Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Т. Г. Рамзаева

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 3 класс

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата


Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые

предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

план

факт

1 четверть

Повторение (16 часов)

1

Речь.

Урок повторения и систематизации знаний.

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Различать понятия язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существ., несуществ.); постановка и формулир-е проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творч. характера.

2

Предложение.

Комбинированный урок.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Формировать представление о предложении, распознавать главные члены предложения.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

3

Текст - единица языка и речи.

Урок повторения и систематизации знаний.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Знать признаки текста, определять тему и главную мысль текста,

Формулирование темы, постановка целей и самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

4

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов.

Урок повторения и систематизации знаний.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Называть известные части речи. Приводить их примеры.

Коллективное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

5

Распознавание слов по вопросам. Точное употребление слов в предложении.

Урок повторения и систематизации знаний.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Называть главные и второстепенные члены предложения.Графически выделять главные члены предложения.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

6

Имена собственные. Заглавная буква.

Урок повторения и систематизации знаний.

Распределять имена существительные в тематические группы предметов. Распознавать имена собственные, обозначать их на письме.

Употреблять заглавную буквы в собственных именах существительных.

Постановка и формулирование темы. Определение цели урока.

7

Однокоренные слова.

Урок повторения знаний.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Выделять группы однокоренных слов, обозначать в них корень.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

8

Звуки и буквы. Буквы е,ё,ю,я.

Урок повторения знаний.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Извлечение необходимой для работы информации.

9

Входная контрольная работа.

Слово и слог.

Контроль знаний,

умений и

навыков.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Знать какой звук образует слог.

Уметь делить слова на слоги, подсчитывать количество слогов в словах, находить ошибки в делении слов на слоги.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

10

Анализ диагностической работы. Мягкий знак - показатель мягкости согласных.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки».

Объяснять написание мягкого знака.Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Урок повторения и систематизации знаний.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Тренироваться в записи слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Применять правила правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Подбирать примеры с определён.орфограммой.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Извлечение необходимой для работы информации.

12

Разделительный мягкий знак.

Урок повторения и систематизации знаний.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным мягким знаком, выделять в них корни.

Объяснять написание мягкого знака.Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

13

Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами. Словарный

диктант №1.

Урок повторения и систематизации знаний.

Произносить и обозначать на письме парные звонкие и глухие согласные в слове. Правописание парных согласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Знать определение согласных звуков.Уметь определять особенности произношения звонких и глухих согласных звуков.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

14

Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных.

Урок повторения и систематизации знаний.

Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в слове. Воспринимать на слух и правильно произносить слова. Сопоставлять правила проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова.

Определять гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами.

Уметь точно выделять ударный слог. Отличать словесное ударение от логического.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

15

Контрольный диктант по теме «Повторение».

Контроль знаний, умений и навыков.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

16

Анализ контрольного диктанта. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предложение и словосочетание (11 часов)

17

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Комбинированный урок.

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

Писать правильно слово «овёс». Называть виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Объяснять постановку знаков препинания в

конце предложений.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

18

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Урок формирования

умений и

навыков.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Называть виды предложений по интонации.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существ., несуществ.).

19

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Урок развития речи.

Составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, грамотно строить предложения, последовательно излагать содержание текста.

Определять тему и основную мысль текста, составлять связный последовательно изложенный рассказ.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

20

Построение предложений и оформление их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Называть виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

21

Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

Урок повторения и систематизации знаний.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Называть главные и второстепенные члены предложения. Определять распространённые и нераспространённые предложения.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

22

Простое и сложное предложения.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Определять тип предложения по количеству грамматических основ. Построение графической схемы предложений.

Выделять грамматическую основу предложения. Отличать простое предложение от сложного.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

23

Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. Связь слов в предложении.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

24

Словосочетание.

Урок изучения нового материала.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Различать словосочетание и предложение.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

25

Предложение и словосочетание.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Различать словосочетание и предложение.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

26

Сочинение на тему: «Забавный случай с моим домашним питомцем».

Урок развития речи.

Составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, грамотно строить предложения, последовательно излагать содержание текста.

Определять тему и основную мысль текста, определять вид текста, составлять связный последовательно изложенный рассказ.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

27

Анализ сочинения. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Различать словосочетание и предложение. Называть главные и второстепенные члены предложения. Определять распространённые и нераспространённые предложения.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Текст (3 часа)

28

Текст. Тема текста. Словарный

диктант № 2.

Урок формирования

умений и

навыков.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Объяснять построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности.

29

Тема текста.

Урок развития умений и навыков.

Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Объяснять построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности.

30

Обобщение изученного по теме: «Текст».

Комбинированный урок.

Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания

Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Состав слова (15 часов)

31

Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов.

Урок развития умений и навыков.

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Находить группы однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем (словарь однокоренных слов).

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

32

Корень слова.

Урок

обобщения и систематизации знаний.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Объяснять лексическое значение однокоренных слов.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

33

Понятие об окончании.

Урок изучения нового материала.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Объяснять образование форм одного и того же слова. Понимать значение слова «окончание».

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков.

34

Окончание и его роль в предложении.

Урок развития умений и навыков.

Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Выделять в словах окончания.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

35

Сочинение по серии картинок.

Урок развития речи.

Составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, грамотно строить предложения, последовательно излагать содержание текста.

Определять тему и основную мысль текста, составлять связный последовательно изложенный рассказ.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

36

Анализ сочинения. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Выделять в словах окончания.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

37

Контрольное списывание №1. Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке.

Комбинированный урок.

Формулировать определение приставки и суффикса. Объяснять значение приставки и суффикса в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки и суффикса.

Находить приставку и суффикс в слове. Определять, какое значение имеют приставки и суффиксы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

38

Приставка и суффикс, как значимая часть слова.

Урок развития умений и навыков.

Формулировать определение приставки и суффикса. Объяснять значение приставки и суффикса в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки и суффикса.

Находить приставку и суффикс в слове. Определять, какое значение имеют приставки и суффиксы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

39

Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

Урок развития умений и навыков.

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

Находить суффикс в слове. Определять, какое значение придают словам суффиксы.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

40

Приставка - значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок.

Урок развития умений и навыков.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Находить приставку в слове. Определять, какое значение имеют приставки.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

41

Суффикс и приставка. Словарный

диктант № 3.

Комбинированный урок.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Выделять в словах все значимые части. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разбирать по составу слова.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

42

Контрольный диктант за 1 четверть.

Контроль знаний,

умений и

навыков.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

43

Анализ контрольного диктанта. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Находить приставку в слове. Определять, какое значение имеют приставки.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

44

Изложение текста по вопросам.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

45

Анализ изложения. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Выделять в словах все значимые части. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разбирать по составу слова.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2 четверть

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне (10 часов)

46

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

Урок формирования

умений и

навыков.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

47

Проверка слов с парными согласными в корне слова.

Урок-практика.

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

48

Проверка слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова.

Урок развития умений и навыков.

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

49

Упражнение в правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

Урок развития умений и навыков.

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

50

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

51

Анализ изложения. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять,доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

52

Упражнения в правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

Урок-игра.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять,доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

53

Составление текста по картинке и опорным словам.

Комбинированный урок.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

54

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Контроль знаний,

умений и

навыков.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

55

Анализ контрольного диктанта. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять,доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Правописание безударных гласных в корне слова (18 часов)

56

Безударные гласные в корне слова.

Урок формирования

умений и

навыков.

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

57

Правописание слов с безударной гласной в корне.

Урок-практика.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

58

Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способах проверки. Словарный

диктант № 4.

Комбинированный урок.

Объяснять написание безударной гласной в корне.

Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

59

Сочинение на тему: «Зимние забавы детей»

Урок развития речи.

Составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, грамотно строить предложения, последовательно излагать содержание текста.

Определять тему и основную мысль текста, составлять связный последовательно изложенный рассказ.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

60

Анализ сочинения Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять,доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

61

Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне.

Урок-игра.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить безударную гласную в корне. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

62

Деление текста на части. Закрепление.

Комбинированный урок.

Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Объяснять построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности.

63

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

64

Анализ изложения. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

65

Восстановительный диктант. Закрепление.

Комбинированный урок.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

66

Слова с буквой е в корне, которая проверяется ё.

Урок формирования

умений и

навыков.

Подбирать проверочные слова для безударных гласных е в корне, проверяемых ё.

Объяснять и доказывать правописание безударной гласной е в корне, проверяемой ё.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

67

Слова с буквой е в корне, которая проверяется ё.

Урок развития

умений и

навыков.

Подбирать проверочные слова для безударных гласных е в корне, проверяемых ё.

Объяснять и доказывать правописание безударной гласной е в корне, проверяемой ё.

Самостоятельное формулирование познавательной цели. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

68

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Урок развития

умений и

навыков.

Подбирать проверочные слова для безударных гласных в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём.

Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

69

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Урок развития

умений и

навыков.

Подбирать проверочные слова для безударных гласных в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём.

Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне

Самостоятельное формулирование познавательной цели. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

70

Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне.

Урок-практика.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

71

Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне. Словарный

диктант № 5.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

72

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне».

Контроль знаний, умений и навыков.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

73

Анализ контрольного диктанта. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Слова с непроизносимыми согласными в корне (7 часов)

74

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Урок формирования

умений и

навыков.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

75

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Урок развития умений и навыков.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять, как правильно обозначать буквой непроизносимый согласный звук в корне слова.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

76

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Урок-практика.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

77

Контрольное списывание № 2. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Комбинированный урок.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять, как правильно обозначать буквой непроизносимый согласный звук в корне слова.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

78

Правописание слов типа: чудесный, опасный.

Урок развития умений и навыков.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

79

Контрольный диктант за 2 четверть.

Контроль знаний, умений и навыков.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

80

Анализ контрольного диктанта. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3 четверть

Обобщение правил правописания корней слов (3 часа)

81

Обобщение правил правописания корней слов.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

82

Сопоставление правил правописания безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова.

Урок-исследование.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

83

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. Предлоги и приставки (7 часов)

84

Приставка.

Урок изучения нового материала.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

Находить в словах приставки. Объяснять написание приставок. Объяснять правописание гласных и согласных в приставках.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

85

Правописание приставок.

Урок развития умений и навыков.

Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

Объяснять правописание гласных и согласных в приставках.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

86

Правописание безударных гласных в приставках. Словарный

диктант № 6.

Урок развития умений и навыков.

Сравнивать, как произносятся гласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

Объяснять правописание безударных гласных в приставках.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

87

Упражнения в правописании приставок и безударных гласных в корне.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять правописание гласных и согласных в приставках.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

88

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

89

Предлоги и приставки.

Урок-исследование.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.

Понимать, как отличать приставку от предлога.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

90

Упражнения в правописании слов с предлогами и приставками.

Урок формирования

умений и

навыков.

Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.

Писать правильно слова на изученные орфограммы. Объяснять, как отличать приставку от предлога.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Разделительный твёрдый знак (5 часов)

91

Разделительный твёрдый знак.

Урок-исследование.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

92

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

Комбинированный урок.

Находить в тексте слова с разделительным твёрдым и мягким знаками, выделять в них корни и приставки.

Называть общие признаки произношения слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

93

Обобщение знаний о правописании разделительных твёрдого и мягкого знаков

Урок обобщения и систематизации знаний.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Различать правописание разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

94

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

95

Анализ изложения. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Различать правописание разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Части речи (5 часов)

96

Понятие о частях речи.

Урок

введения в новую тему.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Называть известные части речи. Приводить их примеры.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

97

Местоимение.

Урок изучения нового материала.

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Понимать, что такое местоимение.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

98

Упражнение в определении частей речи.

Урок развития умений и навыков.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков частей речи.

99

Изменение имён существительных, имён прилагательных, глаголов по числам.

Урок развития умений и навыков.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Анализировать грамматические признаки известных частей речи.

Определять по изученным признакам имена существительные, имена прилагательные и глаголы..

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков частей речи.

100

Части речи и их правильное употребление. Словарный диктант № 7.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Группировать слова по частям речи. Приводить примеры употребления частей речи.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Имя существительное (20 часов)

101

Имя существительное и его роль в речи.

Урок формирования

умений и

навыков.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Находить в тексте имена существительные. Понимать, что обозначает имя существительное.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении признаков имени существительного.

102

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, имена существительные, отвечающие на вопрос что?

Урок формирования

умений и

навыков.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Называть одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

103

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

104

Анализ изложения. Заглавная буква в именах собственных.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Различать собственные и нарицательные имена существительные.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

105

Род имён существительных.

Урок формирования

умений и

навыков.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Актуализировать свои знания для решения учебной задачи.

106

Род имён существительных во множественном числе.

Урок развития умений и навыков.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

107

Определение рода имён существительных.

Комбинированный урок.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Различать имена существительные разных родов.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

108

Родовые окончания имён существительных.

Урок развития умений и навыков.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду. Выделять окончания имён существительных.

Различать имена существительные разных родов. Выделять основу слова.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

109

Изменение имён существительных по числам.

Урок формирования

умений и

навыков.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Изменять имена существительные по числам.

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

110

Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Урок развития умений и навыков.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Определять число имён существительных. Называть имена существительные, имеющие форму одного числа.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

111

Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словом. Склонение имён существительных.

Урок изучения нового материала.

Определять склонение имён существительных. Выделять окончания имён существительных.

Определять склонение имён существительных.

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

112

Отработка умения склонять имена существительные (с ударными окончаниями) в единственном числе.

Урок изучения нового материала.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия

падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Определять склонение имён существительных. Ставить вопросы к именам существительным.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

113

Упражнение в определении падежей.

Урок изучения нового материала.

Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении склонения имени существительного.

114

Упражнение в определении падежей. Словарный

диктант № 8.

Урок формирования

умений и

навыков.

Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении склонения имени существительного.

115

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

116

Анализ изложения. Закрепление изученного.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

117

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Урок изучения нового материала.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

118

Упражнение в правописании слов с шипящими на конце.

Урок развития умений и навыков.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

119

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

Контроль знаний, умений и навыков.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

120

Анализ контрольного диктанта. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Распознавать изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Определять начальную форму имени существительного. Выполнять морфологический разбор имени существительного.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Имя прилагательное (15 часов)

121

Имя прилагательное и его роль в речи.

Урок введения в новую тему.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Находить имена прилагательные в предложении.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по

алгоритму.

122

Употребление имён прилагательных в речи.

Урок развития умений и навыков.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Находить в предложении связанные по смыслу имена прила-гательные и имена существительные. Распространять предложения с помощью имён прилагательных.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

123

Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Урок развития умений и навыков.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы.

Использовать в активном словаре слова сходные и противоположные по лексическому значению.

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

124

Составление текста-описания в научном стиле.

Комбинированный урок.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

125

Контрольное списывание № 3. Закрепление изученного об имени прилагательном.

Комбинированный урок.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Находить имена прилагательные в предложении. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

126

Изменение имён прилагательных по родам.

Урок формирования

умений и

навыков.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

127

Изменение имён прилагательных по родам.

Урок развития умений и навыков.

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Объяснять написание окончаний имён прилагательных.

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

128

Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Словарный

диктант № 9.

Комбинированный урок.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др.

Объяснять написание окончаний имён прилагательных.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

129

Контрольный диктант за 3 четверть.

Контроль знаний, умений и навыков.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

130

Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4 четверть

131

Изменение имён прилагательных по числам.

Урок формирования

умений и

навыков.

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Указывать число имён прилагательных.

Постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового

характера.

132

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.

Урок развития умений и навыков.

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Указывать число имён прилагательных. Находить в тексте словосочетания имён существительных с именами прилагательными.

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

133

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.

Урок развития умений и навыков.

Определять форму имени прилагательного. Выделять окончания имен прилагательных.

Находить в тексте словосочетания имён существительных с именами прилагатель-ными. Ставить вопрос к именам прилагатель-ным.

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

134

Обобщение изученного об имени прилагательном.

Урок-игра.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

135

Изложение научно-познавательного текста по вопросам.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Глагол (25 часов)

136

Глагол и его роль в речи.

Урок формирования

умений и

навыков.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

Находить в предложениях глаголы. Называть лексическое значение глаголов.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

137

Роль глаголов в предложении.

Урок развития умений и навыков.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Находить в предложениях глаголы. Называть, каким членом предложения является глагол.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

138

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Урок развития умений и навыков.

Определять лексическое значение глаголов.

Подбирать к глаголам синонимы и антонимы.

Использовать в активном словаре слова сходные и противоположные по лексическому значению.

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

139

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Урок развития речи.

Определять лексическое значение глаголов. Обсуждать значение фраз, в которых глаголы употреблены в прямом и переносном смыслах.

Внедрять и активно использовать в словаре слова в прямом и переносном значениях.

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

140

Текст-рассуждение.

Комбинированный урок.

Распознавать текст-рассуждение, наблюдать за употреблением частей речи в таких текстах.

Составлять текст-рассуждение на заданную тему.

Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

141

Изменение глаголов по числам.

Урок развития умений и навыков.

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

Изменять глаголы по числам.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

142

Изменение глаголов по числам. Словарный

диктант № 10.

Урок развития умений и навыков.

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

Изменять глаголы по числам.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

143

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

144

Анализ изложения. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

145

Понятие о временных формах глагола.

Урок формирования

умений и

навыков.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Называть времена глаголов. Изменять глаголы по временам, лицам и числам.

Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

146

Приёмы определение времени глагола.

Урок развития умений и навыков.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Определять временную форму глаголов по вопросу и суффиксу.

Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

147

Неопределённая форма глагола.

Урок формирования

умений и

навыков.

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

Называть глаголы в неопределённой форме.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

148

Неопределённая форма глагола.

Урок развития умений и навыков.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Понимать значение фразеологизмов.

Использование критериев для обоснования своего суждения.

149

Изменение глаголов по временам.

Урок развития умений и навыков.

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов

Изменять глаголы по временам, лицам и

числам.

Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

150

Обучающее изложение.

Комбинированный урок.

Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

151

Анализ изложения. Закрепление изученного.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Определять форму глагола. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов

Называть времена глаголов. Изменять глаголы по временам, лицам и числам.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

152

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок формирования

умений и

навыков.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Понимать, что род глагола прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. Изменять глаголы прошедшего времени по родам.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

153

Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками.

Урок развития умений и навыков.

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст.

Изменять глаголы прошедшего времени по родам.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

154

Правописание частицы не с глаголами.

Урок изучения нового материала.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Понимать, что частица не с глаголами пишется раздельно

Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

155

Правописание частицы не с глаголами.

Урок развития умений и навыков.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Находить в предложениях глаголы с частицей не.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений.

156

Упражнение в правописании частицы не с глаголами. Словарный

диктант № 11.

Урок-практика.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Находить в предложениях глаголы с частицей не. Писать глаголы с частицей не раздельно.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

157

Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Выполнять морфологический разбор глагола.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

158

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

Комбинированный урок.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

159

Анализ контрольного диктанта. Закрепление.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Определять форму глагола.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

160

Конференция на тему «Части речи в русском языке».

Урок-конференция.

Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».

Находить все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Повторение (10 часов)

161

Слово и предложение.

Урок повторения и

систематизации.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Различать слова, словосочетания и предложения. Формулировать понятие предложения, как единицы речи. Устанавливать связь слов в предложении.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях.

162

Контрольное списывание № 4.

Текст. Состав слова.

Урок повторения и

систематизации.

Отличать текст от предложения. Определять роль текста в общении людей. Распознавать разные виды текста. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Объяснять построение текста: вступление, основная часть, заключение. Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Пользуясь образцом, разбирать по составу слова.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

163

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.

Урок повторения и закрепления полученных

знаний.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах, приставках и окончаниях.

Структурирование знаний; самостоятельное действие по алгоритму при решении проблем поискового характера.

164

Правописание корней слов.

Урок-игра.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

165

Правописание слов с приставками, с разделительными твёрдым и мягким знаками.

Урок повторения и закрепления полученных

знаний.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Различать правописание разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

166

Правописание слов с безударными гласными и непроизносимыми согласными в корне. Части речи.

Урок повторения и закрепления полученных

знаний.

Приводить примеры слов с заданными орфограммами. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограмм, по месту орфограммы в слове.

Объяснять,доказывать правильность написания слов с безударными гласными и непроизносимыми согласными. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

167

Итоговый контрольный диктант.

Контроль знаний,

умений и

навыков.

Применить свои знания для выполнения итоговой работы.

Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Называть правила правописания слов на изученные темы.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

168

Анализ контрольного диктанта. Части речи.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Называть правила правописания слов на изученные темы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

169

Части речи. Словарный

диктант № 12.

Урок повторения и закрепления полученных

знаний.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях.

170

КВН.

Урок-игра.

Применить свои знания для выполнения заданий.

Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


четверть


№ темы

тема

кол-во часов

примечания

план

факт

1

четверть

(4 темы)

ДвР-1

КД-2

КС-1

СД-3

Излож.- 1

Сочин.-3

1


Повторение.

16



2


Предложение и словосочетание.

11



3


Текст.

3



4

Состав слова.

15



2

четверть

(3 тема)

КД-3

КС-1

СД-2

Излож.- 2

Сочин.-1

5


Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

10



6


Правописание безударных гласных в корне.

18



7


Слова с непроизносимыми согласными в корне.

7



3

четверть

(5 темы)

КД-2

КС-1

СД-4

Излож.- 5

8


Обобщение правил правописания корней.

3



9


Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. Предлоги и приставки.

7



10


Разделительный твёрдый знак.

5



11


Части речи.

5



12


Имя существительное.

20



4

четверть

(3 темы)

ДиР-1

КД-1

КС-1

СД-3

Излож.- 3

13

Имя прилагательное.

15



14

Глагол.

25



15

Повторение.

10



Итого:

(15 тем)

ДР-2; КД-8; КС-4; СД-12; Излож.- 11; Сочин.-4.

170ч

Кл. руководитель ___________________________/______________/.

29


© 2010-2022