- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока и презентация по литературному чтению А. С. Пушкин Гонимы вешними лучами
Разработка урока и презентация по литературному чтению А. С. Пушкин Гонимы вешними лучами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пепенина Л.Г. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пепенина Лариса Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 9»
города Белгорода
Тема урока. Изображение весны в искусстве. А.С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»
Цели урока. Соотнесение пробуждения природы в жизни и в искусстве, в поэзии и прозе, литературе и живописи.
Продолжение отработки навыков анализа лирического текста и художественной прозы, освоение учащимися выразительных средств языка.
Материал для чтения.
А.С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»
Оборудование урока.
Портрет А.С. Пушкина, П.И.Чайковского.
Репродукции картин:
И.И. Левитан. «Март».
А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
Видеозапись с весенним пейзажем.
Таблица «Словарь настроений»
Картинки для работы в группах
Аудиозапись стихотворения
Карточки для самостоятельной работы
Ход урока:
-
Введение в новую тему.
-
Просмотр видеозаписи о весеннем пробуждении природы.
Работа в парах. (1 пара - у доски). - Из предложенных глаголов выберите те действия, которые происходили с природой в этом фильме. (прорастают, распускаются, раскрываются, вырастают, расцветают, засыхают, погибают, засыпают).
*Проверка сигнальными карточками.
- К данным глаголам подберите синоним - как все эти действия можно назвать одним словом? (пробуждаются, просыпаются - пробуждение)
- В какое время года это происходит? (весной)
2. Тема урока, цели, задачи.
- О чем будем говорить на уроке? (о весне)
- Как вы думаете, как весна связана с нашим уроком литературного чтения, ведь это не урок окружающего мира? (будем изучать произведение о весне)
- Что нам предстоит сделать, чтобы лучше раскрыть тему урока?
3. Беседа.
- По каким признакам мы узнаем, что наступила весна?
- Поднимите руку, кто из вас любит весну? За что?
-А как выразить свои чувства к этому времени года, как их показать, чтобы было понятно другим? С помощью чего? (с помощью видов искусств: нарисовать картину, написать музыку, создать художественное произведение).
- Как вы думаете, какое литературное произведение мы будем сегодня изучать: поэтическое или прозаическое? Почему вы так думаете? (в поэтическом лучше передать свои чувства, лучше нарисовать образ весны)
- А кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин)
4. Слово учителя.
- Весна - удивительное и всеми любимое время года. Вот почему она не может оставить равнодушными поэтов и писателей, художников, композиторов. На наших уроках мы уже неоднократно наблюдали, как они, каждый своими средствами, изображают это чудесное время года и А.С.Пушкин в том числе.
5. Поэтическая минутка.
- Давайте вспомним строчки А.С.Пушкина о природе.
-
Работа по учебнику.
-
Чтение вступительной статьи на с.3 и ответы на вопросы после чтения.
- Какие признаки наступления весны изобразил художник, оформляя эту страничку? Почему именно эти?
- А как говорит о наступлении весны поэт Василий Андреевич Жуковский? На какие детали обращает он внимание читателя?
- Что обозначает слово «зардел»? Найдите его в словаре. Почему именно это слово употребил поэт?
-
Работа над анализом лирического произведения.
-
Слушание стихотворения А.С. Пушкина.
- Прослушайте стихотворение нашего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Обратите внимание как просто, ярко, точно и поэтично он описывает весну. Закройте глаза и представьте, какие картины вам рисуются, слушая это стихотворение.
2. Работа в группах. Составление картинного плана. Задание: расположить картины в соответствии с текстом.
* Проверка по доске.
- Какие из картин, изображенных в стихотворении, вы наблюдали сами?
- Вам нравятся эти картины и то, как их изобразил их поэт?
3. Выразительное чтение текста.
- С каким настроением вы читали бы это стихотворение? Выберите из таблицы «Словарь настроений» подходящие слова для передачи чувств при чтении каждого предложения. Отметьте их карандашом на полях.
( Ребята готовятся к выразительному чтению: подбирают соответствующую интонацию, после чего читают стихотворение 2-3 ученика).
4. Словарная работа.
-Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении? (работа со словарями - на парте у каждого)
ВЕ́ШНИЙ, вешняя, вешнее (поэт., обл.). То же, что весенний. Вешние воды. «В дымке-невидимке выплыл месяц вешний.» Фет.
ОКРЕ́СТНЫЙ [окресный], окрестная, окрестное.
1. прил. к окрестность в 1 знач. Окрестное население.
|| Находящийся в окрестности чего-нибудь. «Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежалимутными ручьями.» Пушкин.
2. Находящийся вокруг, окрест чего-нибудь, окружающий что-нибудь (книжн.). «Ужасен он в окрестноймгле!» Пушкин.
ДАНЬ - натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVIвв. слово "Д." означало налог и феодальную ренту. В XIII-XV вв. собиралась с русских княжеств в пользуЗолотой Орды.
КЕЛЬЯ - (ново греч. kelleion, от лат. cella комната). Жилище монаха. В переносном значении: маленькое, скромное помещение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.
КЕЛЬЯ комната монаха или монахини. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
В БЕЗМОЛВИИ - в полной тишине.
- А теперь пронаблюдаем, какими поэтическими средствами поэту удалось нарисовать картину весны.
-
Анализ текста стихотворения.
- Найдите строчки, в которых А.С. Пушкин одушевляет природу. (В первом четверостишии поэт «оживляет» зимние снега словами: «сбежали» с «окрестных гор», «гонимы весенними лучами». Автор рисует весенние воды: «мутные ручьи», «потопленные луга»).
- О чем же здесь рассказывает поэт? (о таянии снега)
- Прочитайте следующие три стихотворные строчки. - Как в них по-другому поэт называет весну? Какой вы ее представили в своем воображении?
(Поэт называет весну «утром года», потому что с весной связано пробуждение природы. Природа здесь живая: она не пробудилась от зимнего сна, но уже «с улыбкой ясною» встречает весну. Автор олицетворяет природу, и мне она представляется в образе молодой красивой девушкой с улыбающимся лицом.
В этом стихотворении А.С. Пушкин снова употребляет свое любимое слово «блещут», и я представила веселое синее небо, яркую солнечную картину: «синея, блещут небеса»).
- А каким вы представили себе весенний лес? Какие слова вам помогли представить его таким? (Лес только начал пробуждаться, кое-где из почек пробиваются листочки, но он пока еще «прозрачный», - ветви отчетливо просматриваются на фоне «блестящих синих небес». Весенний лес издали похож на зеленую дымку, - вот почему автор сравнивает его с «пухом»).
- Дочитайте стихотворение до конца. Как вы поняли выражение «полевая дань» и «восковая келья»? (Пчела взлетает «из кельи восковой», т.е. из улья, в котором есть отсеки, сделанные из воска, которые автор сравнивает с маленькими комнатками в монастыре (кельями). А «полевая дань» - это сок и пыльца, которые пчелы собирают с цветов, - и автор сообщает нам, что уже появились первые весенние цветы. И земля уже пестреет от зеленой травы и первых цветов: «Долины сохнут и пестреют». На зеленые луга уже вышли стада, они «шумят», - природа наполнилась весенним шумом. А ночь наполняется соловьиным пением.)
6. Самостоятельная работа. Средства выразительности.
- Найдите по одному средству образности в стихотворении и заполните таблицу:
Олицетворение
Сравнение
Эпитет
*Взаимопроверка по листам на доске.
-
Итог урока. Рефлексия.
- Подумайте, какие звуки мог слышать поэт, наблюдая за пришедшей весной. (шепот ручьев, жужжание пчелы, мычание коров, пение соловья, тишину ночи.)
- Давайте подведем итог нашему уроку.
- Так какая же Пушкинская весна? Составьте синквейн по стихотворению. Можете работать как в парах, так и самостоятельно. (Чтение вариантов)
- Подведите итог по листу самооценки.
- Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина
Лист самооценки
ФИ __________________________________________
Вид работы
Критерии
Баллы
1.Работа в парах
Все глаголы правильно - 3б
1 ошибка - 2 б
2 ошибки - 1 б
2.Работа в группах
Правильная последовательность картинок - 3б
1-2 ошибки - 2б
3-4 ошибки - 1б
3.Работа со словарем
Нашли объяснение всех слов - 3б
Нашли объяснение не всех слов - 2б
4.Самостоятельная работа
Без ошибок - 3б
1 ошибка - 2б
2 ошибки - 1б
Итого
12-11 б - «5»
10-8 б - «4»
7-6 б - «3»
Оценка за урок