Доклад «Формирование активного читателя»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Еремеева Елена Анатольевна

учитель начальных классов,

МКОУ СОШ с УИОП №7

г. Кирово - Чепецка


Доклад «Формирование активного читателя»


В настоящее время ни школу, ни общество не удовлетворяет уровень чтения школьников. Некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, на уроках математики с трудом понимают условия задачи, на уроках русского языка - грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в научно - познавательной статье, учебном тексте. Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо книг: интернет, телевидение. Однако главной причиной следует признать отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. В связи с этим представленные мною методические наработки считаю актуальными не только на уровне одной школы, но и на уровне города, области, страны. Проанализировав возможности школьных программ, изучив современные технологии, в том числе технологию В.Н.Зайцева «Совершенствование общеучебных умений», Ш.Амонашвили «Гуманно-личностное обучение», я систематизировала работу по формированию активного читателя. Данный опыт считаю инновационным, т.к. он описывает систему работы по формированию активного читателя. Литература является одним из мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С.Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Обучение чтению по программе «Литературное чтение» (автор Н.А.Чуракова) предполагает решение следующих задач:

  1. Формировать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу (мотивационная сторона читательской деятельности);
  2. Совершенствовать у детей навык чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность (техническая основа процесса чтения);
  3. Формировать способность к полноценному восприятию литературного текста;
  4. Усваивать различные способы творческой интерпретации художественного текста;
  5. Обогащать читательский опыт;
  6. Овладевать книговедческими средствами.
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в её идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. Для развития навыка чтения мною используются в практической работе cпециальные упражнения. Упражнения проводятся на различных этапах урока, отрабатывают определённый параметр чтения, предлагаются учащимся индивидуально, коллективно, по группам, выстраиваются на материале урока, записываются на карточках, читаются с доски, с учебника. Упражнения классифицированы по группам и направлены на развитие речевого аппарата (проговаривание скогороворок, чистоговорок, артикуляционная гимнастика); расширение оперативного поля чтения (зрительные диктанты, упражнение «фотоглаз»); развитие правильности восприятия текста, развитие догадки (упражнения с однокоренными словами, упражнение «Найди лишнее»); развитие скорости чтения (упражнения «Спринт», «Гонка за лидером», «Жужжащее чтение», «Разведка», «Многократное чтение»). Выбор метода работы на уроке чтения зависит от специфики текста, в первую очередь, от его вида и жанра. В процессе формирования активного читателя использую как традиционные формы и методы работы, так и инновационные. При работе с художественными текстами основным методом является метод творческого чтения. Это чтение - акт сотворчества с автором текста. Другая сторона этого метода - развитие способности к творческому самовыражению при выполнении разнообразных видов работы с текстом. Для организации чтения познавательных произведений использую метод объяснительного чтения, что предполагает извлечение из текста полезной информации. В процессе объяснения участвуют ученики. На таких уроках обязательна подборка словарей, справочников, энциклопедий. Достаточно важная роль на уроках чтения отводится работе аналитического и синтетического характера. Анализ: характеристика героя с опорой на сюжет, причины поведения персонажей, роль пейзажа и интерьера в тексте. Синтез: составление плана, все виды пересказа, графическое и словесное рисование, выразительное чтение, драматизация, составление слайдов. Приведу пример творческой работы по составлению «Ухтыкалендаря»: Ухтыянварь. Описание. В этом месяце все дни чередуются через один. Самое интересное то, что в десятом дне всего 10 часов. Часы тянутся медленно, но непринуждённо, чтобы люди могли насладиться каждой минутой. Памятные даты. 7 ухтыянваря - годовщина рождения Ботаникуса Опрокидиуса изобретателя невидимого скафандра от комаров, мошек, клещей. 18 ухтыянваря - соревнование по бегу наоборот. 21 ухтыянваря - годовщина битвы ложки и вилки. Гороскоп. Рождённые в этом месяце будут мастера на все руки и ноги. Почётное звание. Кавалер ордена по сбору урожая булочек, печенья, калачиков из вазочки. Поговорка месяца. От яблони - яблоки, от ели - шишки. Чтение имеет прямую связь с другими предметами. Учащиеся дополняют школьный курс знаниями, полученными в процессе самостоятельного чтения книг, использования словарей, справочников, энциклопедий. Умение работать с дополнительной литературой необходимо практически на всех уроках в начальной школе. Например, на уроках русского языка часто приходится работать со словарями. В статье опишу приёмы работы со словарями. 1) Работа с таблицей. Учитель: Что из этой таблицы видно? Сведения, которые можно найти в словаре

Названия словарей
Орфографи ческий Этимоло гический Толковый Фразеологи ческий Словообразо вательный Правописание + + + + + Ударение +
+
+ Значение слова

+ +
Происхождение слова
+
+

2) Найди соответствия. Учитель: - Укажи стрелками, какие словари ты бы использовал для поиска ответов на запросы. Какова история слова Орфографический словарь «библиотека»?
Как правильно написать Фразеологический словарь Слово «ко*к*дил»? Какое слово предшествует ему?
Как перевести на финский Толковый словарь слово «медведь»?
Как правильно сказать Этимологический словарь «каталог» или «каталог»?
Как образовано Словообразовательный слово «мороженое» словарь
В процессе формирования активного читателя внеурочная деятельность предполагает развитие коммуникативных качеств младших школьников, формирование творческой читательской активности, развитие интеллектуальных способностей. Это участие детей в различных играх, викторинах, КВНах по литературным произведениям, интеллектуальных марафонах, олимпиадах по чтению, участие в поисковой работе: в сборе пословиц, загадок. Своими союзниками в формировании активного читателя вижу родителей. Провожу анкетирование, анализирую их ответы, делаю выводы. Включаю в практику своей работы собрания-беседы, круглые столы, где решаем вопросы «Что читать?», «Как читать книгу?», «Как «приохотить» ребёнка к чтению?» (заводим тетрадь для домашнего чтения, где родители фиксируют, что и как читают дети). Провожу конкурс родительских сочинений «Моя любимая детская книга». Приведу в пример отрывок одного из сочинений: «Когда я была маленькой, моей любимой книгой была книга «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова. В ней рассказывается о приключениях Элли и её друзей по пути в Изумрудный город. Эта книга учит доброте, дружбе и взаимовыручке. Она ещё раз нас убеждает в том, что настоящим друзьям никакая беда нестрашна. Вместе они могут преодолеть любые преграды и трудности» (Карина Е.А.). Продолжением работы по формированию активного читателя является посещение спектаклей в театрах. После спектакля дети обмениваются мнениями со своими родителями в виде рисунков (1 класс) и мини-сочинений (2-3 классы). Условием практической направленности обучения учащихся является неразрывная связь класса и библиотеки. Вместе с детьми я моделирую цепочку поиска нужной книги: домашняя библиотека - школьная библиотека - городская детская библиотека. Данная система работы была апробирована в течение 3 лет и имеет положительные результаты:

  • Все дети класса являются активными читателями школьной библиотеки;
  • 22 ученика записаны и регулярно посещают городскую библиотеку им.А.Островского, а 6 человек записаны ещё в другие библиотеки города;
  • Итоги анкетирования «Мои любимые предметы в школе» показали, что
39% - литературное чтение; 23% - русский язык; 20% - математика; 18% - окружающий мир. Перспективы в работе по формированию активного читателя:
  • привлечение учащихся к исследовательской деятельности;
  • вовлечение учащихся в работу литературного кружка;
  • планирование совместно с учителями литературы, работающими в среднем звене, мероприятий по преемственности.

Список литературы.

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: «Дом педагогики», 1999.

  2. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004.

  3. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития в учебной деятельности младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2003.

  4. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М.: «Вако», 2004.


© 2010-2022