Конспект урока по русскому языку Правописание сочетаний -ЧК-, -ЧН-. -ЩН-

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык № 37 2 класс

Тема: « Правописание сочетаний -ЧК-, -ЧН-, -ЩН- »

Цели:

  • Повторять знания о том, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;

  • Закреплять знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн щн;

  • Развивать речь, мышление, память, внимание;

  • Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: МЭУП (фонетика/18), эл.«Программа заданий по чистописанию», ноутбук, эл физминутка, учебник « Русский язык », иллюстрации « изображение тучки», « изображение берёзы », рисунок - девочка, карточки в форме облачка, карточки с нарисованным домиком

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Давайте посмотрим за окно. Какая сегодня погода? А теперь улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.

- Мне, кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть?

( учитель показывает иллюстрацию тучки )

- Что закрыла тучка?

- Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе

- Тучка

- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

- Давайте найдём эту букву на нашей помощнице - Ленте букв.

- Что мы знаем о букве Ч? ( Согласная. )

- А о звуке [ч]? ( Непарный, глухой, всегда мягкий. )

- Молодцы! Тучка открыла нам задание.

Конспект урока по русскому языку Правописание сочетаний -ЧК-, -ЧН-. -ЩН-- Напишем заглавную и строчную буквы Ч, ч.

- Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

- Ребята, а тучка всё равно не уходит. Наверное нам ещё что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? ( Сочетание чк пишется без ь. )

- Почему мы не пишем мягкий знак? ( Звук [ч] - всегда мягкий).

- С какой ещё согласной буквой дружит буква ч? ( С буквой н. Получается сочетание чн. )

- Запишем эти два сочетания.

- Что вы написали на второй строчке? ( Сочетания чк, чн. )

- Слова с сочетаниями чк, чн - это и есть тема нашего урока.

3. Словарная работа.

- Подул ветерок. Наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.

В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

- Правильно, это берёза. Как вы догадались?

- Произнесём слова по слогам. Запишем это словарное слово.

- Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? ( Слог с гласной буквой ё всегда ударный. )

- Какую букву мы должны запомнить?(Безударную гласную букву е)

- Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? ( Учащиеся называют слово - девочка. )

( Учитель показывает карточку с закрытой буквой о. )

- Запишите это слово. Поставьте ударение. Выделите гласную, которую нужно запомнить.

- Проверьте то, что вы написали.

4. Работа над пройденным материалом.

- Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн.

- Слова не могут попасть в дом, их не пускает "Ь", который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда "Ь" пропадёт.

- Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

чк

точка

ночка

печка

чн

точно

срочно

ночной

- Проверим. МЭУП (фонетика/18/1)

5. Физминутка.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

- Посмотрите! Озорник - ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

- Давайте вернём слова на свои места. ( На доске записаны слова: Ряба снесла яичко курочка.)

- Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко.)

- Какие правила мы должны помнить при записи предложения? ( Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. )

- Какие правила встретились в словах этого предложения?( В словах - курочка и яичко сочетание чк. Ряба - это кличка, значит, пишется с большой буквы. )

- Подчеркните эти орфограммы.

- Из какой сказки это предложение? ( Из сказки « Курочка Ряба ». )

- Молодцы! А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? ( Из сказки « Репка » ).

- А чем закончилась эта сказка?

- Что помогло героям сказки вытащить репку? ( Герои сказки работали вместе, дружно. )

7. Работа с карточками в парах.

- Вот и мы работаем дружно. Поэтому у нас всё получается.

- А сейчас мы будем работать в парах.

- На стол к вам опустилось облачко, а на нём задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

- Проверьте друг у друга.

8. Дидактическая игра.

- Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово ТОЧКА )

- Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка - бочка.

- Чем похожи по написанию эти слова? ( точка - бочка - кочка - почка - ночка )

9. Подведение итогов урока.

- Чему мы учились сегодня на уроке?

-У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках. Исправьте эти ошибки. Работу вложите в тетрадь. ( Домик с тремя окошками: чк , чн , ь . )

- Вывод. ( Мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн! )

( оценивание учащихся )

10. Домашнее задание.

Упр.244 с. 89, выучить правописание сочетаний чк, чн, щн в словах.


© 2010-2022