- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по числам ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по числам ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарь Л.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 74. Изменение имён существительных по числам. Педагогическая цель: способствовать развитию умения изменять имена существительные по числам; создать условия для повторения деления слов на слоги, правописание слов с безударной гласной. Тип урока : открытие знаний и способов действий. Планируемые результаты (предметные) : применяют орфографические правила; находят , сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, контролируют свои действия, проверяют написанное. Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий. Универсальные учебные действия ( метапредметные): Познавательные: ориентируются в учебнике ( на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); находят ответы на вопросы. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действий, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия. Коммуникативные: участвуют в учебном полилоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия. Основное содержание темы, понятия и термины: понятие «изменение числа имён существительных». Наблюдение за языковым материалом. Повторение: безударные гласные в словах. Письмо под диктовку.
Ход урока I. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент) II. Чистописание.
Идёшь, идёшь, конца не найдёшь. (Дорога.)
III. Повторение пройденного материала. Тренировочные упражнения. 1) На доске записаны слова: Платки, ножницы, перемены, деньги, варежки, костюмы, очки, сани, лыжи. Задание: выпишите слова, которые нельзя ставить в форму единственного числа. 2) Игра «Кто быстрее и правильнее». На доске записаны слова в три столбика:
I
II
III
вещ
плащ
кирпич
сторож
полноч
луч
обруч
мыш
доч
камыш
врач
помощ
молодёж
чертеж
карандаш
Учащиеся слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.
V. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Работа с учебником. 1) Выполнение упражнения 1 по заданию учителя. - Поставьте ударение. Что заметили? (5 слов.) Обратите внимание, что написано в учебнике в рубриках и «Говори правильно». 2) Выполнение упражнения 2 по заданию. - Какие слова разделили для переноса? (5 слов.) 2. Работа в рабочих тетрадях. Задание: - Выполните упражнение 1. - Выполните упражнение 2. Мозоль - ж.р, заросль - ж.р., туфля - ж.р. Выполните упражнение 3. Слова которые должны быть подчёркнуты: ножницы, брюки, очки, сани, каникулы, деньги, доспехи, духи, сливки, шахматы, именины. - Проведите самооценку.
VI. Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельная работа. 1.Выполнение упражнения 3 (учебник). 2. Тест по вариантам. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог). Поставьте в форму множественного числа слова: порт - пóрты, крем - крéмы, торт - тóрты, инженер - инженéры. - Поставьте ударение в словах. Запомните, как эти слова нужно правильно говорить. - Как вы оцените свою работу на уроке? - Какой вид работы понравился больше? - Что получилось хорошо? - Над чем следует поработать? VI. Домашняя работа: расставьте ударение в словах, сверьте их произношение в орфографическом словаре:
квартал, портфель, шофер, жалюзи, творог.
Тест 1 вариант
1.Укажи слова с Ь на конце:
1) камыш... 4) рож... 7) луч…
2) грач... 5) молодеж... 8) ноч…
3) врач... 6) шалаш... 9) ёрш…
2.Укажи предложения с подлежащим, выраженным существительным мужского рода единственного числа:
1) В том лесу стоит избушка на курьих ножках.
2) Братья переночевали у Бабы - Яги, а поутру в путь отправились.
3) Крот роет норы с многими ходами и выходами.
4) Наши озера богаты рыбой.
5) Прилетел к старому дубу дятел, стал дупло искать.
6) Доехал старик до бору и свернул с дороги.
3.Укажи существительные, которые употребляются только во множественном числе:
1) книги 4) ножницы 7) праздники
2) каникулы 5) кастрюли 8) люди
3) весы 6) шахматы 9) валенки
4. Укажи несклоняемые существительные:
1) пальто 4) очки 7) дело
2) окно 5) платье 8) какао
3) метро 6) кофе 9) мороженое
5. Укажи родственные слова к слову «метель»:
1) метёт 3) метёлка 5) снег
2) пурга 4) буран 6) метла
6. Укажи слова, которые имеют несколько значений:
1) звезда 3) книга 5) окно
2) молния 4) шкаф 6) ключ
__________________________________________________________________________
Тест 2 вариант
1.Укажи слова без Ь на конце:
1) борщ... 4) плющ… 7) лещ...
2) печ… 5) брош... 8) стриж...
3) матч... 6) клещ... 9) пустош...
2.Укажи предложения с подлежащим, выраженным существительным женского рода единственного числа:
1) Стоит тот дуб и вершиной в облака упирается.
2) Белка ловко перепрыгивает с ветки на ветку.
3) Кругом лежал серебристый снег и блестел на солнце.
4) Белки питаются древесными почками, орехами, семенами шишек.
5) А лисица просит, чтобы в награду ей дали петуха.
6) Беда не по лесу ходит, а по людям.
3.Укажи существительные, которые употребляются только в единственном числе:
1) луна 4) ложь 7) звезда
2) планета 5) победа 8) чистота
3) земля 6) солнце 9) штора
4.Укажи склоняемые существительные:
1) стекло 4) лицо 7) солнце
2) письмо 5) лото 8) кашпо
3) жюри 6) бюро 9) нож
5. Укажи родственные слова к слову «жара»:
1) зной 3) жарить 5) жаркий
2) пекло 4) теплынь 6) жарища
6. Укажи слова, которые имеют несколько значений:
1) кисть 3) цветок 5) лист
2) мир 4) земля 6) трава