- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Прилагательное (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чивилёва Н.В. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Осичковская средняя общеобразовательная школа»
имени героя Социалистического Труда С.А.Калюжного
Руднянского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Учитель начальных классов
Чивилёва Наталья Викторовна.
Конспект урока.
Предмет ___русский язык Класс___3__ Тема урока «Имя прилагательное»
Цель урока: создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.
Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.
Задачи урока: • провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
• выявить особенности изменения имен прилагательных;
• распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
• развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
• продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к
природе.
Тип урока: урок изучения новых знаний (урок-исследование).
Применяемые технологии: • здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
• информационно - коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
• проблемное обучение (частично - поисковое).
Формы учебной деятельности: фронтальная, работа в паре, индивидуальная работа.
Оборудование: учебник «Русский язык», ч.2, с.88-92, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др., презентация Microsoft Office PowerPoint, Видео (MP4) (.mp4)-«Весна».
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Постановка учебной проблемы.
-
Формулирование проблемы, планирование.
-
Открытие нового знания.
-
Проверка знаний, отработка умений и навыков.
-
Рефлексия учебной деятельности.
-
Домашнее задание.
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент.
Цель - подготовить учащихся к работе на уроке.
Деятельность учителя:- приветствие учащихся; -Первый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.
Деятельность учащихся:
-
настраиваются на урок;
-
внимательно слушают.
Обоснование:
Настроить класс на рабочий ритм.
Мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс. 2.
Актуализация опорных знаний.
Цель: мотивировать учащихся к активной учебной деятельности (стадия вызова).
Предметные (УУД): - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Деятельность учителя:
- Начинаем урок русского языка.
- Посмотрите на экран, какое задание вы бы предложили выполнить с данными словами:
Март , солнце, травка, голубая, весна, проталинка.
Слайд 1.
-Почему именно это слово лишнее?
-Сформулируйте тему урока.
-Тема нашего урока: Имя прилагательное. Слайд 2.
Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на поставленные вопросы, анализируют, сравнивают, дают обоснования, формулируют тему урока. 3.
Постановка учебной проблемы.
Цель: мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.
Предметные: - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - задавать вопросы к именам прилагательным.
Метапредметные (УУД)
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные: - высказывать свое предположение;
коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли.
Деятельность учителя:
- Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные?
-Что вы уже знаете об имени прилагательном?
- Как вы считаете, мы всё знаем об этой части речи, может что-то еще необходимо узнать?
- Изучая эту часть речи в 3 классе ты узнаешь:
( чтение в учебнике с.88)
Какие признаки предметов называет имя прилагательное
Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные,
Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен, Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают. Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения, называют вопросы, на которые отвечают имена прилагательные, слушают. 4.
Формулирование проблемы, планирование.
Цель: мотивировать учащихся к планированию деятельности, постановки задач.
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
Деятельность учителя: - Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Давайте определим задачи нашего урока:
-
определить особенности имени прилагательного как части речи;
-
установить, как оно изменяется.
- Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип «Весна» и «увидеть» в этом фильме имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь.
- Если вам это задание кажется трудным, то возьмите текст «Весна» и попробуйте в нём найти прилагательные, выпишите их в тетрадь с вопросами.
(работа в парах)
Самые приметные цвета весной - ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками листиками деревьев.
Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы - сережки на деревьях.
Проверка. Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения, выполняют задания, работают устно и письменно выписывают прилагательные с вопросами в тетрадь.
Физминутка. Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и улетел. Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
5.
Открытие нового знания.
Цель: научить определять значение прилагательных, находить связь между существительным и прилагательным.
Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться находить связь между существительным и прилагательным.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
Деятельность учителя:
- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?
Прилагательные по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных.
Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300.
Наблюдение над значением прилагательных.
- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах или в мини-группах).
Прилагательные, которые помогают увидеть цвет.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют
Долины сохнут и пестреют.
А.С.Пушкин
Прилагательное, указывающее на описание.
Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
Прилагательные, помогающие услышать звуки.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая…
В.А.Жуковский.
Прилагательные, которые указывают на размер.
Тихо падает с куста
Тонкая иголка.
Кружевная красота Держится не долго.
Слайд 4.
-А другие прилагательные, данные,
в учебнике на с. 89 у. 2 запишите в тетрадь по группам. (Письменная работа)
Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных - зависимостью от имен существительных.
- Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется?
- В переводе с лат. nomen adiectivum - имя прилегающее, примыкающее. (к чему?)
Слайд 5.
- Посмотрите на словосочетания.
нежный подснежник
ранняя весна
солнечный день
- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша?
- Подумаем вместе.
- Сравните два предложения.
Раскрылся нежный подснежник.
Раскрылся нежный.
Слайд 6.
- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?
- Какое слово в словосочетании главное существительное или прилагательное? Какой вывод можно сделать?
- Согласимся мы теперь с Дашей?
4. Прочитайте рубрику "Тайны русского языка" стр.90.
- От чего зависит имя прилагательное?
- Как изменяется форма имени прилагательного? Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения, выполняют задания, анализируют, делают выводы, читают рубрику в учебнике.
Физминутка. Я нашла себе жука на большой ромашке Не хочу держать в руках- пусть лежит в кармашке. Ой, упал, упал мой жук- нос испачкал пылью. Улетел зелёный жук, улетел на крыльях. 6.
Проверка знаний, отработка умений и навыков.
Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала.
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Деятельность учителя:
- А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас. Работа по карточкам.
Карточка для учащихся высокого уровня: 1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Ёлка. … ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Проверка: учитель. Карточка для учащихся среднего уровня: 1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу. Ёлка. … ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.
Проверка: самоконтроль. Карточка для учащихся низкого уровня: 1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания. Ёлка. Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками.
7.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель - выявить пробелы осмысления материала, провести их коррекцию.
Слайд 8.
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти ответ?
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
-Отметки за работу в журнал. 8.
Домашнее задание.
Деятельность учителя: разъясняет учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.
Слайд10.
Творческая работа
- На доске (на листах) записаны предложения. Прочитайте их.
- Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.
Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.
Или
Учебник у.5 с.91. Деятельность учащихся: записывают домашнее задание.