- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка по окружающему миру 3 класс
Пояснительная записка по окружающему миру 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукьянчикова М.В. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Программа составлена для обучающихся 3 класса МБОУ «СОШ №8 г. Красноармейска Саратовской области» «Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека(познавательных процессах, отличие от высших животных и др.) В основе построения курса лежат следующие принципы:
- принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;
- педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты;
- культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию;
- необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром;
- принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность спешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы;
- краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Формы уроков и контроля:
Наименование работы
Кол-во
Наименование работы
Кол-во
Контрольные работы
4
4
4
Контрольные диктанты
4
4
4
Практические работы
1
4
1
Сочинения
Лабораторные работы
Изложения
Экскурсии
4
7
2
1
Тесты
2
2
3
Зачеты
Применение ИКТ
2
2
2
2
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты - первоклассник», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля наш общий дом» (3 класс); «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы - жители Земли» (2 класс), «Земля - наш общий дом» (3 класс), «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина - Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живёт» (4 класс).
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество, в котором он живёт» (4 класс).
- тела живой и неживой природы;
- планеты солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
- год, век, арабские и римские цифры;
- название русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животные разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
- контрольные работы в первом полугодии не проводятся;
- оценка самостоятельных работ проводится только словесно, отметки не ставятся;
- учитель обязательно положительно оценивает любую удачу ученика, даже если она весьма незначительна;
Контроль и оценка во 2 - 4 классах. Проводятся следующие виды контроля:
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Формой контроля могут быть различные соревновательные игры: «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?»
Педагогические технологии:
- Технологии развивающего обучения
- проблемность обучения;
- оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;
- специальная организация анемической деятельности.
- перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;
- поиск новых приемов учебной работы;
- управление своей учебной деятельности;
- приемы обобщения.
- Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.
- Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе.
- Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.
- Личностно (индивидуально) - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
- антропоцентричностью;
- гуманистической сущностью;
- психотерапевтической направленностью;
- ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
- гуманно-личностные технологии;
- технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания;
- Деятельностный метод
- постановка учебной задачи;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки
- Постановка учебной задачи.
- "Открытие" детьми нового знания.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа с проверкой в классе.
- Тренировочные упражнения.
- Отсроченный контроль знаний.
- Технология здоровьесберегающая обучения.
Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья.
-
применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Формируемые УУД
Личностные УУД
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий,
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию, выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер
Коммуникативные: УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация
управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
1.Н.Ф.Виноградова, учебник «Окружающий мир» в 2 частях,3 класс, М.«Вентана-Граф», 2013 год
2. Рабочая тетрадь в 2-х частях, Н.Ф. Виноградова, «Окружающий мир»,
3 класс, Москва, «Вентана-Граф», 2015 год,
3.Методика обучения. «Окружающий мир», 1-4 классы, Н.Ф. Виноградова, М.«Вентана-Граф», 2013 год
Оборудование и приборы
Дидактический материал
Другое
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия» для начальной школы,
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы 1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», М. «Вентана-Граф», 2009 год 2.Методика обучения «Окружающий мир», 1-4 классы, Н.Ф. Виноградова, М. «Вентана-Граф», 2013 год
Литература, рекомендованная для учащихся
Образовательные диски (электронные УМК)
1. Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия» для начальной школы,