- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения на тему А. С. Пушкин Зимнее утро ( 3 класс)
Конспект урока литературного чтения на тему А. С. Пушкин Зимнее утро ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Широкова И.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: А.С.Пушкин « Зимнее утро».
Учебная цель: познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина « Зимнее утро», проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.
Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению со стихотворением А.С.Пушкина « Зимнее утро», организовать работу по анализу стихотворения и по формированию у учащихся навыков выразительного чтения.
Оборудование: карточки с незнакомыми словами для работы в парах, карточки « Словарь настроений» на доску, светофорчики для рефлексии, презентация.
Ход урока
-
Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.
Смолкли шаги в коридоре,
Урок нам пора начинать.
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать.
- Поднимите руки, кто любит читать стихи?
-Почему вы любите читать стихи?...
- Стихи очень мелодичные, их можно петь. В них поэты многое передают и это вызывает удивление. Когда читаешь стихи, мир кажется лучше и добрее. В стихах встречаются слова, которые делают их торжественными. Стихи передают настроение, душевное состояние автора.
- Готовы ли вы сегодня на уроке погрузиться в чудесный мир лирики?
-
Актуализация знаний.
- Как называется раздел, который мы начали изучать?( Великие русские писатели)
- О каком великом писателе мы говорили на прошлом уроке? ( об А.С. Пушкине) СЛАЙД
- Вспомним, какие сказки Пушкина вы знаете? (« Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о золотом Петушке», « Сказка о медведихе», « Сказка о царе Салтане», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Ребята, как вы думаете, Пушкин писал только сказки?
- Правильно, он еще писал стихи.
- А.С. Пушкин очень любил писать стихи об осени, зиме.
- Как вы думаете, почему об этих временах писал Пушкин? ( любил эти времена года)
- Какое у вас любимое время года? Почему?
-
Введение в тему урока. Постановка целей.
- Угадайте из загадки, о каком времени года говорится?
Рады, рады, все на свете,
Рады взрослые и дети!
В гости снова к нам пришла
Кто?- Красавица-…(зима)
- Из следующей загадки вы узнаете о времени суток.
Когда роса и солнце,
И зелень, и багрянец-
Все сразу соберется
На маленькой поляне? (утро).
- Каким вы представляете утро зимой?
- Посмотрите на картину Игоря Грабаря, каким он представляет себе зимнее утро. СЛАЙД
- Кому понравилась картина? Чем она понравилась?
- Как вы думаете о чем будем говорить сегодня на уроке? ( о зимнем утре)
- Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся так и называется « Зимнее утро».
- Я думаю, что вы уже догадались, кто автор этого стихотворения?
( А.С.Пушкин)
- Какие цели поставим перед собой, изучая лирическое стихотворение?
1. Познакомиться со стихотворением «Зимнее утро».
2. Проанализировать стихотворение.
3. Научиться читать стихотворение выразительно. СЛАЙД
-
Работа по теме урока.
Подготовка к восприятию.
- Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском. По дороге из Москвы в Петербург он сочинил стихотворение « Зимнее утро».
Звучит музыка Чайковского «Зимнее утро»
- Закройте глаза. Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется! И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну и… Что же вы видите? Там за окном, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня всё сияет ослепительной белизной- за ночь навалило снегу, и он…
Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.
Первичное восприятие стихотворения.
- Прослушайте стихотворение « Зимнее утро» в исполнении_______________
Ваша задача, слушая стихотворение попытаться представить картины, о которых рассказывал Пушкин.
Прослушивание стихотворения.
- Поднимите руки, кому понравилось стихотворение. Какое настроение оно навеяло? Воспользуйтесь « Словарем настроений»
На доске « Словарь настроений»
Весёлое
Чудесное
Грустное
Мечтательное
Радостное
Спокойное
Восторженное
Тоскливое
Шутливое
Бодрое
Тревожное
Задумчивое
Словарная работа
- В тексте стихотворения встречаются незнакомые вам слова. Предлагаю поработать с ними в парах. На карточках даны незнакомые слова и их объяснение, познакомьтесь с ними.
Карточка
Дремлешь - находишься в состоянии полусна
Сомкнуты - закрыты
Нега- наслаждение
Взоры- глаза
Северная Аврора- богиня утренней зари
Вечор - вчера вечером
Нынче - сегодня
Янтарным блеском- прозрачно-жёлтый цвет
Озарена - ярко освещена
Лежанка - выступ у печки, где можно лежать
Предадимся- отдадимся
Мгла - непрозрачный воздух
велеть - приказать
запречь - запрягать
Физминутка
Не боимся мы пороши -
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам -
Снега хватит нам и вам!
Повторное чтение стихотворения и его анализ
- Стихотворение делится на части-строфы. Сколько строф в стихотворении? -5 строф
Чтение 1 строфы хором СЛАЙД
- От чьего имени ведется повествование? ( от лица автора)
- К кому обращается поэт? ( к некой красавице)
-Как он ее называет и к чему призывает? ( друг милый, проснись…)
- Найдите эпитеты ( день чудесный)
- В морозный солнечный день герой увидел, как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами. Какое настроение у героя?
( чудесное, радостное, бодрое)
- Как нужно читать эту часть? ( восторженно, с восхищением)
Чтение 2 строфы хором СЛАЙД
- Как изменилось настроение героя в этой строфе? ( Стало печальным, тревожным)
- С чем это связано? ( с воспоминаниями о вчерашнем вечере)
- С чем автор сравнивает луну? ( с бледным пятном)
- Какие эпитеты употреблены для описания бури? ( мутное небо, учи мрачные)
- Что сказано о вьюге? (вьюга злилась)
- Как нужно читать эту часть? (печально, в конце удивленно)
Чтение 3 строфы хором СЛАЙД
- Какое настроение у героя в этой части? ( радостное, веселое)
- Какие приемы использует автор, чтобы передать состояние природы?
(эпитеты)
- Приведите примеры эпитетов ( под голубыми небесами, великолепными коврами)
- Что сказано про речку? ( подо льдом блестит)
- Как нужно читать эту часть? ( не спеша, спокойно)
Чтение 4 строфы хором СЛАЙД
- Яркое солнце не только преобразило все в природе, но и в комнате. Здесь стало по-особенному уютно и радостно.
- Какие мысли посещают героя? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях)
- Как будем читать эту часть? ( спокойно, медленно, мечтательно)
Чтение 5 строфы хором СЛАЙД
- О чем размышляет поэт в этих строчках? (прокатиться вместе с красавицей)
- Что хочет показать поэт своей красавице? ( поля, леса)
- Как будем читать эту часть? ( спокойно, мечтательно)
Работа над выразительностью.
- Настроение поэта на протяжении всего стихотворения меняется Сначала радостное, потом воспоминание про вчерашний вечер -печальное, затем радостное любование великолепным солнечным утром. И все это сменяется мечтой о том, что будет потом.
- Предлагаю объединиться в 5 групп и поработать над выразительностью.
- Вспомним алгоритм выразительного чтения.( 1. Проставь паузы.
2. Подчеркни слова, которые нужно выделить голосом при чтении.
3. Читай не торопясь, соблюдай паузы, вдумывайся в то, что читаешь.) СЛАЙД
- Каждая группа работает над отдельной строфой. В своей группе прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Выберите того, кого вы считаете, что он более правильно передаст настроение автора.
Проверка - читает 1 человек от группы
- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось точно передать настроение героя?
-
Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним , какие цели ставили?
- 1. Познакомиться со стихотворением.
2. Проанализировать.
3. Научиться читать выразительно.
- Достигли поставленных целей? Докажи.
- С каким стихотворением познакомились?
- Кто автор?
- Оцените свою работу с помощью светофорчиков.
Оценивание активных учащихся. Домашнее задание - с.6-7 наизусть
- Урок окончен. Спасибо за работу.
ЕСЛИ ПОЗВОЛЯТ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ
Учащиеся выполняют тест, самопроверка (слайд)
Тест по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»
1. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:
А) рассуждение;
Б) описание.
2. В строках:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… -
автор использовал:
А) сравнение;
Б) олицетворение;
3. В строках:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь…-
выделенные слова являются:
А) эпитетами
Б) олицетворением
4. В строках:
Открой сомкнутой негой взоры
Навстречу северной Авроры..-
Автор называет имя
А) богини утренней зари
Б) своей знакомой
5.Герой стихотворения « Зимнее утро»:
А) недоволен погодой;
Б) выражает любовь к родной природе, её красоте
Ответы:
1 - б
2 - б
3 - а
4-а
5- б
МБОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ,
ПРОВЕДЕННОГО В 3А КЛАССЕ
В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
ШИРОКОВА И.А.
САСОВО,2016