- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевелева Л.А. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по русскому языку в 4 классе
УМК «Планета знаний»
Тема урока:
Автор урока: Шевелева Людмила Александровна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 8 города Тихорецка
Технологическая карта урока.
Тема урока: «Склонение имён существительных: обобщение.»
Тип урока: систематизация знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме. Цель: Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов
Задачи: 1)познавательные: - развитие умения различать падежи по совокупности признаков; - развитие навыка правописания падежных окончаний имён существительных; - развитие орфографической зоркости.
2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.
3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - развивать умения писать падежные окончания имен существительных, выделять орфограмму, применять правило написания.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.
Вид обучения: проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, работа в парах, дифференцированная работа.
№
Этап урока
Содержание учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Самоопределение к деятельности.
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
-Начинаем урок русского языка.
Прочтите девиз нашего урока.
«С малой удачи начинается большой успех»
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2.
Актуализация знаний.
Цель:
актуализировать учебные знания и умения, необходимые для самостоятельной работы
- Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
- Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (Сказуемое)
- Главная неизменяемая часть слова? (Корень)
- Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
-Изменяемая часть слова? (Окончание)
- Имена существительные бывают собственные и … ? (Нарицательные)
- Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только …? (Единственного числа)
- В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (Начальная форма)
- Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
- Окончание в словах лисе, книге, маме (е) СКЛОНЕНИЕ
Организует работу в парах
Создаёт условия для повторения знаний об имени существительном
Работают в паре, отвечая на вопросы учителя
Записывают цепочки букв.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, - классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
3.
Постановка учебной задачи.
а) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода;
б) согласовать цель и тему урока
- Дайте определение склонения имени существительного.
- Вспомните, чем занимались на предыдущих уроках и сформулируйте тему урока.
- Какие правила необходимо вспомнить, чтобы правильно написать падежные окончания имён существительных?
- Какое событие происходило в Краснодарском крае год назад? (Зимняя олимпиада)
- Сегодня на уроке каждый из вас будет завоёвывать олимпийские медали: золотые, серебряные и бронзовые. Вы сами решите, за какую медаль будете бороться. Помните, что иногда для спортсмена бронзовая медаль намного дороже золотой. Это зависит от труда, который спортсмен вложил в эту медаль.
- Вспомните словарные слова по этой теме. (олимпиада, соревнование, медаль, спортсмен, рекорд, тренер)
Завершите предложение словарным словом:
В 2014 году в Сочи проходила Зимняя (олимпиада).
Участник спортивных состязаний (спортсмен)
Синоним к слову состязание (соревнование)
Спортсмен установил мировой (рекорд).
Лучшие спортсмены получили (медали).
Человек, обучающий спортсмена (тренер).
- На маршрутном листе отметьте медаль, которую, по вашему мнению, заработал товарищ в паре.
Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Работа в паре. Взаимопроверка по эталону.
Познавательные:
- уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: - уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
- уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Цель:
а)тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
б) проверить умение писать падежные окончания имён существительных.
Задание 1.
Вставить букву:
1-й уровень: от площадк.., от площад.., к тайн.., к столиц.., на вокзал.., у бабушк..., на артист.., о юбк.., к водоросл.., от вишн.., около модел.., на баранк.., на кист.., без задач…
2-й уровень: без корыст.., в ладон.., у боярын.., к горниц.., о шал.., о нелепост.., на исповед.., к латын.., без верф.., к жимолост.., на афиш.., для картеч.., к брош.., на брошк..., к осен…
3-й уровень: от берёзк.. к берёзк.., от ел.. к ел.., от ветк.. к ветк.., к сирен.. и к яблон.., на фасол.. и на капуст.., с площад.. к площадк.., ни в радост.. ни в печал.., в клетк.. без крыш…
Отметим медаль в маршрутном листе.
Организует самостоятельную разноуровневую работу по карточкам, проверку по эталону.
Действуя по алгоритму, записывают слова.,выполняют проверку.
Познавательные:
- различать падежные окончания имён существительных, доказывать правильность выполнения работы.
Регулятивные:
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
ФИЗМИНУТКА
Мы немного отвлечёмся и гимнастикой займёмся.
С места не вставая, головой вращая, по углам взирая, дружно наблюдая.
- Написать в воздухе носом буквы П, А, Л, Ь, Т, О
- Какое слово написали?
Послушайте стихотворение, дополните его существительным.
Новое пальто.
Осень, дождь, вокруг зонты -
Надевать пора пальт…
В магазин мы под зонтом
Едем с мамой за пальт…
Вот конец всей беготне -
Еду в новом я пальт…
Ах, какая красота: пять карманов у пальт…
А когда я подрасту, брату я отдам пальт…
5.
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель:
выявление границы применимости знания.
Задание 2 Прочитайте.
1)В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей.
2)Ветки черёмух_ стоят в кувшин_ на окошк_ и трепещут на ветру.
3)Кисти белоснежных цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев.
4)Дача дедушк_ стоит на окраин_ деревн_.
5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.
- Это текст?
- Как вы думаете, какое задание вы сейчас должны будете выполнить?
Вставить окончания, доказать, что вы правильно выполнили задание.
Выполните следующее задание по тексту:
- Из предложения №2 выписать глагол 2спряжения (стоят)
- Из предложения № 4 выписать существительное мужского рода, записав его в начальной форме. (дедушка)
- из предложения № 3 выписать имя прилагательное (белоснежных)
Разберите записанные слова по составу.
- Найдите предложение с однородными членами. Выпишите это предложение. Выполните синтаксический разбор предложения.
Бонусное задание.
На доске написано предложение с пропущенными словами.
До ……. я шёл по ……. . Охотники прошли по …….. около ……. и скрылись в …… .
Организует самостоятельную работу детей, коллективную проверку с использованием алгоритма написания падежных окончаний
Применяя алгоритм, вставляют безударные падежные окончания. Проговаривают вслух при коллективной проверке.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
- уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
- преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.
6.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель:
- оценить результаты учебной деятельности.
- согласовать домашнее задание
Продолжите предложение:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. у меня получилось …
6. я смог…
7. мне захотелось
- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!
- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).
Домашнее задание: - Приготовить карточку для соседа по парте из 10 слов или из 3-4 предложений, где пропущены окончания имён существительных.
А сейчас каждый из вас оценит результаты своей деятельности:
Золотая медаль - 3 балла, 1 ошибка - минус 1 балл, 2 ошибки медаль не получил.
Серебряная медаль - 2 балла;
Бронзовая медаль - 1 балл. Суммируйте свои баллы. Если вы набрали 16-18 баллов, вы заняли первое место; 13-15 баллов вы серебряный призёр, 10-12 - бронзовый. Но а если вы набрали меньше 10 баллов, не отчаивайтесь, а потренируйтесь, в следующий раз у вас всё получится!
Даёт комментарий к домашнему заданию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Делают самооценку своей деятельности на уроке
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);
- выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
- осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
- уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Оценочный лист
1
Словарные слова
МОИ РЕКОРДЫ:
2
Вставить букву
1
3
Объяснить окончание
4
Задание по тексту
2 3
5
Разбор по составу
6
Разбор предложения
7
Бонусное задание