Программа по предмету Труд (0 класс VIII вида)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Труд


Пояснительная записка


Включение трудовой деятельности в программу начального обучения детей с выраженной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью включения таких детей в разнообразные виды доступной им деятельности. Трудовая деятельность, так же, как и другие виды детской деятельности, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное её использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Овладение операционной стороной деятельности позволяет ребёнку стать самостоятельным и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей и, как следствие, стимулируется личностное развитие ребёнка. Лишь на этой основе формируются Я-позиция и уверенность в собственных силах и возможностях, развиваются элементы ответственности и самооценки. Таким образом, в процессе обучения детей выраженной умственной отсталостью трудовой деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Задачами обучения детей выраженными интеллектуальными нарушениями труду являются: - формирование положительного эмоционального отношения к труду; - развитие интереса к деятельности и её результатам; - формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (аппликация); - формирование умения соотносить получаемые изделия с реальными объектами, явлениями, событиями; - обучение приёмам и средствам аппликации, лепки; - развитие восприятия основных свойств и отношений рукотворных объектов; - обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира; - совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук; - воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки. Основной формой обучения труду является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т.е. включать несколько видов деятельности. Такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть выполнен с помощью разных средств, в плоскости и объёме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. В процессе обучения труду школьников с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приёмы: - совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию; - действия школьников по образцу; - действия с глиной и пластилином, природными материалами, бумагой и картоном, текстильными материалами, использование совместно с педагогом приёмов наклеивания, склеивания, соединения деталей для создания целостного образа изделия; - выполнение изделий по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования; - предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога натуральных предметов, рисунков, картин, игрушек и т.п.; - наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе лепки, аппликации; - обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках труда; - использование поделок и аппликаций в процессе других уроков. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трёх уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала. Поскольку дети с выраженной умственной отсталостью представляют собой неоднородную по уровню психического развития, жизненному опыту, по возможностям овладения трудовой деятельностью группу, учитель отбирает содержание обучения для каждого класса с учётом уровня развития и психофизической особенностей детей.

Подготовительный класс

Задачи обучения и воспитания

Развивать у детей интерес к трудовой деятельности в целом, к собственным изделиям и поделкам.

Знакомить детей с разными материалами (бумага, картон, природные материалы, пластилин, глина, тесто, проволока) и их свойствами.

Учить детей работать по подражанию, образцу, словесной инструкции.

Учить использовать клей, салфетки, тряпочки, кисточку для клея, клеёнку, пластилин при соединении частей и деталей, изготовленных из природного материала.

Формировать умение работать аккуратно, пользоваться фартуком и нарукавниками, убирать рабочее место после завершения работы.

Знакомить со свойствами пластичных материалов (глина, тесто, пластилин мягкие, их можно рвать на куски, мять, придавать им различные формы).

Знакомить детей с приёмами работы с бумагой - складывание по линии, накладывание, примеривание, сгибание, отгибание, намазывание, наклеивание, склеивание частей.

Учить детей объяснять последовательность выполнения работы.

Учить доводить начатую работу до конца.

Формировать у детей элементы самооценки.

Четверть

Основное содержание работы

I

Знакомить детей с материалами для поделок; учить называть материалы и их свойства

Знакомить детей со свойствами глины и пластилина, с атрибутами, необходимыми для выполнения лепных работ (доска, клеёнка, стеки)

Учить выполнять различные действия с пластичными материалами - мять и разрывать на кусочки, соединять в целый кусок, раскатывать между ладонями прямыми движениями.

Учить детей лепить по подражанию и по образцу («Колбаска», «Баранки», «Колодец»)

Учить детей собирать природный материал для поделок, знакомить с его свойствами (репейник - цепкий, круглый, листья - сухие, ломкие)

Учить выполнять поделки из репейника («Неваляшка»), учить втыкать детали из природного материала в пластилиновую основу («Ёжик», «Бабочка»)

Знакомить детей с правилами и атрибутами, необходимыми при выполнении аппликации: клей, заготовка для аппликации, бумага для аппликации, кисточка, подставка для кисточки, тряпочка, клеёнка

Учить детей наклеивать простые заготовки: правильно пользоваться кисточкой, наносить на заготовку клей, переворачивать заготовку («Мячик», «Яблоко», «Гриб»)

II

Учить детей раскатывать столбики из пластилина различной толщины и длины в ладонях и на подкладной доске («Забор», «Лесенка»)

Учить выполнять заготовки полосок и столбиков путём сплющивания («Доски», «Дорожка»)

Учить детей укреплять изделия на подставке

Учить детей раскатывать пластичные материалы между ладонями круговыми движениями, выполнять ёлочные игрушки шарообразной и конической формы («Шарик», «Снеговик», «Сосулька») с использованием дополнительных материалов (нитки, фольга, щепки)

Формировать у детей умения наклеивать простые заготовки знакомых предметов, правильно пользуясь приёмами изготовления аппликации: использовать кисточку, наносить на заготовку клей, переворачивать заготовку, снимать излишки клея, прижимать заготовку салфеткой, придерживать заготовку одной рукой, действовать другой рукой («Помидор», «Машина»)

Учить детей проявлять эмоции в процессе работы, показывать друг другу свои работы («Ёлочка», «Фонарики на ёлке»)

III

Знакомить детей с проволокой и её свойствами (мягкость, гибкость, удержание формы)

Учить детей приёмам сгибания проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо

Учить сгибать контуры геометрических фигур путём накладывания проволоки на графическое изображение

Продолжать учить детей раскатывать пластичные материалы между ладонями прямыми и круговыми движениями, соединять края заготовок («Баранки», «Шарики»)

Учить детей раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать её, подражая действиям педагога («Печенье», «Блины», «Пирожки»)

Учить детей располагать аппликацию на всём пространстве листа бумаги по показу («Клубки для кошки», «Кубики для куклы», «Воздушные шары»)

Продолжать учить наклеивать простые предметы по показу, подготавливая детей к выполнению элементарной композиции («Цветок для мамы», «Бусы для куклы», «Листья на дереве»)

IV

Учить детей выполнять аппликацию из геометрических фигур и предметных форм («Предметное лото», «Домино»)

Учить детей наклеивать заготовки на карточки, выкладывать орнамент из геометрических фигур («Мои игрушки», «Платочек для мамы», «Разноцветный ковёр»)

Продолжать учить детей раскатывать пластичные материалы между ладонями прямыми и круговыми движениями, получая круглую и овальную формы («Овощи», «Фрукты»)

Учить детей выполнять из пластичных материалов поделки, используя одинаковые детали разной длины («Лесенка», «Пирамида»)

К концу года учащиеся должны научиться:

- называть материалы, используемые для выполнения поделок (пластилин, бумага, глина, проволока);

- называть основные цвета указанных материалов;

- называть операции, необходимые для обработки материала (пластилин лепят, бумагу сминают, проволоку сгибают);

- характеризовать основные свойства материалов;

- организовывать работу с опорой на образец изделия, показ учителем приёмов работы и его устную инструкцию;

- сопоставлять свою поделку с образцом;

- положительно относиться к результатам своей работы.



© 2010-2022