- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Правописание сочетаний -ЧК-, -ЧН-. -ЩН-
Конспект урока по русскому языку Правописание сочетаний -ЧК-, -ЧН-. -ЩН-
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина С.В. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Русский язык № 37 2 класс
Тема: « Правописание сочетаний -ЧК-, -ЧН-, -ЩН- »
Цели:
-
Повторять знания о том, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
-
Закреплять знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн щн;
-
Развивать речь, мышление, память, внимание;
-
Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, усидчивость.
Оборудование: МЭУП (фонетика/18), эл.«Программа заданий по чистописанию», ноутбук, эл физминутка, учебник « Русский язык », иллюстрации « изображение тучки», « изображение берёзы », рисунок - девочка, карточки в форме облачка, карточки с нарисованным домиком
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Давайте посмотрим за окно. Какая сегодня погода? А теперь улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
2. Чистописание.
- Мне, кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть?
( учитель показывает иллюстрацию тучки )
- Что закрыла тучка?
- Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе
- Тучка
- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
- Давайте найдём эту букву на нашей помощнице - Ленте букв.
- Что мы знаем о букве Ч? ( Согласная. )
- А о звуке [ч]? ( Непарный, глухой, всегда мягкий. )
- Молодцы! Тучка открыла нам задание.
- Напишем заглавную и строчную буквы Ч, ч.
- Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
- Ребята, а тучка всё равно не уходит. Наверное нам ещё что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? ( Сочетание чк пишется без ь. )
- Почему мы не пишем мягкий знак? ( Звук [ч] - всегда мягкий).
- С какой ещё согласной буквой дружит буква ч? ( С буквой н. Получается сочетание чн. )
- Запишем эти два сочетания.
- Что вы написали на второй строчке? ( Сочетания чк, чн. )
- Слова с сочетаниями чк, чн - это и есть тема нашего урока.
3. Словарная работа.
- Подул ветерок. Наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.
В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)
- Правильно, это берёза. Как вы догадались?
- Произнесём слова по слогам. Запишем это словарное слово.
- Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? ( Слог с гласной буквой ё всегда ударный. )
- Какую букву мы должны запомнить?(Безударную гласную букву е)
- Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? ( Учащиеся называют слово - девочка. )
( Учитель показывает карточку с закрытой буквой о. )
- Запишите это слово. Поставьте ударение. Выделите гласную, которую нужно запомнить.
- Проверьте то, что вы написали.
4. Работа над пройденным материалом.
- Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн.
- Слова не могут попасть в дом, их не пускает "Ь", который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда "Ь" пропадёт.
- Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.
чк
точка
ночка
печка
чн
точно
срочно
ночной
- Проверим. МЭУП (фонетика/18/1)
5. Физминутка.
6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.
- Посмотрите! Озорник - ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.
- Давайте вернём слова на свои места. ( На доске записаны слова: Ряба снесла яичко курочка.)
- Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко.)
- Какие правила мы должны помнить при записи предложения? ( Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. )
- Какие правила встретились в словах этого предложения?( В словах - курочка и яичко сочетание чк. Ряба - это кличка, значит, пишется с большой буквы. )
- Подчеркните эти орфограммы.
- Из какой сказки это предложение? ( Из сказки « Курочка Ряба ». )
- Молодцы! А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? ( Из сказки « Репка » ).
- А чем закончилась эта сказка?
- Что помогло героям сказки вытащить репку? ( Герои сказки работали вместе, дружно. )
7. Работа с карточками в парах.
- Вот и мы работаем дружно. Поэтому у нас всё получается.
- А сейчас мы будем работать в парах.
- На стол к вам опустилось облачко, а на нём задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.
Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.
- Проверьте друг у друга.
8. Дидактическая игра.
- Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово ТОЧКА )
- Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка - бочка.
- Чем похожи по написанию эти слова? ( точка - бочка - кочка - почка - ночка )
9. Подведение итогов урока.
- Чему мы учились сегодня на уроке?
-У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках. Исправьте эти ошибки. Работу вложите в тетрадь. ( Домик с тремя окошками: чк , чн , ь . )
- Вывод. ( Мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн! )
( оценивание учащихся )
10. Домашнее задание.
Упр.244 с. 89, выучить правописание сочетаний чк, чн, щн в словах.