ОПЫТ РАБОТЫ НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1-ОМ КЛАССЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ОПЫТ РАБОТЫ НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1-ОМ КЛАССЕ


Калинина Елена Эмильевна, МОУ Гимназия «Дмитров», воспитатель группы продленного дня


МОУ Гимназия «Дмитров», г. Дмитров, Московская область


«Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Альберт Эйнштейн.


Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваи­вает новые модели различных техничес­ких устройств. Детям предлагаются все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный инте­рес, познавательное отношение к явлени­ям окружающего мира. У учеников не возникает естественного желания уз­нать, как устроен какой-либо предмет, почему возникает то или иное явление, нет удивления от сделанного открытия. Ребенок все получает в готовом виде без труда и без понимания. Резко возросла информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и даже агрессивна. Дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Также недостаточное общение со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. Происходит оскудение души при расширении практических (механических, «кнопочных») действий. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная методика позволяет решать такую задачу. Однозначных требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу.
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме [1, с.55].

Данные принципы следует проработать и адаптировать к конкретному проекту, дополнительно необходимо выделить этапы:
  • Погружение в проект.
  • Организационный этап.
  • Осуществление деятельности.
  • Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
  • Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Представляю вам свой собственный опыт повышения познавательной активности первоклассников над первым проектом во внеурочное время. В этом году широко отмечается 700-летие со Дня Рождения Преподобного Сергия Радонежского. Мы получили задание от благочинного Дмитровского церковного округа протоиерея Афанасия провести исследования и узнать, был ли Сергий Радонежский в г. Дмитрове. После получения задания собралась инициативная группа родителей, обсудив задание, мы составили план работы над проектом.
  1. Родители вместе с детьми собирают информацию, посещая Собор Успения Пресвятой Богородицы Дмитровского Кремля, Николо-Пешношский мужской монастырь, Спасский храм села Ведерницы и музейно-выставочный комплекс «Дмитровский Кремль».
  2. Родители вместе с детьми посещают эти места и полученную информацию, а также информацию, найденную в Интернете и других источниках, отправляют мне на электронный адрес.
  3. Данную информацию я должна систематизировать, выделить главное, адаптировать к детскому восприятию и написать сценарий выступления (Приступая к составлению сценария, я посоветовалась с родителями, какую часть информации хотел бы выучить и пересказать каждый ребенок).
Далее совместно с родителями были разработаны несколько схем, индивидуально для каждого ребенка. Читающим детям был подготовлен текст, разбитый на абзацы. Для других детей чертили схемы, рисовали рисунки - для удобства восприятия и запоминания. Также был составлен словарь сложных слов. Была проведена словарная работа. После проведенной совместной трудоемкой работы, с каждым ребенком был индивидуально отработан текст, путем погружения в этот текст (не механическое заучивание). Текст на удивление запомнили быстро. Специфичность и сложность темы не вызвала у детей затруднения при произнесении, наоборот, был проявлен интерес и упорство. Работа над данным проектом затронула не только ум ребенка, но и душу. Дети с большим удовольствием делились впечатлениями о поездках с одноклассниками.
Большая помощь и заинтересованность в работе над проектом была со стороны родителей. Мотивационная поддержка (стимулирование интереса к выполняемому проекту, развитие у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы). Информационная поддержка (сбор необходимого для проекта материала, помощь в поиске нужных сведений). Организационная поддержка (помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта, организация экскурсии, сопровождение ребёнка). Техническая поддержка (помощь в проведении фото- и видеосъёмок, монтаж материалов для подготовки компьютерной презентации). Поддержка в самооценке проекта (обсуждение достоинств и недочётов, внимание к реальным достижениям ребёнка). По опросу родителей, их работа с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогатила, как ребёнка, так и самого взрослого, поспособствовала открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению. Первое выступление с проектом было проведено перед классом. Дети справились с заданием на отлично, смогли не только достойно представить проект, но и ответить на вопросы одноклассников. Второе выступление по просьбе директора гимназии Курбатовой А.В. планируется на празднике школы «Посвящение в гимназисты». И заключительный этап - на ежегодной региональной конференции «Православие - основа нравственного и культурного возрождения русского народа», которая традиционно проводится в нашей школе. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т. п. [1, с.54].



Список литературы:

  1. Полат Е. С., Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. - М.,2000. (Электронныйресурс:raop.ru/index.php?id=127)

  2. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе "Школа 2100" // Журнал "Начальная школа. Плюс: до и после", 2004, № 5.

  3. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М:Баласс, 2010.-80 стр. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

  4. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000.



© 2010-2022