Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Осичковская средняя общеобразовательная школа»

имени героя Социалистического Труда С.А.Калюжного

Руднянского муниципального района Волгоградской области







Конспект урока по русскому языку в 3 классе.





Учитель начальных классов

Чивилёва Наталья Викторовна.





Конспект урока.

Предмет ___русский язык Класс___3__ Тема урока «Имя прилагательное»

Цель урока: создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока: • провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;

• выявить особенности изменения имен прилагательных;

• распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

• развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

• продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к

природе.

Тип урока: урок изучения новых знаний (урок-исследование).

Применяемые технологии: • здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• информационно - коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);

• проблемное обучение (частично - поисковое).

Формы учебной деятельности: фронтальная, работа в паре, индивидуальная работа.

Оборудование: учебник «Русский язык», ч.2, с.88-92, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др., презентация Microsoft Office PowerPoint, Видео (MP4) (.mp4)-«Весна».

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Постановка учебной проблемы.

  4. Формулирование проблемы, планирование.

  5. Открытие нового знания.

  6. Проверка знаний, отработка умений и навыков.

  7. Рефлексия учебной деятельности.

  8. Домашнее задание.

Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент.

Цель - подготовить учащихся к работе на уроке.

Деятельность учителя:- приветствие учащихся; -Первый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.

- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.

Деятельность учащихся:

  • настраиваются на урок;

  • внимательно слушают.

Обоснование:

Настроить класс на рабочий ритм.

Мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс. 2.

Актуализация опорных знаний.

Цель: мотивировать учащихся к активной учебной деятельности (стадия вызова).

Предметные (УУД): - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Деятельность учителя:

- Начинаем урок русского языка.

- Посмотрите на экран, какое задание вы бы предложили выполнить с данными словами:

Март , солнце, травка, голубая, весна, проталинка.

Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное(3 класс)Слайд 1.

-Почему именно это слово лишнее?

-Сформулируйте тему урока.

-Тема нашего урока: Имя прилагательное. Слайд 2.

Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на поставленные вопросы, анализируют, сравнивают, дают обоснования, формулируют тему урока. 3.

Постановка учебной проблемы.


Цель: мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.

Предметные: - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - задавать вопросы к именам прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: - высказывать свое предположение;

коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли.

Деятельность учителя:

- Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные?

-Что вы уже знаете об имени прилагательном?
- Как вы считаете, мы всё знаем об этой части речи, может что-то еще необходимо узнать?

- Изучая эту часть речи в 3 классе ты узнаешь:

( чтение в учебнике с.88)

 Какие признаки предметов называет имя прилагательное

Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные,

 Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен,  Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают. Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения, называют вопросы, на которые отвечают имена прилагательные, слушают. 4.

Формулирование проблемы, планирование.


Цель: мотивировать учащихся к планированию деятельности, постановки задач.

Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Деятельность учителя: - Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Давайте определим задачи нашего урока:

  • определить особенности имени прилагательного как части речи;

  • установить, как оно изменяется.

Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное(3 класс)Слайд 3.

- Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип «Весна» и «увидеть» в этом фильме имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь.

- Если вам это задание кажется трудным, то возьмите текст «Весна» и попробуйте в нём найти прилагательные, выпишите их в тетрадь с вопросами.

(работа в парах)

Самые приметные цвета весной - ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками листиками деревьев.

Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы - сережки на деревьях.

Проверка. Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения, выполняют задания, работают устно и письменно выписывают прилагательные с вопросами в тетрадь.

Физминутка. Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и улетел. Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.
5.

Открытие нового знания.


Цель: научить определять значение прилагательных, находить связь между существительным и прилагательным.

Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться находить связь между существительным и прилагательным.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.

Деятельность учителя:

- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?

Прилагательные по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных.

Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300.


Наблюдение над значением прилагательных.


- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах или в мини-группах).

Прилагательные, которые помогают увидеть цвет.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют

Долины сохнут и пестреют.

А.С.Пушкин

Прилагательное, указывающее на описание.

Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

Прилагательные, помогающие услышать звуки.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая…

В.А.Жуковский.

Прилагательные, которые указывают на размер.

Тихо падает с куста

Тонкая иголка.

Кружевная красота Держится не долго.
Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное(3 класс)Слайд 4.

-А другие прилагательные, данные,

в учебнике на с. 89 у. 2 запишите в тетрадь по группам. (Письменная работа)

Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных - зависимостью от имен существительных.

- Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется?

- В переводе с лат. nomen adiectivum - имя прилегающее, примыкающее. (к чему?)

Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное(3 класс) Слайд 5.

- Посмотрите на словосочетания.

нежный подснежник

ранняя весна

солнечный день



- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша?

- Подумаем вместе.

- Сравните два предложения.

Раскрылся нежный подснежник.

Раскрылся нежный.


Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное(3 класс)Слайд 6.


- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

- Какое слово в словосочетании главное существительное или прилагательное? Какой вывод можно сделать?

- Согласимся мы теперь с Дашей?

4. Прочитайте рубрику "Тайны русского языка" стр.90.

- От чего зависит имя прилагательное?

- Как изменяется форма имени прилагательного? Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения, выполняют задания, анализируют, делают выводы, читают рубрику в учебнике.

Физминутка. Я нашла себе жука на большой ромашке Не хочу держать в руках- пусть лежит в кармашке. Ой, упал, упал мой жук- нос испачкал пылью. Улетел зелёный жук, улетел на крыльях. 6.

Проверка знаний, отработка умений и навыков.

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала.

Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Деятельность учителя:

- А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас. Работа по карточкам.
Карточка для учащихся высокого уровня: 1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Ёлка. … ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.

Проверка: учитель. Карточка для учащихся среднего уровня: 1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу. Ёлка. … ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.

Проверка: самоконтроль. Карточка для учащихся низкого уровня: 1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания. Ёлка. Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками.
7.

Рефлексия учебной деятельности.


Цель - выявить пробелы осмысления материала, провести их коррекцию.









Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное(3 класс)Слайд 8.
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти ответ?

- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

-Отметки за работу в журнал. 8.

Домашнее задание.

Деятельность учителя: разъясняет учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.
Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное(3 класс)Слайд10.

Творческая работа

- На доске (на листах) записаны предложения. Прочитайте их.

- Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.

Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.

Или

Учебник у.5 с.91. Деятельность учащихся: записывают домашнее задание.


© 2010-2022