Программа по внеурочной деятельности Моя малая Родина

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План внеурочной деятельности 1 - 2 классов на 2012 - 2013 учебный год построен на основании документов: 1.Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196 (с последующими изменениями и дополнениями) 2.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. №2821-10), зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993.

3. Приказа МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

4.Приказа МОиН РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ № 373 от 06.10.2009г.»

5. . Приказа МОиН РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»

6.Примерных программ по учебным предметам. Просвещение, 2011г.

7. Устава школы и образовательной программы НОО. Цель: воспитание патриотизма через осознание ребенком сопричастности к истории, культуре родного края Задачи: Сформировать ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Пробудить желание участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. Воспитать неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. . Планируемые результаты: Овладение знаниями о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знаниями традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Овладение начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.


В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Программа "Моя малая родина" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа " Моя малая родина " является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа "Моя малая родина " предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности "славных боевых и трудовых традиций"; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка "Операция Поиск"; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; - формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; - развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. Формы организации внеурочной деятельности Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (внеурочная):

  • Беседы
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно - музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Практические занятия ( внеурочная):
  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (внеурочная)
Место проведения: школа Программа " Моя малая родина " используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. 1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе. Задачи: -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; - формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; - воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия. 2. "Я и семья" - формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: -формировать уважение к членам семьи; -воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат деятельности: -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама - самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей. 3. "Я и культура" - формирование отношения к искусству. Задачи: -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН. 4. "Я и школа" - формирование гражданского отношения к школе. Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок». 5. "Я и мое Отечество" - формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. 6. "Я и планета" - формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи: - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности: обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май). Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
  • Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  • Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
  • Изучение самооценки личности младшего школьника;
  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
  • Проектная методика «Автопортрет»;
  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Ценностные установки и планируемые результаты Ценностные установки: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество. Планируемые результаты: Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. В результате реализации программы ожидается:
  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др. В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом. Организация работы по программе " Моя малая Родина" в 1-4 классах рассчитан на 2 часа в неделю 1 ступень - 1 класс «Моя малая Родина»; 2 ступень - 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень - 3 класс «Россия - Родина моя»; 4 ступень - 4 класс «Я - гражданин России».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план.

1 класс

«Моя малая Родина» - 66 ч


№ п/п


Тема

Кол-во часов

1 Праздник первого звонка.

1

2 Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

1

3, 4 Моя семья - моя радость.

2

5,6 Правила поведения в школе. Урок - игра.

2

7 Экскурсия по школьному парку.

1

8, 9 Я, ты, мы. Игра.

2

10 Кто что любит делать. Конкурс викторина.

1

11, 12, 13 Мисс Осени.

3

14. 15 Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

2

16 Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

17, 18 Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

2

19 Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.

1

20, 21 История моего поселка. Экскурсия в музей

2

22 Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

1

23 Законы жизни в классе. Урок - игра.

1

24, 25 Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия.

2

26, 27, 28 Фотографии из семейного альбома. Презентация.

3

29 Школа вежливости. Беседа.

1

30 Маленькая страна. Экологическая акция.

1

31, 32, 33 Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

3

34, 35 Они защищают Родину. Конкурс стихов.

2

36, 37, 38 Загляните в мамины глаза. Праздник.

3

39 Встречаем Масленицу.

1

40, 41 Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

2

42, 43 Слушаем сказки моей бабушки.

2

44 Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

1

45, 46 Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

2

47 В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.

1

48 Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка.

1

49 Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

1

50 Десант чистоты и порядка.

1

51 Самый красивый школьный двор. Акция.

1

52, 53, 54 С чего начинается Родина? КВН

3

55 Урок милосердия и доброты.

1

56, 57 Знакомства с символами Российского государства.

2

58, 59 Животные из Красной книги.

2

60, 61 Растения из Красной книги.

2

62, 63 Моя семья - моя радость.

2

64, 65 У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок.

2

66 Я - гражданин России.

1


Итого

66 ч






2 класс

«Моя Малая Родина» - 68 ч


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1 Урок Мира.

1


2, 3 Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

2


4 Обязанности ученика в школе. Беседа.

1


5, 6 Осень в родном поселке. Фотоконкурс.

2


7 Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1


8 Я - ученик. Беседа с творческим заданием.

1


9, 10 Родной край в древности. Экскурсия в музей.

2


11 Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1


12, 13 Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

2


14 Мой портфель. Игра - экспромт.

1


15,16 Моя любимая мамочка. Презентация.

2


17, 18 Школьная символика (гимн, герб, флаг)

2


19, 20 Мой любимый город. Беседа.

2


21 Наш поселок

1


22, 23 О чем шепчут названия улиц родного города, поселка. Конкурс рисунков.

2


24 Самый уютный класс. Конкурс.

1


25 Экология нашего города, поселка. Беседа.

1


26, 27 День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

2


28 Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1


29, 30 Мы и наши права. Урок - игра.

2


31 Игры на развитие произвольных процессов.

1


32, 33 Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

2


34, 35, 36 Мама, папа, я - дружная семья. Конкурс - соревнование.

3


37 По каким правилам мы живем в школе? Игра.

1


38, 39 Широкая Масленица. Игра.

2


40, 41 Поэты и писатели нашего края.

2


42, 43 Здесь живет моя семья.

2


44 Уж тает снег, бегут ручьи.

1


45, 46 День птиц. Выставка рисунков.

2


47, 48, 49 След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

3


50, 51 Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества.

2


52, 53 Открытка ветерану. Акция.

2


54 Десант чистоты и порядка.

1


55 Знай и люби свой край. Викторина.

1


56

Урок милосердия и доброты.

1


57

Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.

1


58

Ты и твои друзья.

1


59

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1


60, 61

Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

2


62

Дорогая моя столица

1


63, 64

Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

2


65, 66

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

2


67

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

1


68

Я - гражданин России.

1



Итого 68 ч


3 класс «Россия - Родина моя» - 68ч


Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак- тика 1. Урок милосердия и доброты. 1 1 2. Знакомства с символами Российского государства. 1 1 3. Мой класс - моя семья. Беседа. 1 1 4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. 1 1 5. Ты и твои друзья. Игра. 1
1 6. В гостях у предков. Сказочный марафон. 1
1 7. Откуда я родом. Архивные раскопки. 1
1 8. Наша страна - Россия. Путешествие по страницам журнала. 1 1 9. Осень в родном городе. Фотоконкурс. 1
1 10. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. 1 1 11. Вежливая улица. Викторина. 1
1 12. Каков я в школе? Анкетирование. 1
1 13. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. 1 1 14. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. 1


1 15. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. 1
1 16. Сценки из школьной жизни. 1
1 17.Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Конкурс песен под караоке. 1
1 18. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. 1
1 19. Мои любимые книги. Выставка книг. 1
1 20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. 1
1 21. Почему меня так назвали. Презентация. 1
1 22. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. 1 1 23. Пожилые люди - мудрые люди. Выставка. 1
1 24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. 1
1 25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям. 1
1 26. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. 1
1 27. Моя семья - моя радость. Беседа с творческим заданием. 1 1 28. По каким правилам мы живем. Игра. 1
1 29. Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. 1 1 30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. 1
1 31. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. 1
1
32. Новогодняя сказка. Праздник. 1
1 33. Флаги России. Беседа с творческим заданием. 1 1 34. Кто что любит и умеет делать. Викторина. 1
1 35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. 1 1 36. Животные - рекордсмены. Просмотр видеофильма. 1 1 37. Чем живет планета Земля? КВН 1
1 38. Наша республика. Интеллектуальная игра. 1
1 39. Мастерская по изготовлению сувениров. 1
1 40. Операция «Сувенир». 1
1 41. Богатыри земли Русской. Урок - вернисаж. 1
1 42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. 1
1 43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. 1
1 44. Честь имею. Игровая программа. 1
1 45. Мой папа - мастер на все руки. Презентация. 1
1 46. Мамины помощники. Ролевая игра. 1
1 47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. 1 1 48. Народный лечебник. Бабушкины советы. 1 1 49. У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок. 1
1 50. Быть человеком. Дискуссия. 1 1 51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие. 1
1 52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум. 1
1 53. Музыкальная азбука. Викторина. 1
1 54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. 1 1 55. Панорама добрых дел. Смотр - конкурс. 1
1 56. Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол. 1 1 57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. 1
1 58. День птиц. Викторина. 1
1 59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. 1
1 60. Дети войны. Литературное чтение. 1 1 61. История страны в названиях улиц. Презентация. 1
1 62. История Отечества. Аукцион знаний. 1
1 63. Вам, защитники Отечества! Акция. 1
1 64. Встреча с местными поэтами. 1
1 65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. 1
1 66. Сад на окошке. Акция. 1
1 67. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. 1
1
68. Кто хочет стать знатоком истории. КВН 1
1



















4класс


«Я - гражданин России». 68ч Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак- тика 1. Поговорим о толерантности. 1 1 2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием 1 1 3. Символика России. 1 1 4. Символы нашего края. 1 1 5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. 1
1 6. Моя семья. Мини - проект. 1
1 7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. 1
1 8. Десант чистоты и порядка. 1
1 9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры. 1 1 10. Я и мой класс. Конкурс рисунков. 1


1 11. Продолжаем изучать Школьный Устав. 1 1 12. Игры с младшим братом (сестрой). 1
1 13. Правила жизни. Беседа с элементами игры. 1 1 14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». 1 1 15. Тест «Познай себя». 1
1 16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. 1
1 17. От вершины к корням. Из истории появления законов. 1
1
18. Государственный праздник - День Согласия и примирения. 1
1
19. День пожилого человека. Акция «Доброта души». 1
1 20. Песни бабушек. Конкурс песен. 1
1 21. Правила счастливого человека. Психологический практикум.



22. Откуда я родом. Презентация. 1
1 23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут. 1
1 24. Мой город. Конкурс сочинений. 1
1 25. Путешествие в страну Законию. Викторина. 1
1 26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. 1
1
27. Хочу и надо. Беседа с элементами игры. 1 1 28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа. 1 1 29. Я и моя семья. Фотовыставка. 1


1 30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. 1
1 31. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие. 1
1 32. Новый год шагает по планете. Презентация. 1
1 33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. 1 1 34. Самое сильное звено. Игровая программа. 1
1 35. Панорама добрых дел. 1
1 36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. 1
1 37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. 1 1 38. Наша домашняя коллекция. Презентация. 1
1 39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра - упражнение. 1
1 40. Забота о родителях - дело совести каждого. 1 1 41. Природа в поэзии. Конкурс стихов. 1
1 42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу. 1
1 43. Герои России. Сообщения учащихся. 1 1 45. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. 1 1 46. Образ русской женщины. Беседа - диалог. 1 1 47. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут. 1
1 48. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра. 1


1 49. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием. 1
1
50. Знаешь ли ты страны мира? Викторина. 1
1 51. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. 1
1 52. Семь чудес света. Просмотр видеоролика. 1 1 53. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. 1
1 54. Растения - рекордсмены. Просмотр видеофильма. 1 1 55. Геральдика - наука о гербах. Беседа. 1 1 56. Я - житель планеты Земля. Круглый стол. 1 1 57. Берегите природу. Конкурс экологических сказок. 1
1 58.Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества. 1
1 59. Победа деда - моя победа. Мини - проекты о своих героических родственниках. 1
1 60. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. 1
1
61. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ. 1


1 62. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. 1


1
63. Города - герои. Оформление альбома. 1
1 64. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа. 1
1 65. Школьный двор. Защита проекта. 1
1 66. Школьный двор. Акция. 1
1 67. Мы - россияне. Анкетирование. 1
1 68. Я - гражданин России. Игра - викторина. 1
1




3 класс «Россия - Родина моя» - 68ч Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18, практических -50
1."Я и я"(5ч) - формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика. 2."Я и семья"(16ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. 3."Я и культура"(10ч) - формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка. Экскурсии в вернисаж, библиотеку. 4."Я и школа"(11ч) - формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады. 5."Я и мое Отечество"(18ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6."Я и планета"(8ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
4 класс «Я - гражданин России» - 68ч Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42
1."Я и я"(9ч) - формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика. 2."Я и семья"(9ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини - проект. Оформление фотовыставки. 3."Я и культура"(9ч) - формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. 4."Я и школа"(9ч) - формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады. 5."Я и мое Отечество"(20ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города - герои. Конкурсы сочинений. Мини - проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6."Я и планета"(12ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения - рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов


































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997. 2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003. 3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004. 4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003. 5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru 6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с. 7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с. 8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007 9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с. 10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с. 11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001. 13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с. 14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999. 15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с. 16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996. 17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001. 18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с. 19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с. 20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.


© 2010-2022