УРОК - СКАЗКА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАДАЧАМИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Донецкая общеобразовательная

школа l - lll ступеней № 88

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики





УРОК - СКАЗКА

"ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАДАЧАМИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ"


Учитель - методист,

специалист высшей категории

Строгонова Людмила Васильевна

УРОК-СКАЗКА,

Тема урока.

- Ознакомление с задачами на встречное движение.

Цели урока.

-Дать понятия о задачах нового вида (нахождение неизвестного слагаемого) на встречное движение и приеме их решения

- Закреплять знания об однозначных и двузначных числах , о составе чисел второго десятка.

- Развивать навыки уменьшения и увеличения чисел на несколько единиц, сравнения именованных чисел.
-Воспитывать любовь к сказке, трудолюбие и интерес к чтению.

Оборудование урока: грамзапись сказки "Алиса в стране чудес",

грамзапись песен " В мире много сказок",проектор,таблицы и схемы. I. Организация класса. Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

  • Скажите, что больше всего любят слушать, смотреть и читать все дети?
  • Что рассказывают бабушки внучатам?
  • Для чего вечерами собирают у экранов телевизоров ребят Хрюша и Степаша ?
  • Ну, конечно же, ответом на все эти вопросы является одно волшебное слово - сказка. И нет ни одного ребенка, ни одного взрослого, который не любил бы сказку, не мечтал бы о чудесных превращениях, увлекательных путешествиях.

( Грамзапись стихотворения о сказке из вступления к сказке "Алиса в стране чудес ") ( Одновременно перелистывается буклет с иллюстрациями к сказкам)

  • А вам не хочется отправиться в этот замечательный мир к любимым героям прямо сейчас?
  • Но это мы сможем сделать только тогда , когда соединим сказку и математику.
  • Не удивляйтесь. Ведь математика всегда жила в сказке. Вспомните, ведь почти во всех сказках есть посланцы математики - числа. Мы пересчитываем братьев и сестер, чудеса и пожелания, царства и государства. Есть даже сказки, в названиях которых поселились числа. Назовите эти сказки.

( "Три поросенка ", "Волк и семеро козлят ", "Три орешка для золушки ", "Пятеро из одного стручка", "Белоснежка и семь гномов", " Али-баба и сорок разбойников")
  • И сегодня на уроке математики мы войдем в сказочный мир, чтобы помочь его обитателям справиться с трудностями - слабым стать сильными, ленивым - трудолюбивыми, злым - добрыми, и при этом научиться еще лучше считать.

II. Проверка знаний , умений и навыков.
  1. Минутка чистописания.

А начнем мы наше путешествие с того , что возьмем ключи от волшебной двери. И этими ключами будут цифры - слуги королевы - математики . Вспомните , какие числа встречаются в вашей любимой сказке и запишите цифры, которыми они обозначаются на письме. Но помните, в сказках есть правило, что все добрые герои - красивые, а злые - нет. Пусть ваши цифры будут добрыми. (Вывешиваются обризцы-цифр. Приложение 1) ( Звучит тихо грамзапись песни " В мире много сказок ") Проверка. -Назовите число.

  • Какой цифрой оно записывается?

  • Что вы знаете об этом числе ? ( Однозначное или двузначное. четное или нечетное)

  1. Упражнения в развитии умственной и зрительной памяти.
  • Вот мы и открыли дверь. Но чтобы путешествовать по стране чудес и не попасть -в беду, вы должны быть внимательными и хорошо все запоминать, чтобы с вами не случилось то, что с героями сказки "Али-баба и сорок разбойников", которые забыли заклинание.

Посмотрите на таблицу. 1 9 5 7 4 2 (Приложение 2)

  • Запомните эти числа.
(Таблица через 3 сек. закрывается)
  • Назовите числа.
  • Запишите только те, которые были записаны зеленым цветом.
  • Запишите при помощи этих цифр числа, в которых использовались бы 2 цифры. ( 12 15 21 25 51 52 )
  • Назовите примеры таблицы умножения, в которых такие ответы ( 3*4 6*2 5*3 7*3 5*5)

  • Итак, разминка прошла, и мы можем отправляться в путь.

  • 3. Устный счет.

  • В мире очень много сказок. Есть длинные и короткие. Вспомните , какие сказки вам рассказывали мамы , когда Bbi были совсем маленькие ?
( "Репка", "Колобок")
  • Да, одной из первых сказок, которую вы услышали, была сказка "Репка". Почему герои сказки справились с работой ? Что им помогло? (Они дружно работали )
  • Давайте и мы попробуем свои силы и все вместе постараемся вытянуть вот эту репку. А вытянет ее только тот , у кого в последнем примере будет такой же ответ, как под репкой.
(Приложение 3)

( Один ученик записывает ответы на обратной стороне доски. Класс - самостоятельно в тетради) Учитель диктует.

  • 6 увеличить на 7. (13)
  • полученное число уменьшить на 4 ( 9 )
  • полученное число увеличить на 2 ( 11 )
  • записать число, которое на 3 ед. больше полученного ( 13 )
  • записать число , которое на 5 ед. меньше полученного ( 9 )
  • записать число , предыдущее полученному ( 8 )
  • полученное число уменьшить на 3 ( 5 )
Проверка: Взаимопроверка тетрадей подоске, предварительно проверенной учителем.

Поднимите руку, кто вытянул репку.

4. Решение примеров.

Герои этой сказки любили трудиться. Все могут сказочные герои. Они строят три домика как в сказке ("Три поросенка"). Они ткут ковры за одну ночь, как в сказке ("Царевна-лягушка"). Они ведут домашнее хозяйство , чистят посуду, сажают розы, перебирают фасоль и следят за очагом, как в сказке ("Золушка").

  • Но следующая наша встреча с мальчиком, который в начале сказки не хотел учиться и трудиться, а даже продал свой букварь и курточку, чтобы попасть в театр, чтобы попасть в театр. О ком я говорю ? (Буратино)
  • Плохо учился Буратино , не старался . А ведь без знаний нельзя открыть волшебную дверь. Он решал примеры и был невнимателен. Давайте мы проверим, нет ли здесь ошибок:

73 + 8 ="81 25+13 = 38 25 + 9 = 34 67 + 6 = 73 56 - 21 = 35 (45) 65 - 6 = 59 25 + 7 = 32 (36) 26 + 40 = 66 24-7 =17 63 - 5 = 58 38 -17 = 21 48 + 5 = 53(51) 41- 7 = 34 34 + 43 = 77 41- 4 = 37 (Вызываются по одному ученику на каждый столбик. Класс работает по рядам) (Приложение 4)

5. Сравнение именованных чисел.

  • Герои сказок не только трудятся и учатся. Они занимаются спортом - быстро бегают, далеко прыгают. Вспомните сказку о хвастунишке - зайце и ежике. Да и сейчас на поляне сказок собрались звери. Там идут соревнования по прыжкам в длину. Ищут звери судью. Кого же можно назначить судьей? Что он должен знать?

( Меры длины и уметь их сравнивать )

  • А в каких же единицах измеряется длина ? (см дм м)

  • Итак, главным судьей соревнований по прыжкам в длину назначается

( фамилия , имя ученика )

Первыми вышли к стартовой черте (Приложение 5).

Кот Лиса 1 м 4 дм 19 дм

Заяц Козленок, братец Иванушка 21 дм 1 м 7 дм

  1. Царевна-лягушка Ежик

62 см 1 дм 5 см

  • Сравните , кто же победил в каждой паре ?

  • А у кого самый маленький результат ? (Ежик)

Да, тяжело пришлось ежику в этих соревнованиях, ведь в природе ежи не прыгают. Но в сказке происходят чудеса.

  • А теперь сами сравните именованные числа и определите , кто из сказочных героев продолжил выступление.

(Учитель диктует) 7 м 9 дм ... 39 дм 61 см ... 7 дм 9 см

Ш. Мотивация учения школьников.

Путешествуя по стране сказок , вы заметили, что сказочные герои могут быстро бегать и прыгать, летать и плавать. Но во многих сказках им на помощь приходят сказочные виды транспорта. Назовите их. (Ковер-самолет, печка, ступа и метла, конек-горбунок)

  • Каким словом можно назвать их действия ?

  • Что они делают ? (Движутся)

  • Правильно. Сегодня вы познакомитесь с задачами, в которых тоже будет движение и называются эти задачи - задачами на движение. Во 2 и 3 классах вы продолжите работу с задачами такого вида, но они будут сложными, состоящими из нескольких простых, подобных тем, что мы сегодня будем решать. А нужны ли эти задачи ? Научившись их решать , вы сможете правильно выбрать вид транспорта, определить время , которое вы затратите на дорогу, и сможете найти расстояние, которое вам надо преодолеть.

IV. Восприятие и осознание учебного материала.

  1. Ознакомление с задачами нового вида.

Ребята , к нам за помощью обратилась одна девочка.

Вы ее знаете , ее бабушка живет за лесом, и девочка часто носит ей пирожки. Назовите имя девочки. (Красная шапочка)

Посмотрите на таблицу. Это домик бабушки, а это калитка , через которую входит Красная шапочка. Увидев в окно внучку, бабушка спешит ей навстречу и они встречаются у колодца. От дома до калитки 59 м, а от дома до колодца 28 м. Красная шапочка просит посчитать, сколько метров проходит она от калитки до колодца. (Приложение 6)

  • На какие 2 участка разбита вся дорожка ?

  • Что составляет весь путь ?

  • Сколько от дома до калитки ?

  • Что обозначает число 59 ? (сумму)

  • Что обозначает число 28 ? (слагаемое)

  • Что неизвестно ?

  • Как найти слагаемое ?

  • Как же найти неизвестную часть пути ? Записываем решение этой задачи.

( У доски работает вызванный ученик ) (Весь класс работает устно )

  1. Составление схемы задачи. (Приложение 7)

  • Давайте схематично изобразим условие задачи. Это дом. Это калитка.

Соединяем их дорожкой.

  • Что между домом и калиткой ? (Колодец ?) Здесь встречается Красная шапочка и бабушка. Обозначим это место флажком. Эта стрелка обозначает путь, который прошла бабушка ( 28 м ). Эта стрелка - путь Красной Шапочки ( ? м). А эта большая стрелка - £се расстояние (59 м) Эти маленькие стрелки показывают движение навстречу. Вот при помощи такой схемы записывается условие задачи.

V. Осмысливание и систематизация учебного материала. 1. Работа над задачей.

  • Как же найти часть расстояния ?

  • Что для этого вы должны знать ? (Звучит грамзапись "Песенка Винни-Пуха")

  • Чей это голос ? Вы узнали этого героя ? Он направляется к своему другу Пятачку. Они договорились встретиться у старого дуба, на котором живут дикие пчелы.

(Приложение 8)

(Коллективное выполнение чертежа к задаче)

Задача. Расстояние между домиком Винни-Пуха и Пятачка - 96 м. Пятачок прошел до дуба 44 м. Сколько пройдет Винни- Пух ?

(Решение задачи сильными учениками самостоятельно, а слабыми - вместе с учителем)

Ну вот, теперь Винни-Пух будет знать сколько метров от его дома до этого замечательного дуба.

  1. Наблюдение за требованиями к задаче.

(Стук в дверь. Ученик приносит телеграмму)

  • Ребята, это телеграмма от Волка.

" Срочно помогите . Спешу на встречу с Зайцем. Он идет на стадион. Дом Зайца - стадион - 53 м. Сколько метров от моего дома до стадиона ?

  • Ах, Волк, Волк! Он так спешил и ,как всегда, что-то ,да забыл. Скажите , можно ли решить эту задачу ? Что еще нужно знать? (Расстояние между домами Волка и Зайца. Подберите необходимое число и давайте решим эту задачу)

(Один ученик решает у доски. Сильные ученики решают самостоятельно, подбирая число. Слабые - с учителем) (Приложение 9)

  1. Работа с перфокартами.

  • Ребята , во многих сказках герои выполняют правила дорожного движения и помогает им в этом светофор. Поставьте и вы свои сигналы уверенности в знаниях (Приложение 10)

(Дети в соответствии с выставленным сигналом получают задание карточку) Самостоятельная работа с усложненным заданием для сильных учащихся. Вторая группа получила карточку с планом работы над задачей. Третья группа вместе с учителем коллективно решает задачу у доски).

Проверка: У ребят первой группы проверяет учитель. У ребят второй группы - ребята первой группы.

VI. Итого урока.

  • Составьте устно задачу о своих любимых сказочных героях по типу тех, с которыми сегодня вы познакомились.

  • Как же найти часть пути ?

  • Как в задаче другим словом мы называем путь ?

© 2010-2022