Конспект урока по окружающему миру Почему их так назвали

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по окружающему миру

Проведенный во 2 Б классе

Тема: ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ?

Дата проведения: апрель 2011г.

Учитель: Аксёнова М.Н.

Задачи урока: показать, как интересно и важно знать названия природных объектов, раскрыть связь между названиями ряда растений, грибов, животных и их особенностями.

Планируемые достижения учащихся: узнавать несколько изученных природных объектов; научиться объяснять названия некоторых растений, грибов, животных.

Оборудование.

На доске план урока:

1.Повторение знакомого материала,

2. Работа в группах.





Этапы урока

  1. Организационный момент. Мотивация на успех.

«Ну-ка, посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки?

Если так, то значит смело

Принимаемся за дело.»

2. На доске первый пункт плана урока: Повторение знакомого материала.

- Ребята, на уроке природоведения мы с вами изучаем природу. А что же такое природа? Посмотрите в окно, что вы там видите? (деревья, небо, облака, дождь, снег, земля).

- На какие две группы делится природа? (живая и неживая).

- Сегодня на уроке мы говорим о живой природе. Назовите основные признаки живой природы (все живые существа на Земле питаются, дышат, растут, размножаются и умирают).

- В некотором царстве в некотором государстве жили-были…Нет-нет, не царь с царицей… Речь идёт не об одном царстве, а о трех и каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас… Это три царства живой природы. Какие царства живой природы вы знаете? (животные, растения, грибы).

- Назовите представителей царства животных (насекомые, птицы, рыбы, звери). Отличительные признаки насекомых - шесть ног. Птицы - животные, тело которых покрыто перьями. Рыбы - водные животные, тело которых покрыто чешуей. Звери - животные, тело которых покрыто шерстью.

- Назовите представителей царства растений (деревья, кустарники, травянистые растения). У трав стебли мягкие и сочные. У дерева от корня отходит один толстый стебель - ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков.

- Последнее царство, это царство грибов. Его мы пока еще подробно не изучали.

3. Работа в группах. Следующий этап нашего урока - работа в группах. Давайте вспомним, какие правила работы в группах вы знаете, как мы должны работать? (тихо, дружно, советуясь друг с другом). Обратите внимание, у вас на столах плотные листочки на которых вы сможете писать фломастером, и если где то ошиблись, то можно стереть обратной стороной фломастера.

- Сейчас я вам покажу картинку с изображением объекта живой природы, а вы должны на плотных листочках записать название (слайд - подорожник). К какому царству относится подорожник? (царство растений). К какому виду? (травянистые растения).

- У меня в руках картинка с изображением подорожника. Сейчас я задам Вам вопрос, который и является темой нашего урока - Скажите, а почему его так назвали? (потому что живет вдоль дорог). Мы можем сказать, что он ведет такой образ жизни. (вывешивается картинка подорожника под образом жизни).

- Сейчас я вам покажу следующую картинку (палочник). Посоветуйтесь и напишите, кто это? Если не знаете, поставьте знак вопроса.

- Я вижу, что у вас нет единого ответа, мнения разделились, многие поставили знак вопроса. У нас возникло небольшое затруднение, проблема, которую надо решить. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? Я предлагаю составить план работы. Это и будет следующим этапом нашего урока.

4. Составление плана работы. (Актуализация знаний, затруднение.)

- У вас на столах конверты со знаком вопроса. Возьмите их и достаньте оттуда наборное полотно (лист формата А4 с кармашками) и 2 карточки. Прочитайте, что написано на этих карточках, подумайте, посовещайтесь в каком порядке расположить их на наборном полотне, какое действие будет первым, какое вторым.

ПОДУМАЮ, НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ.

ПРЕДПОЛОЖУ, КАК МОЖНО ЭТО НАЗВАТЬ.

  • Обратите внимание, этот план действий у меня записан на доске.

  • Итак, еще раз посмотрим на изображение неизвестного нам объекта живой природы. К какому царству мы его отнесем? (царство животных). К какому виду? (насекомых, потому что у него 6 лап). Используя наш план давайте внимательно посмотрим на это насекомое и подумаем, на что оно похоже? На палочку, его можно назвать палочником. Его так назвали, потому что он своим внешним видом напоминает палочку. Мы это насекомое прикрепим под внешним видом.

5. Следующий этап нашего урока самостоятельная работа.

- Для этой самостоятельной работы вам пригодится заготовка с планом действий. Возьмите конверт с восклицательным знаком. Посмотрите, что там находится, посоветуйтесь и дайте название этому объекту живой природы. Не забывайте использовать план. Выберите, кто из вашей группы будет отвечать. Ваш ответ должен выглядеть следующим образом: мы считаем что это ….. потому что……

Закончили обсуждение. Смотрим на экран.

- У какой группы этот объект живой природы? Грибы лисички ( мы считаем, что это грибы лисички, потому что они рыжие как лисички (показываю изображение лисы). Они похожи на лису, такой у них внешний вид, прикрепим под внешним видом).

- Внимание на экран, следующий объект, у кого он? Подснежник (мы считаем, что это подснежник, потому что это первый весенний цветок, который появляется из-под снега, у него такой образ жизни)

- Следующий объект на экране. Жук-носорог. (похож на носорога внешним видом, у него такой же рог)

- Рыба-молот. (голова этой рыбы похожа на молоток, показать молоток, внешний вид)

- Колокольчик, (похож на колокол по форме, значит прикрепим под внешним видом)

- Морской конек (по внешнему виду похож на лошадь, шея изогнута, но он ведь морской, потому что живет в море, это образ жизни, прикрепим его посередине).

- А вот перед вами на экране еще один объект живой природы. (мухоловка). Кто может дать название этому объекту? Давайте посмотрим, достаточно ли нам нашего плана действий для того, чтобы определить название этого объекта. Подумаем, на что это похоже? Это птица. Я вам предлагаю еще один этап плана

ПОНАБЛЮДАЮ ЗА ОБЪЕКТОМ ИЛИ НАЙДУ О НЕМ УЖЕ ИЗВЕСТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

Как вы думаете, где можно найти информацию об этой птице? В справочниках и энциклопедиях. Так вот, ребята, если бы мы взяли энциклопедию, то нашли бы там название этой птицы - это мухоловка. Свое название эта птица получила из-за того, что она ловит мух, т.е. это у нее такой образ жизни.

- Посмотрите на наши объекты. В какой группе их больше? В группе внешний вид. Совершенно верно, свое название объекты получают прежде всего из-за внешнего вида.

6. А сейчас пришло время отдыха. Физ. пауза.

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперед назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Одуванчик кружит, вьется (покружиться)

- Скажите дети, а почему одуванчик так назвали? Его обдувают и он летит, ветер переносит его семена, таким образом он размножается. У него такой образ жизни.

7. Индивидуальная работа с проверкой. Уточнение алгоритма на этапе применения полученных знаний в новых условиях (усложненных).

- Мы переходим к нашему следующему этапу урока. Возьмите конвертик под цифрой 1, раздайте всем участникам группы листочки. Теперь каждый развернется к своему рабочему месту. Возьмите ручку и соедините объекты живой природы и их названия (показываю слайд - подберезовик, жук слоник, копытень, голубянка)

Проверяем работу по слайдам. Подберезовик - растет под березой, у него такой образ жизни. Копытень - лист похож на отпечаток от копыта, назвали из-за внешнего вида. Жук-слоник - хоботок как у слона, слоник потому, что маленький, по внешнему виду. Голубянка - бабочка голубого цвета, по внешнему виду,

  1. Рефлексия. Самооценка.

  • Смогли ли мы ответить на вопрос, почему их так назвали?

  • Сегодня на уроке мы исследовали объекты живой природы и давали им названия. Мы обратили внимание на то, что в большинстве случаев название дается по внешнему виду объектов. Как вы думаете, почему это происходит? (многие объекты в природе маскируются, и многим объектам человек дает название по зрительным ассоциациям)

  • Прошу вас взять конверт с цифрой 2. Достаньте листочки, подпишите фамилию. Прочитайте высказывание под № 1 и № 2. Обведите результат, который вы считаете достигнут на сегодняшнем уроке.

У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ ИССЛЕДОВАТЬ ОБЪЕКТЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ, ОПИРАЯСЬ НА ПЛАН (ДА, НЕТ).

Я СЧИТАЮ, ЧТО ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ ПОМОГУТ МНЕ В РАБОТЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ДА, НЕТ).

  1. Домашнее задание.

Перед вами объекты живой природы. Ваша задача, используя план действий определить название этих животных и догадаться. Интересно, а почему они расположены на красном фоне? Что означает красный цвет? (внимание, опасность). (жук-усач, нарвал) поищите дома, какие ещё есть растения или животные с интересными названиями и расскажите об этом в классе.

Ребята, вам понравился урок? Спасибо вам за дружную и активную работу на уроке. Молодцы.


© 2010-2022