Кружок Занимательная математика как форма развития познавательных УУД у учащихся 2 класса во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок «Занимательная математика»

как форма развития познавательных УУД учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.

Автор: Алексеенко Юлия Игоревна. Студент, ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1» В России глобальная задача образования заключается в продуктивной адаптации человека в социальном мире, поэтому возникает необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно-социально-интегрированного результата. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Не случайно в этой связи в современном образовании все больше идет речь о развитии универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных). Познавательные УУД - это «система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». [4] Умение учиться вырабатывается не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2013 г.) организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Важно и во внеурочной деятельности говорить о формировании учебных универсальных действий, так как овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. [2] Внеурочная деятельность является более интересной и продуктивной для развития познавательных УУД. Внеурочные занятия должны перекликаться с уроками, но никак не напоминать ученикам их. На уроках не всегда удается освоить весь учебный материал, а развитие УУД не всегда эффективно на уроке. Внеурочная деятельность - лучшая платформа для развития познавательных УУД. Поэтому, чтобы решить данную проблему, необходимо включить учащихся в деятельность кружка «Занимательная математика». Исследования показывают, что у немногих учащихся ярко проявляются познавательные интересы, логическое мышление, можно говорить о том, что познавательные УУД у них сформированы достаточно полно. Большинство обучающихся недостаточно интересуются образовательным процессом, в начале и на протяжении урока у обучающихся не полностью сформирована учебная мотивация. [3,4,5] Рабочая программа внеурочной деятельности по математике будет способствовать решению выявленных проблем. Рабочая программа организована в форме кружка «Занимательная математика». Целью рабочей программы является создание комплекса педагогических условий, способствующих развитию познавательных УУД. Программа направлена на изучение дополнительного материала по математике (задачи с повышенным уровнем сложности, история арифметики, работа с компьютерными программами, математические игры), на развитие познавательных УУД младших школьников. Количество часов - 10. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются. Спроектирован календарно-тематический план организации внеурочной деятельности, в котором представлен направление деятельности, результаты освоения, виды заданий, которые направленные на развитие познавательных УУД.

Календарно-тематический план внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика»

№п/п

Наименование раздела и темы

Кол-во часов

Требования к результату образования

Педагогические условия и средства достижения результатов

Учебно-методическое оснащение курса

Познавательные УУД

1

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел

1

Обучающиеся узнают об истории появления натуральных чисел, особенности и закономерности.

Знакомятся с новой для них терминологией.

Подбирает задания на вычисление с натуральными числами. Логические квадраты, закономерности.

Технология ИКТ - презентация, интерактивная доска.

Учащиеся могут выявить логическую связь, выстраивают алгоритм решения задачи, находят рациональные способы решения задач.

2

Обобщение изученного в курсе.

Математические игры, ребусы, кроссворды.

1

Повторяют изученное на уроках математики.

Развитие умения работы в группах.

Демонстрируют свои знания по изученным материалам на уроках

Педагог подбирает интересные игры на закрепление курса.

Кроссворды на повторение изученного в курсе.

Ребусы на развитие логического мышления.

Игры, ребусы, кроссворды, составленные учителем.

Умеют разгадывать кроссворды, ребусы связанные с математикой.

Демонстрируют умения работать в группе.

Знают правила изученные в курсе.

3

Текстовые задачи

Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку

2

Умеют анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий

Подбор интересных текстовых задач,

задач на смекалку.

mat-zadachi.ru/2-class/

Сборник развивающих задач по математике для 2-го класса. «Учение с увлечением»

Автор: Куприенко В.В.

2014 год

Знают алгоритм решения любых задач (простых, сложных)

Находит различные способы решения задач (Например: арифметическим - в 1-2 действия).

4

Числа и операции над ними.

Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды

2

Умеют читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку

Использование иллюстративного материала.

Игра «Отгадай-ка»

Комплекс разноуровневых заданий.

Учебник по математике для 2 класса (1 и 2 часть)

УМК «Школа России»

Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова

Активно работают на занятии.

Умеют читать и записывать величины.

Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.

5

Из истории чисел.

Арифметика каменного века.

1

Узнают об истории появления счета, понятий «больше», «меньше».

Знакомятся с теоремой множества чисел

Умение правильно вычислять небольшие выражения в игре.

Доступно излагает материал.

История развития арифметики.

Задачи и задания на понимание истории.

Игра «Магазин»

Проблемная ситуация (в игре).

Использование технологии ИКТ - презентация.

Инвентарь для игры (счеты, возможно касса, напечатанные деньги)

Проявление интереса к изучению истории арифметики.

Знают истории африфметики.

Умение считать деньги, используя при этом составленное выражение.

Познавательный интерес к математике.

6

Геометрические фигуры и величины.

Длина.

Графический диктант.

Масса. Новые мерки.

Измерения.

Геометрические фигуры.

Их преображение.

1

Узнают о неизученных геометрических фигурах.

Демонстрируют умение выполнять графический диктант.

Знают величины, измерения, умеют решать выражения с ними. (Масса, длина)

Пробуют придумывать свои единицы измерения.

Задачи из учебника.

Карточки с заданиями и вопросами.

Викторина

Учебник по математике для 2 класса (1 и 2 часть)

УМК «Школа России»

Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова

Активно работают на занятии

Развитие логического мышления

Демонстрируют знание математической терминологии.

7

Аппликация из геометрических фигур.

1

Умение работать с цветной бумагой (вырезать геометрические фигуры).

Умение оформлять фигуры в общую аппликацию.

Проводит инструктаж по правилам изготовления и работы с аппликацией.

Следит за работой обучающихся,

Развитие познавательного интереса к математике

Инвентарь для изготовления аппликации.

Умение творчески находить способы решения проблемы

Проявлять оригинальность

Демонстрируют знания различных геометрически фигур.

8

Работа с ИКТ

(графический редактор Paint)

Создание по образцу 3Д фигуры.

1

Умение работать с графическим редактором Paint

Умение изготавливать продукт по образцу

Инструктаж

Показ образца продукта

ИКТ _ компьютер- графический редактор Paint

Владение навыками работы с редактором.

Проявление интереса к математике и информатике.

9

Что узнали? Чему научились?

Беседа с обучающимися.

Анализ достижений и результатов курса.

Итого

10 часов
Младший школьный возраст - это особо ответственный период психологического развития обучающегося, интенсивного развития всех психологических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ формирования познавательных УУД, структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения. Таким образом, по итогам занятий в кружке «Занимательная математика» у обучающихся развиваются познавательные УУД посредством работы с ИКТ, групповой работы, решением нестандартных задач на занятии, проблемных ситуаций с самостоятельным поиском решения данной проблемы.

Список литературы: 1. Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации»: от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с. - (Правовая библиотека образования). - ISBN 978-5-9949-0742-9. 2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - Введ. 06.10. 2009 г., № 373. - Москва: Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025477-9. 3. Боженкова, Л.А. Универсальные учебные действия и цели обучения математике / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - №1. - С. 46-51. 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - ISBN 978-509-020588-7. 5. Ломакина, Е. Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики // Методист. - 2013. - 35. - С. 59-63.

Электронные ресурсы:

festival.1september.ru/articles/592471/ - фестиваль педагогических идей


© 2010-2022