Технологическая карта Добро и зло

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Тема: «Добро и зло»


Цель урока:

Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»

Задачи:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Основные термины и понятия: добро , зло.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Учебное оборудование:

мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики».

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными.

  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»).

  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД) - регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.

  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Предметными результаты:

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

  • Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, доброта.

  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.













СТРУКТУРА И ХОД УРОКАЭтап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика 1 Организационный момент Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. -Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
Учитель проверяет готовность детей к уроку. Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

2 Актуализация знаний. Постановка цели -Прочитайте эпиграфы (Слайд 1)«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.) «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». (Древнекитайское изречение.) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? -Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях - добро и зло.(Слайд 2)

Читают эпиграфы


Ответы детей. Дискуссия 3 Открытие новых знаний 1.Работа с понятиями «добро», «зло», «доброта» (по толковому словарю Ожегова и по учебнику)
2.Задание: выписать из пособия, что такое добро, что такое зло, что такое доброта. (слайды 3, 4, 5)
3.Работа с притчей «Притча о Добре и Зле» (Слайд 6) Учитель читает притчу. (щелчок) Беседа: - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте? - Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? 4. Работа с пословицами. - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. Объединитесь в группы, обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.(Слайд7). - Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово. -Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить. 5. Игра «Доскажи словечко» (Слайд 8) - Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете - от чего зависит их сила?
именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым.


Читают по строчке текст пособия.
Выписывают определение слов: добро, зло, гуманность.

Слушают притчу.

Ответы учащихся







Работа детей в группах.



Рассказы детей о своих мнениях по пословицам.
Фронтальная работа; ответы хором, вслух. Технологическая карта Добро и зло














4. Физкульт - минутка






6. Поступки. Обсуждение ситуаций. (Слайд 9) - Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь? Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему? - Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он - обыкновенный человек?
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики. (Слайд 10)

Слушают рассказ.

Обсуждают поступки людей. Ответы детей.

Выполняют физ. минутку. 5 Закрепление нового материала.
  1. Совместная работа. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие и т.д.
  2. Проверь себя. (Слайд 11)
При правильном ответе на слайде появляются части картинки. Команда черепашек Ниндзя.
Дети распределяют слова в 2 столбика и записывают в тетрадях.



Дети решают тест совместно. 6 Рефлексия Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

7 Домашнее задание 1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках) « На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…». 2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»
Записывают домашнее задание.

7

© 2010-2022