Конспект урока литературного чтения на тему А. С. Пушкин Зимнее утро ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: А.С.Пушкин « Зимнее утро».

Учебная цель: познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина « Зимнее утро», проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению со стихотворением А.С.Пушкина « Зимнее утро», организовать работу по анализу стихотворения и по формированию у учащихся навыков выразительного чтения.

Оборудование: карточки с незнакомыми словами для работы в парах, карточки « Словарь настроений» на доску, светофорчики для рефлексии, презентация.





Ход урока

  1. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

Смолкли шаги в коридоре,

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

- Поднимите руки, кто любит читать стихи?

-Почему вы любите читать стихи?...

- Стихи очень мелодичные, их можно петь. В них поэты многое передают и это вызывает удивление. Когда читаешь стихи, мир кажется лучше и добрее. В стихах встречаются слова, которые делают их торжественными. Стихи передают настроение, душевное состояние автора.

- Готовы ли вы сегодня на уроке погрузиться в чудесный мир лирики?



  1. Актуализация знаний.

- Как называется раздел, который мы начали изучать?( Великие русские писатели)

- О каком великом писателе мы говорили на прошлом уроке? ( об А.С. Пушкине) СЛАЙД

- Вспомним, какие сказки Пушкина вы знаете? (« Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о золотом Петушке», « Сказка о медведихе», « Сказка о царе Салтане», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Ребята, как вы думаете, Пушкин писал только сказки?

- Правильно, он еще писал стихи.

- А.С. Пушкин очень любил писать стихи об осени, зиме.

- Как вы думаете, почему об этих временах писал Пушкин? ( любил эти времена года)

- Какое у вас любимое время года? Почему?



  1. Введение в тему урока. Постановка целей.

- Угадайте из загадки, о каком времени года говорится?

Рады, рады, все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к нам пришла

Кто?- Красавица-…(зима)

- Из следующей загадки вы узнаете о времени суток.

Когда роса и солнце,

И зелень, и багрянец-

Все сразу соберется

На маленькой поляне? (утро).

- Каким вы представляете утро зимой?

- Посмотрите на картину Игоря Грабаря, каким он представляет себе зимнее утро. СЛАЙД

- Кому понравилась картина? Чем она понравилась?

- Как вы думаете о чем будем говорить сегодня на уроке? ( о зимнем утре)

- Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся так и называется « Зимнее утро».

- Я думаю, что вы уже догадались, кто автор этого стихотворения?

( А.С.Пушкин)

- Какие цели поставим перед собой, изучая лирическое стихотворение?

1. Познакомиться со стихотворением «Зимнее утро».

2. Проанализировать стихотворение.

3. Научиться читать стихотворение выразительно. СЛАЙД



  1. Работа по теме урока.

Подготовка к восприятию.

- Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском. По дороге из Москвы в Петербург он сочинил стихотворение « Зимнее утро».

Звучит музыка Чайковского «Зимнее утро»

- Закройте глаза. Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется! И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну и… Что же вы видите? Там за окном, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня всё сияет ослепительной белизной- за ночь навалило снегу, и он…

Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.

Первичное восприятие стихотворения.

- Прослушайте стихотворение « Зимнее утро» в исполнении_______________

Ваша задача, слушая стихотворение попытаться представить картины, о которых рассказывал Пушкин.

Прослушивание стихотворения.

- Поднимите руки, кому понравилось стихотворение. Какое настроение оно навеяло? Воспользуйтесь « Словарем настроений»

На доске « Словарь настроений»

Весёлое

Чудесное

Грустное

Мечтательное

Радостное

Спокойное

Восторженное

Тоскливое

Шутливое

Бодрое

Тревожное

Задумчивое


Словарная работа

- В тексте стихотворения встречаются незнакомые вам слова. Предлагаю поработать с ними в парах. На карточках даны незнакомые слова и их объяснение, познакомьтесь с ними.

Карточка

Дремлешь - находишься в состоянии полусна

Сомкнуты - закрыты

Нега- наслаждение

Взоры- глаза

Северная Аврора- богиня утренней зари

Вечор - вчера вечером

Нынче - сегодня

Янтарным блеском- прозрачно-жёлтый цвет

Озарена - ярко освещена

Лежанка - выступ у печки, где можно лежать

Предадимся- отдадимся

Мгла - непрозрачный воздух

велеть - приказать
запречь - запрягать

Физминутка

Не боимся мы пороши -
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам -
Снега хватит нам и вам!

Повторное чтение стихотворения и его анализ

- Стихотворение делится на части-строфы. Сколько строф в стихотворении? -5 строф

Чтение 1 строфы хором СЛАЙД

- От чьего имени ведется повествование? ( от лица автора)

- К кому обращается поэт? ( к некой красавице)

-Как он ее называет и к чему призывает? ( друг милый, проснись…)

- Найдите эпитеты ( день чудесный)

- В морозный солнечный день герой увидел, как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами. Какое настроение у героя?

( чудесное, радостное, бодрое)

- Как нужно читать эту часть? ( восторженно, с восхищением)

Чтение 2 строфы хором СЛАЙД

- Как изменилось настроение героя в этой строфе? ( Стало печальным, тревожным)

- С чем это связано? ( с воспоминаниями о вчерашнем вечере)

- С чем автор сравнивает луну? ( с бледным пятном)

- Какие эпитеты употреблены для описания бури? ( мутное небо, учи мрачные)

- Что сказано о вьюге? (вьюга злилась)

- Как нужно читать эту часть? (печально, в конце удивленно)

Чтение 3 строфы хором СЛАЙД

- Какое настроение у героя в этой части? ( радостное, веселое)

- Какие приемы использует автор, чтобы передать состояние природы?

(эпитеты)

- Приведите примеры эпитетов ( под голубыми небесами, великолепными коврами)

- Что сказано про речку? ( подо льдом блестит)

- Как нужно читать эту часть? ( не спеша, спокойно)

Чтение 4 строфы хором СЛАЙД

- Яркое солнце не только преобразило все в природе, но и в комнате. Здесь стало по-особенному уютно и радостно.

- Какие мысли посещают героя? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях)

- Как будем читать эту часть? ( спокойно, медленно, мечтательно)

Чтение 5 строфы хором СЛАЙД

- О чем размышляет поэт в этих строчках? (прокатиться вместе с красавицей)

- Что хочет показать поэт своей красавице? ( поля, леса)

- Как будем читать эту часть? ( спокойно, мечтательно)

Работа над выразительностью.

- Настроение поэта на протяжении всего стихотворения меняется Сначала радостное, потом воспоминание про вчерашний вечер -печальное, затем радостное любование великолепным солнечным утром. И все это сменяется мечтой о том, что будет потом.

- Предлагаю объединиться в 5 групп и поработать над выразительностью.

- Вспомним алгоритм выразительного чтения.( 1. Проставь паузы.

2. Подчеркни слова, которые нужно выделить голосом при чтении.

3. Читай не торопясь, соблюдай паузы, вдумывайся в то, что читаешь.) СЛАЙД

- Каждая группа работает над отдельной строфой. В своей группе прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Выберите того, кого вы считаете, что он более правильно передаст настроение автора.

Проверка - читает 1 человек от группы

- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось точно передать настроение героя?


  1. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним , какие цели ставили?

- 1. Познакомиться со стихотворением.

2. Проанализировать.

3. Научиться читать выразительно.

- Достигли поставленных целей? Докажи.

- С каким стихотворением познакомились?

- Кто автор?

- Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

Оценивание активных учащихся. Домашнее задание - с.6-7 наизусть

- Урок окончен. Спасибо за работу.

ЕСЛИ ПОЗВОЛЯТ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ

Учащиеся выполняют тест, самопроверка (слайд)

Тест по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»

1. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:

А) рассуждение;
Б) описание.

2. В строках:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… -

автор использовал:

А) сравнение;
Б) олицетворение;

3. В строках:

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь…-

выделенные слова являются:

А) эпитетами

Б) олицетворением

4. В строках:

Открой сомкнутой негой взоры

Навстречу северной Авроры..-

Автор называет имя

А) богини утренней зари

Б) своей знакомой

5.Герой стихотворения « Зимнее утро»:

А) недоволен погодой;

Б) выражает любовь к родной природе, её красоте

Ответы:

1 - б
2 - б
3 - а

4-а

5- б

МБОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»



КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ,

ПРОВЕДЕННОГО В 3А КЛАССЕ

В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ













ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

ШИРОКОВА И.А.











САСОВО,2016





© 2010-2022