Разработка урока и презентация по литературному чтению А. С. Пушкин Гонимы вешними лучами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пепенина Лариса Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 9»

города Белгорода

Тема урока. Изображение весны в искусстве. А.С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»

Цели урока. Соотнесение пробуждения природы в жизни и в искусстве, в поэзии и прозе, литературе и живописи.

Продолжение отработки навыков анализа лирического текста и художественной прозы, освоение учащимися выразительных средств языка.

Материал для чтения.

А.С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»

Оборудование урока.

Портрет А.С. Пушкина, П.И.Чайковского.

Репродукции картин:

И.И. Левитан. «Март».

А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

Видеозапись с весенним пейзажем.

Таблица «Словарь настроений»

Картинки для работы в группах

Аудиозапись стихотворения

Карточки для самостоятельной работы

Ход урока:

  1. Введение в новую тему.

  1. Просмотр видеозаписи о весеннем пробуждении природы.

Работа в парах. (1 пара - у доски). - Из предложенных глаголов выберите те действия, которые происходили с природой в этом фильме. (прорастают, распускаются, раскрываются, вырастают, расцветают, засыхают, погибают, засыпают).

*Проверка сигнальными карточками.

- К данным глаголам подберите синоним - как все эти действия можно назвать одним словом? (пробуждаются, просыпаются - пробуждение)

- В какое время года это происходит? (весной)

2. Тема урока, цели, задачи.

- О чем будем говорить на уроке? (о весне)

- Как вы думаете, как весна связана с нашим уроком литературного чтения, ведь это не урок окружающего мира? (будем изучать произведение о весне)

- Что нам предстоит сделать, чтобы лучше раскрыть тему урока?

3. Беседа.

- По каким признакам мы узнаем, что наступила весна?

- Поднимите руку, кто из вас любит весну? За что?

-А как выразить свои чувства к этому времени года, как их показать, чтобы было понятно другим? С помощью чего? (с помощью видов искусств: нарисовать картину, написать музыку, создать художественное произведение).

- Как вы думаете, какое литературное произведение мы будем сегодня изучать: поэтическое или прозаическое? Почему вы так думаете? (в поэтическом лучше передать свои чувства, лучше нарисовать образ весны)

- А кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин)

4. Слово учителя.

- Весна - удивительное и всеми любимое время года. Вот почему она не может оставить равнодушными поэтов и писателей, художников, композиторов. На наших уроках мы уже неоднократно наблюдали, как они, каждый своими средствами, изображают это чудесное время года и А.С.Пушкин в том числе.

5. Поэтическая минутка.

- Давайте вспомним строчки А.С.Пушкина о природе.

  1. Работа по учебнику.

  1. Чтение вступительной статьи на с.3 и ответы на вопросы после чтения.

- Какие признаки наступления весны изобразил художник, оформляя эту страничку? Почему именно эти?

- А как говорит о наступлении весны поэт Василий Андреевич Жуковский? На какие детали обращает он внимание читателя?

- Что обозначает слово «зардел»? Найдите его в словаре. Почему именно это слово употребил поэт?

  1. Работа над анализом лирического произведения.

  1. Слушание стихотворения А.С. Пушкина.

- Прослушайте стихотворение нашего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Обратите внимание как просто, ярко, точно и поэтично он описывает весну. Закройте глаза и представьте, какие картины вам рисуются, слушая это стихотворение.

2. Работа в группах. Составление картинного плана. Задание: расположить картины в соответствии с текстом.

* Проверка по доске.

- Какие из картин, изображенных в стихотворении, вы наблюдали сами?

- Вам нравятся эти картины и то, как их изобразил их поэт?

3. Выразительное чтение текста.

- С каким настроением вы читали бы это стихотворение? Выберите из таблицы «Словарь настроений» подходящие слова для передачи чувств при чтении каждого предложения. Отметьте их карандашом на полях.

( Ребята готовятся к выразительному чтению: подбирают соответствующую интонацию, после чего читают стихотворение 2-3 ученика).

4. Словарная работа.

-Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении? (работа со словарями - на парте у каждого)

ВЕ́ШНИЙ, вешняя, вешнее (поэт., обл.). То же, что весенний. Вешние воды. «В дымке-невидимке выплыл месяц вешний Фет.

ОКРЕ́СТНЫЙ [окресный], окрестная, окрестное.

1. прил. к окрестность в 1 знач. Окрестное население.

|| Находящийся в окрестности чего-нибудь. «Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежалимутными ручьями.» Пушкин.

2. Находящийся вокруг, окрест чего-нибудь, окружающий что-нибудь (книжн.). «Ужасен он в окрестноймгле!» Пушкин.

ДАНЬ - натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVIвв. слово "Д." означало налог и феодальную ренту. В XIII-XV вв. собиралась с русских княжеств в пользуЗолотой Орды.

КЕЛЬЯ - (ново греч. kelleion, от лат. cella комната). Жилище монаха. В переносном значении: маленькое, скромное помещение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.

КЕЛЬЯ комната монаха или монахини. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

В БЕЗМОЛВИИ - в полной тишине.

- А теперь пронаблюдаем, какими поэтическими средствами поэту удалось нарисовать картину весны.

  1. Анализ текста стихотворения.

- Найдите строчки, в которых А.С. Пушкин одушевляет природу. (В первом четверостишии поэт «оживляет» зимние снега словами: «сбежали» с «окрестных гор», «гонимы весенними лучами». Автор рисует весенние воды: «мутные ручьи», «потопленные луга»).

- О чем же здесь рассказывает поэт? (о таянии снега)

- Прочитайте следующие три стихотворные строчки. - Как в них по-другому поэт называет весну? Какой вы ее представили в своем воображении?

(Поэт называет весну «утром года», потому что с весной связано пробуждение природы. Природа здесь живая: она не пробудилась от зимнего сна, но уже «с улыбкой ясною» встречает весну. Автор олицетворяет природу, и мне она представляется в образе молодой красивой девушкой с улыбающимся лицом.

В этом стихотворении А.С. Пушкин снова употребляет свое любимое слово «блещут», и я представила веселое синее небо, яркую солнечную картину: «синея, блещут небеса»).

- А каким вы представили себе весенний лес? Какие слова вам помогли представить его таким? (Лес только начал пробуждаться, кое-где из почек пробиваются листочки, но он пока еще «прозрачный», - ветви отчетливо просматриваются на фоне «блестящих синих небес». Весенний лес издали похож на зеленую дымку, - вот почему автор сравнивает его с «пухом»).

- Дочитайте стихотворение до конца. Как вы поняли выражение «полевая дань» и «восковая келья»? (Пчела взлетает «из кельи восковой», т.е. из улья, в котором есть отсеки, сделанные из воска, которые автор сравнивает с маленькими комнатками в монастыре (кельями). А «полевая дань» - это сок и пыльца, которые пчелы собирают с цветов, - и автор сообщает нам, что уже появились первые весенние цветы. И земля уже пестреет от зеленой травы и первых цветов: «Долины сохнут и пестреют». На зеленые луга уже вышли стада, они «шумят», - природа наполнилась весенним шумом. А ночь наполняется соловьиным пением.)

6. Самостоятельная работа. Средства выразительности.

- Найдите по одному средству образности в стихотворении и заполните таблицу:

Олицетворение


Сравнение


Эпитет


*Взаимопроверка по листам на доске.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Подумайте, какие звуки мог слышать поэт, наблюдая за пришедшей весной. (шепот ручьев, жужжание пчелы, мычание коров, пение соловья, тишину ночи.)

- Давайте подведем итог нашему уроку.

- Так какая же Пушкинская весна? Составьте синквейн по стихотворению. Можете работать как в парах, так и самостоятельно. (Чтение вариантов)

- Подведите итог по листу самооценки.

  1. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина


Лист самооценки

ФИ __________________________________________

Вид работы

Критерии

Баллы

1.Работа в парах

Все глаголы правильно - 3б

1 ошибка - 2 б

2 ошибки - 1 б

2.Работа в группах

Правильная последовательность картинок - 3б

1-2 ошибки - 2б

3-4 ошибки - 1б

3.Работа со словарем

Нашли объяснение всех слов - 3б

Нашли объяснение не всех слов - 2б

4.Самостоятельная работа

Без ошибок - 3б

1 ошибка - 2б

2 ошибки - 1б

Итого

12-11 б - «5»

10-8 б - «4»

7-6 б - «3»

Оценка за урок





© 2010-2022