возникновения цивилизации, протоцивилизации.
2
Самостоятельная работа№1
2
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:
"Начало социальной жизни". "Родовая община". "Неолитическая революция".
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.
6
Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты.
Содержание учебного материала
1 Определение хронологических и географических рамок истории Древнего мира.
2 Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет.
2 Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.
2
Тема 2.2. Античная цивилизация.
Содержание учебного материала
1
Формирование знаний об античной цивилизации, становлении полисной цивилизации в Греции: географических и социальных предпосылках; сущности греческого полиса. Изучение Великой колонизации, ее причин, направлений и последствий. Рассмотрение роли Афин и Спарты в жизни греческого мира. Изучение греческой культуры классической эпохи. Характеристика Александра Македонского и периода эллинизма.
2
Изучение Древнего Рима: этапов становления общества и государства, экономики, общественного строя, государственного аппарата в республиканском и императорском Риме, особенности римской культуры
2
Тема 2.3. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.
Содержание учебного материала
1
Углубление знаний о религии Древнего мира, язычестве на Востоке и на Западе.
2
Формирование знаний о мировых религиях, буддизме, конфуцианстве, религии древних евреев, раннем христианстве.
2
Самостоятельная работа№2
3
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:
«Культура Древнего Египта»
«Культура Древней Греции»
«Культура Древнего Рима»
Раздел 3. История России с древнейших времен до к. XVII в.
46
Тема 3.1. Восточная Европа: природная среда и человек. Содержание учебного материала
1
Изучение влияния географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.
2 Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тыс. до н. э.
2 Формирование знаний о славянах и Великом переселении народов (IV-VI вв.), его причинах; германских и славянских племенах в Европе.
2
Формирование знаний о готах, гуннах, тюрках, Аварском и Хазарском каганатах, финно-угорских племенах.
2
Изучение Византии и народов Восточной Европы; заселения славянами Балканского полуострова.
2
Тема 3.2.Восточные славяне в VII-VIII вв.
Содержание учебного материала
1
Изучение быта и хозяйства восточных славян, жилища, одежды, формы хозяйствования, общественных отношений, семей, роли женщин в общине, верований, славянского пантеона и языческих обрядов.
2 Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения.
2 Крещение южных и западных славян. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.
2
Тема 3.3. Карта Восточной Европы к н. IX в. Рождение Киевской Руси.
Содержание учебного материала
2
Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные
2 Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из варяг в греки».
2 Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.
1
Тема 3.4. Крещение Руси. Содержание учебного материала
4
Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв.
2
Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.
2 Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси.
1
Тема 3.5. Русь и ее соседи в XI-н. XII вв. Содержание учебного материала
2
Взаимоотношения Руси и Византии в XI-XII вв.
2 Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.
2
Тема 3.6. Право Древней Руси. Истоки русской культуры. Содержание учебного материала
2
Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.
2 Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров. Древняя Русь в контексте всемирной истории Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы.
2
Тема 3.7. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Содержание учебного материала
3
Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.
2 Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.
2 Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.
2
Тема 3.8. Борьба Руси с иноземными завоевателями.
Содержание учебного материала
3
Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания.
2 Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды.
2 Прибалтика в начале XIII в.. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.
2 Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
1
Тема 3.9. Русь на пути к возрождению.
Содержание учебного материала
3
Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV-XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси. Русь и Золотая Орда в XIVв.
2 Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский.
2 Флорентийская уния. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой.
2
Тема 3.10. От Руси к России.
Содержание учебного материала
2
Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска.
2
Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Церковно-политическая теория «Москва - третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.
1
Тема 3.11. Россия в царствование Ивана Грозного. Содержание учебного материала
3
Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России.
2 Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины
2 Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.
2 Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.
2
Тема 3.12. Смута в России начала XVIIв.
Содержание учебного материала
2
Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания
2
Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России.
2
Тема 3.13. Россия в середине и второй половине XVII в.
Содержание учебного материала
1
Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.
2
Тема 3.14. Политический строй России. Церковный раскол.
Содержание учебного материала
1
Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
2
Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации.
2
Тема 3.15. Русская культура в XIII-XVII вв.
Содержание учебного материала
1
Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика.
2
Характеристика «Домостроя», социальной роли женщины, быта и нрава.
2
Формирование знаний об «обмирщении» русской культуры в XVII в., расширении культурных связей с Западной Европой.
2
Определение новых жанров в литературе. Рассмотрение Славяно-греко-латинской академии.
2
Практическое занятие№1
4
Участие в дискуссии по проблеме: «Москва или Тверь?».
Проведение анализа статей Судебника 1497г.
Сравнение двух этапов правления Ивана Грозного; решение тестовых заданий.
Решение проблемных заданий; решение тестовых заданий.
Проведение анализа документов.
Выявление особенностей культурного развития России в XVII в.
Самостоятельная работа №3
11
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.
Составление глоссария по разделу
Выполнение рефератов и докладов по темам:
«Варяги в истории Древней Руси».
«Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности».
«Князь и вече в Древней Руси»
«Князь и дружина в Древней Руси».
«Кочевники в истории Древней Руси: война и мир».
«Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория».
«Характер международных связей и отношений Киевской Руси».
«Борьба русского народа с иноземными агрессорами в XIII в.».
«Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого».
«Владимир Мономах и его время».
«Город и горожане в Древней Руси».
«Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь».
«Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси».
«Новгородская республика в XI-XIIIвв.».
«Общественный строй Древней Руси».
«Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий».
«Русь и наследие Византии».
«Человек Древней Руси в повседневной жизни».
«Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи».
«Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия».
«Освоение Сибири. Характер русской колонизации».
«Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты».
«Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви».
«Воссоединение России и Украины».
«Восстание под предводительством С. Разина».
«Государственное устройство России в XVII в.».
Составление политического портрета:
«Владимир-язычник и Владимир-христианин: два исторических образа».
«Александр Невский - государственный лидер и полководец».
«Дмитрий Донской - государственный деятель и полководец».
«Иван III и его роль в российской истории».
«Иван Грозный - человек и политический деятель».
Составление и решение кроссвордов
Раздел 4. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.
14
Тема 4. 1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Содержание учебного материала
1
Запад и Восток в XVI- XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия- «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.
1
Тема 4. 2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.
Содержание учебного материала
1
Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.
1
Тема 4. 3. Великие географические открытия и начало европейской
колониальной экспансии.
Содержание учебного материала
1
Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.
2
Тема 4.4.
Государство и власть в эпоху перехода
к индустриальной цивилизации.
Содержание учебного материала
1
Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.
1
Тема 4.5.
Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.
Содержание учебного материала
1
Две «концепции Европы». Франциск I и Карл V. Угроза со стороны Турции. Священная лига. «Непобедимая армада». Первая общеевропейская война - Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г.
Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах - войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.
1
Тема 4.6. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время
Содержание учебного материала
1
Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.
1
Тема 4.7. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.
Содержание учебного материала
1
XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.
Секуляризация общественного сознания. Поиски основ толерантности. От религиозной нетерпимости к толерантности «юридического мировоззрения».
1
Тема 4.8.
Век Просвещения.
Содержание учебного материала
1
Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве.
1
Тема 4.9.
Технический прогресс и Великий промышленный переворот.
Тема 4.10.
Революции XVIII в. и их значение для утверждения
индустриального общества.
Содержание учебного материала
1
Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.
Содержание учебного материала
1
Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора. Культурные новшества периода Революции. Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества.
Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция,
1
Практическое занятие№2
1
Работа с картами и историческими документами, схемам
Самостоятельная работа№4
3
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами
Составление политического портрета:
«Т.Джефферсон»
«Д.Вашингтон»
«М.Робеспьер»
«Ж.П.Марат»
«Ж.Дантон»
Составление и решение кроссвордов
Раздел 5. Россия в XVIII веке.
13
Тема 5.1.
Россия в период реформ Петра I.
Содержание учебного материала
2
Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.
2
Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».
2
Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.
2
Тема 5.2.
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762 гг.)
Содержание учебного материала
2
Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина
2
Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.
2
Тема 5.3. Россия во вт. п. XVIII в.
Содержание учебного материала
2
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.
2 Павел I - характеристика личности и основные направления его политики.
2
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.
2 Тема 5.4. Культура России в середине и во вт. п. XVIII в.
Содержание учебного материала
1
Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.
1
Самостоятельная работа№5
6
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.
Выполнение разноуровневых заданий.
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:
«Наука побеждать» А.В.Суворов.
«Полководческое искусство П.А.Румянцева»
«Флотоводец Ф.Ф.Ушаков»
«М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки»
«Путешествия XVIII века»
«Русская архитектура XVIII века»
«Русские просветители»
Выполнение рефератов по темам:
«Великое посольство Петра I в Европу». «Военная реформа Петра Великого».
«Северная война (1700-1721). Причины, ход событий, историческое значение». «Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение». «Культурные преобразования в Петровскую эпоху».
Составление политического портрета
Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина I, Екатерина II, Павел I
Раздел 6. Становление индустриальной цивилизации
6
Тема 6. 1. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Содержание учебного материала
1
Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.
2
Тема 6.2. Становление гражданского общества
Содержание учебного материала
1
Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности.
2
Тема 6.3. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества
Содержание учебного материала
1
Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан
2
Тема 6.4. Особенности духовной жизни нового времени.
Содержание учебного материала
1
Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История - «муза века». Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.
2
Самостоятельная работа №6:
2
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами
Составление и решение кроссвордов
Раздел 7. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
4
Тема 7.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной системы.
Содержание учебного материала
1
Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской Империи.
1
Тема 7. 2. Попытки модернизации в странах Востока.
Содержание учебного материала
1
«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».
1
Самостоятельная работа№7:
2
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.
Выполнение рефератов, докладов, презентаций по темам:
Причины и итоги самоизоляции Японии.
Причины и итоги самоизоляции Китая. Раздел 8. Россия в XIX в.
17
Тема 8.1. Россия в п. п. XIX столетия.
Содержание учебного материала
2
Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.
2 Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».
2
Властные элиты: идеология и практика. Традиции «просвещенного абсолютизма» и новые задачи государственного развития.
2
Тема 8.2. Власть и реформы в первой половине XIX в.
Содержание учебного материала
2
Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.
2 Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.
2
Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.
2
Тема 8.3. Внешняя политика Александра I и Николая I.
Содержание учебного материала
2
Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.
2 Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.
2
Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.
2
Тема8.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в. Содержание учебного материала
1
Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.
2 Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».
2 Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Правительственная политика в отношении образования.
2 Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр. Место России в мировой художественной культуре.
2
Тема 8.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II.
Содержание учебного материала
2
Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.
2 Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам.
2 Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
2
Тема 8.6. Пореформенная Россия. Содержание учебного материала
1
Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции.
2 Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.
2 Общественное движение: спад и новый подъем. Неолибералы и неонародники. Первые марксисты.
2 Тема 8.7. Россия в системе международных отношений вт. п. XIX в. Содержание учебного материала
1
Геополитические интересы империи и международные противоречия.
2
Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток.
2
Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
2
Тема 8.8.
Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной
России. Содержание учебного материала
1
Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.
2
Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.
Развитие науки и техники. Университеты и научные общества.2 Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр
2
Тема 8.9. Повседневная жизнь населения России в XIX в.
Содержание учебного материала
1
Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.
1 Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.
1 Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.
1 Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик.
1 Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.
1 Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы. Обычаи и нравы народов России.
1 Самостоятельная работа№8:
4
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами
Выполнение разноуровневых заданий
Выполнение рефератов, докладов, презентаций по темам: «Реформы Александра I». «Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи». «Крымская война и ее значение для Росси». «Реформы Александра II и их значение». «Роль России в освобождении балканских народов от османского ига». Составление политического портрета: Александра I, Николая I, Александра II.
Раздел 9. От Новой истории к Новейшей.
15
Тема 9.1. Международные отношения в н. XX в. Содержание учебного материала
1
Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии.
2
Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи
2
Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав - Тройственного союза и Антанты.
2
Тема 9.2. «Прекрасная эпоха»: западное общество в н. ХХ в.
Содержание учебного материала
1
Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг.
1
Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.
1
Тема 9.3. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. Содержание учебного материала
1
Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков.
1 Транспорт - кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания.
1
Тема 9.4. Россия в н. XX в.
Содержание учебного материала
1
Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы.
2 Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Уголовное, гражданское, процессуальное, семейное право. Роль традиционного права в жизни общества. Правовая культура населения. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.
2 Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905-1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.
2 Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905-1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.
2 Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.
2 Плюсы и минусы российской национальной политики. Русификация и «мягкая» колонизация. Организация общинного, сословного, городского и сельского управления у различных народов империи. Национальные элиты в системе государственного управления империи.
2
Тема 9.5. Первая мировая война. Содержание учебного материала
1
Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны.
2 Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные.
2
Тема 9.6. Россия в Первой мировой войне.
Содержание учебного материала
1
Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях.
2 Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом.
2
Тема 9.7. Февральская революция в России. Содержание учебного материала
1
Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г.
2
Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.
2
Тема 9.8. Приход большевиков к власти в России.
Содержание учебного материала
1
Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.
2
Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.
2
Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».
2
Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.
2
Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи.
2 Самостоятельная работа№9:
6
Изучение темы: «Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. Россия в начале XX века», составление конспекта по теме.
Выполнение групповых проектов по темам:
«Гражданская война глазами «красных» и «белых»
«Гражданская война в Царицыне»
Раздел 10. Между мировыми войнами.
9
Тема 10.1 Страны Европы в 20-е годы XX в.
Содержание учебного материала
1
Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития.
1 Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг.
1 Тема 10.2. Запад в 30-е годы ХХ в.
Содержание учебного материала
1
Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП - «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса.
1
Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.
1
Тема 10.3. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.
Содержание учебного материала
1
Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система.
1
Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?
1
Тема10.4.
Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма.
Содержание учебного материала
4
Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.
2 Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.
2 Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20-30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.
2 Городское и сельское население: быт, повседневность, социальные стереотипы. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Развитие советской культуры. Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.
2 Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.
2 «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.
2
Самостоятельная работа№10:
Составление тезисного плана «Страны Мира в 20-30 годы. Международные отношения в 20-30 годы XX в.».
2
Решение тестовых заданий
Раздел 11. Вторая мировая война
15
Тема 11.1. Вторая мировая война: причины ход, значение.
Содержание учебного материала
1
Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США.
2 Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.
2
Тема 11.2.
СССР в годы Великой Отечественной войны.
Содержание учебного материала
3
Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.
2 Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.
2 Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.
2 Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.
2
Практическое занятие №3.
3
Составление хронологической таблицы, решение проблемных заданий.
Изучение документов, выполнение заданий по контурной карте, участие в дискуссии.
Участие в презентации проектов.
Самостоятельная работа№11:
8
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами
Составление глоссария по разделу.
Выполнение групповых проектов по темам:
«Оружие Победы»
«Михайловска в годы Великой Отечественной войны».
«Герои Великой Отечественной войны»
Раздел 12. Мир во второй половине XX века.
7
Тема 12.1.
«Холодная война».
Содержание учебного материала
1
Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы - два мира.
2
Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».
2
Тема 12.2. К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия».
Содержание учебного материала
1
Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное.
1
Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.
1
Тема 12.3. Научно-технический прогресс.
Содержание учебного материала
1
1
Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи.
1
Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство.
1
Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
1
Тема 12.4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Содержание учебного материала
1
Вторая мировая война - кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока.
1
Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба в японской «сфере сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт.
1 Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.
1
Самостоятельная работа№12:
3
Составление тезисного плана: «Холодная война»: причины и основные вехи. Корейская война: ход и результаты.
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.
Раздел 13.
СССР в 1945-1991годы.
11
Тема 13.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.
Содержание учебного материала
1
Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.
2 Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.
2 Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этнокультурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.
2 Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.
2
Тема 13.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима.
Содержание учебного материала
1
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.
2 Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.
2 Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве
2 Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.
2 Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.
2
Тема 13.3. СССР в к. 1960-х - н. 1980-х годов.
Содержание учебного материала
1
Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.
2 Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.
2 Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х - начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».
2
Тема 13.4. СССР в период перестройки.
Содержание учебного материала
1
Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач.
2 Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам.
2 Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.
2 Практическое занятие №4.
2
Составление тезисного плана, обсуждение ключевых вопросов темы.
Работа с картами, схемами. Проведение анализа фрагментов документов. Изучение материалов периодической печати и интернет - ресурсов Самостоятельная работа№13:
5
Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.
Изучение материалов периодической печати. Составление тезисного плана: ХХ съезд КПСС и его значение.
Раздел 14. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.
7
Тема 14.1. Российская Федерация на современном этапе.
Содержание учебного материала
2
Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.
2 Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.
2 Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
2 Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
2
Тема 14.2. Мир в ХХI в.
Содержание учебного материала
1
Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов.
2 Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.
2 Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.
2 Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.
2
Практическое занятие №5.
3
Изучение фрагментов Конституции РФ, составление тезисного плана.
Обсуждение ключевых вопросов темы Самостоятельная работа№14:
1
Изучение материалов периодической печати
Составление тезисного плана «Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы».
Дифференцированный зачет
1
Всего
175
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины "История" обучающийся должен знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- основные исторические термины и даты;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий по истории.
Технические средства обучения:
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интеренет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. - М., 2006. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. - М., 2006. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. - М., 2004. История. 11 класс. Тематический контроль. - М., 2004.
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. - М., 1996-2001. 10-11 кл. - М., 2006. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1-9.
Дополнительные источники:
Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. - СПб., 2003. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. - М., 2002. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. - М., 2001. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. - М., 2005.
Война в Корее. - СПб., 2000. Волковский Н.Л. История информационных войн. - М., 2003. Галактионов М. Париж 1914. - М., 2001. Генифе П. Политика революционного террора 1789-1794. - М., 2003. Герцог Х. Арабо-израильские войны. - М., 2004. Губер П. Мазарини. - М., 2000. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. - М., 2002. Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.). - Екатеринбург, 2003. Дроз Ж. История Германии. - М., 2005. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. - М., 2000.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. - М., 2000. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. - М., 2006. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX-XVI вв. Плакаты. - М., 2007. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. - М., 2006. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. - М., 2006. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. - М., 2006. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. - М., 2006.
Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М., 2002. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. - М., 2003. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). - М., 2005. Мезин С. А. История русской культуры X - XVIII вв. - М., 2003. Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. - М., 2002. Метивье Ю. Франция в XVI-XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. - М., 2005. Мир Просвещения. Исторический словарь. - М., 2003. Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. - М., 2002. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. - М., 2005. Озуф М. Революционный праздник: 1789-1799. - М., 2003. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1-3. - М., 1994-2000. Павленко Н. И. Екатерина I. - М., 2004. Павленко Н. И. Екатерина Великая. - М., 2003. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). - М., 2005. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555-1648. - СПб., 2002.
Смирнов А. Арабо-израильские войны. - М., 2002.
Сьюк У. Корейская война. - М., 2003.
Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).
Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1-3. - М., 1991.
Хеншелл Н. Миф абсолютизма. - СПб., 2003.
Черников И. Гибель империи. - М., 2002.
Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. - М., 2007.
Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. - М., 2002.
Шоню П. Цивилизация классической Европы. - Екатеринбург, 2005. Элиас Н. Придворное общество. - М., 2002.
Вокруг света: журнал-учредитель ООО «ВОКРУГ СВЕТА»
Наука и Религия: научно-популярный журнал. Учредитель - ООО «НИР Лтд»
Преподавание истории в школе: научно-методический журнал. Учрежден
Министерством образования РФ
Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты энциклопедия
«Истории России»
Валлерстайн и Миро-системный анализ.
http:www/nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller/htm Интернет-ресурс
Народы и религии мира.
http:/www/cbook.ru/peoples/index/welcome/shtml Интернет-ресурс: Поляков Л.В. О методологии макрополитического анализа /Л.В. Поляков // Апология. - 2006. - №9. - С. 82-103. (Интернет-ресурс: http:www/gournal-apologia.ru/rnews/html?id=482@id_issue=
Интернет-ресурсы.
meqa.km.ru/ lants.tellur.ru/history/klassics.htm members.xoom.com/foox/index/html first.americans.spb.ru/main.htm tgorod.go.ru/ chat.ru/kaar/index.html online.ru/sp/cominf/romanov rnd.rostelemail.ru/data/users/andry/history/html netcity.ru/8101/lubameln rds.org.ru/ stalingrad.com.ru/index_rus.htm tambov.net/region/history.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий в микрогруппах.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная контрольная работа
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии. Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; Письменный контроль использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Устный контроль в форме дебатов. Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности обучающихся
Знания:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса Письменный контроль в форме тестирования
периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; Устный контроль в форме дискуссии
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; Устный контроль в форме дискуссии,
письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов основные исторические термины и даты; Устный контроль, письменный контроль
2