- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад «Формирование активного читателя»
Доклад «Формирование активного читателя»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рылова С.В. |
Дата | 25.07.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Еремеева Елена Анатольевна
учитель начальных классов,
МКОУ СОШ с УИОП №7
г. Кирово - Чепецка
Доклад «Формирование активного читателя»
В настоящее время ни школу, ни общество не удовлетворяет уровень чтения школьников. Некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, на уроках математики с трудом понимают условия задачи, на уроках русского языка - грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в научно - познавательной статье, учебном тексте. Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо книг: интернет, телевидение. Однако главной причиной следует признать отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. В связи с этим представленные мною методические наработки считаю актуальными не только на уровне одной школы, но и на уровне города, области, страны. Проанализировав возможности школьных программ, изучив современные технологии, в том числе технологию В.Н.Зайцева «Совершенствование общеучебных умений», Ш.Амонашвили «Гуманно-личностное обучение», я систематизировала работу по формированию активного читателя. Данный опыт считаю инновационным, т.к. он описывает систему работы по формированию активного читателя. Литература является одним из мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С.Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Обучение чтению по программе «Литературное чтение» (автор Н.А.Чуракова) предполагает решение следующих задач:
- Формировать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу (мотивационная сторона читательской деятельности);
- Совершенствовать у детей навык чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность (техническая основа процесса чтения);
- Формировать способность к полноценному восприятию литературного текста;
- Усваивать различные способы творческой интерпретации художественного текста;
- Обогащать читательский опыт;
- Овладевать книговедческими средствами.
Названия словарей
Орфографи ческий Этимоло гический Толковый Фразеологи ческий Словообразо вательный Правописание + + + + + Ударение +
+
+ Значение слова
+ +
Происхождение слова
+
+
2) Найди соответствия. Учитель: - Укажи стрелками, какие словари ты бы использовал для поиска ответов на запросы. Какова история слова Орфографический словарь «библиотека»?
Как правильно написать Фразеологический словарь Слово «ко*к*дил»? Какое слово предшествует ему?
Как перевести на финский Толковый словарь слово «медведь»?
Как правильно сказать Этимологический словарь «каталог» или «каталог»?
Как образовано Словообразовательный слово «мороженое» словарь
В процессе формирования активного читателя внеурочная деятельность предполагает развитие коммуникативных качеств младших школьников, формирование творческой читательской активности, развитие интеллектуальных способностей. Это участие детей в различных играх, викторинах, КВНах по литературным произведениям, интеллектуальных марафонах, олимпиадах по чтению, участие в поисковой работе: в сборе пословиц, загадок. Своими союзниками в формировании активного читателя вижу родителей. Провожу анкетирование, анализирую их ответы, делаю выводы. Включаю в практику своей работы собрания-беседы, круглые столы, где решаем вопросы «Что читать?», «Как читать книгу?», «Как «приохотить» ребёнка к чтению?» (заводим тетрадь для домашнего чтения, где родители фиксируют, что и как читают дети). Провожу конкурс родительских сочинений «Моя любимая детская книга». Приведу в пример отрывок одного из сочинений: «Когда я была маленькой, моей любимой книгой была книга «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова. В ней рассказывается о приключениях Элли и её друзей по пути в Изумрудный город. Эта книга учит доброте, дружбе и взаимовыручке. Она ещё раз нас убеждает в том, что настоящим друзьям никакая беда нестрашна. Вместе они могут преодолеть любые преграды и трудности» (Карина Е.А.). Продолжением работы по формированию активного читателя является посещение спектаклей в театрах. После спектакля дети обмениваются мнениями со своими родителями в виде рисунков (1 класс) и мини-сочинений (2-3 классы). Условием практической направленности обучения учащихся является неразрывная связь класса и библиотеки. Вместе с детьми я моделирую цепочку поиска нужной книги: домашняя библиотека - школьная библиотека - городская детская библиотека. Данная система работы была апробирована в течение 3 лет и имеет положительные результаты:
- Все дети класса являются активными читателями школьной библиотеки;
- 22 ученика записаны и регулярно посещают городскую библиотеку им.А.Островского, а 6 человек записаны ещё в другие библиотеки города;
- Итоги анкетирования «Мои любимые предметы в школе» показали, что
- привлечение учащихся к исследовательской деятельности;
- вовлечение учащихся в работу литературного кружка;
- планирование совместно с учителями литературы, работающими в среднем звене, мероприятий по преемственности.
Список литературы.
-
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: «Дом педагогики», 1999.
-
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004.
-
Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития в учебной деятельности младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2003.
-
Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М.: «Вако», 2004.