- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по познанию мира в 1 классе на тему «Птицы зимой»
Конспект открытого урока по познанию мира в 1 классе на тему «Птицы зимой»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Щенникова В.В. |
Дата | 25.07.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»
акимата города Сарани
Открытый урок познания мира в 1 классе на тему
«Птицы зимой»
Учитель: Щенникова В.В.
г. Сарань
Цель: ознакомление учащихся с условиями жизни зимующих птиц.
Задачи: образовательная - формировать знания детей о зимующих птицах, особенностях их жизни в зимних условиях; развивающая - обогащать активный словарь детей через диалогическую, монологическую и связную речь; воспитывающая - воспитывать у детей чувства ответственности за судьбу птиц в зимний период. 1. Психолого-педагогический настрой. -Ребята, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и отличной работы на протяжении всего урока. 2Сводка погоды. -Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. Какой сейчас по счёту зимний месяц? Что вызнаете об этом месяце? (Январь-году начало, зиме-середина.) Сообщения синоптика (работа в дневниках наблюдений) состояние неба, температура воздуха, наличие осадков - их вид, ветер. 3.Проверка домашнего задания Составление обобщающей таблицы по теме «Животные зимой» (работа в группах) - О чём мы беседовали на прошлом уроке познания мира? Эти знания помогут вам при выполнении следующего задания. Итак, приготовьтесь к работе.(на партах карточки с вариантами ответов)-выберите верные ответы о том, как живут животные зимой. 1 группа. 1)+ Страдают от холода и недоедания. - Бродят сытые по лесам. 2)+ Белка питается своими запасами. -Белка питается корой деревьев. 2 группа. 1) -Сытые медведи бродят по лесу. +Медведи в зимней спячке. 2)+Голодные лисы ловят мышей под снегом, крадут кур. - Голодные лисы питаются шишками и грибами. 3 группа. 1)+ Ящерицы и змеи спят до весны в траве. - Ящерицы и змеи перебегают из норки в норку. 2)+Лягушки находятся на дне водоёмов до весны. -Лягушки питаются насекомыми. Итог проверки домашнего задания в группах. ( Итак, ребята 3-ёх групп справились с этой работой и показали хорошие знания по изученному материалу) 4.Сообщение темы и цели урока. -Как повлияла температура воздуха на жизнь и поведение других животных? (птицы улетели в тёплые края) -Как называют этих птиц? (перелётные) -Как живётся другим птицам зимой? Как их называют? Почему?
Зимующими мы называем тех птиц, которые остаются с нами зимовать и тех, которые прилетают к нам на зиму.
-Каких зимующих птиц вы знаете? Каких видели рядом с вами в зимнее время?
- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много интересного о жизни зимующих птиц.
4.Работа по теме урока. а) Игровая ситуация. (1 группа) (Стук в дверь). В класс заходит ученица в маске сороки. -Ребята, кто я? Сорока. - Я трещу, новости разношу. Я и к вам с новостями прилетела, на хвосте их принесла. Беда! Беда! (все птицы слетаются к сороке, звуки птиц.) Звуковой файл «Голоса птиц» (Сорока держится за голову)
-Круглый год мы живём у вас. Тяжело нам, птицам, приходится в морозы.
Еду ухитряемся добывать даже в очень снежные зимы. С утра до вечера ищем себе пропитание. Пуховые тёплые перьевые шубки защищают нас от холодов, но не от голода. Особенно трудно молодым птицам.
В суровые зимы из 10-ти молодых сорок за зиму выживает только 1. (Снегирь встрепенулся.) -А я снегирём зовусь. Слайд №1.Снегирь. У меня ярко-красная грудь. Обитаем мы, снегири, в лесах, а зимой мы часто появляемся в сёлах и городах. Зимой кормимся мы семенами клёна, сирени, поедаем семена трав. Особенно любим рябину и дичку. (синица с сожалением) - А я синица. Слайд №2.Синица. Мы, синицы, остаёмся зимовать. Мы поедаем столько корма, сколько весим сами. Многие из нас осенью и зимой заготавливают корм про запас. Сорока. - Ребята, а вы знаете, что синицы лечат деревья? Они спасают их от вредных насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев. Ворона. Слайд №3.Ворона. Мы, вороны, обитаем в городах, собираемся огромными шумными стаями и кормимся на свалках. Едим всё. Сорока. Ребята, а вы знаете, что вороны приносят пользу - они истребляют вредных грызунов, жуков - вредителей зимних посевов. Ворона. Мы редко приближаемся к человеческому жилью, так как мы дикие птицы лесных просторов. Мы живём парами. Питаемся остатками животных, которых загрызают крупные звери. Сорока кладёт крыло на плечо дятла, обращаясь со словами: -Что это за птица, ребята? Слайд №4.Дятел. Дятел. -Мы, дятлы, имеем пёструю окраску, хорошо лазаем по деревьям. Клюв у нас прямой и острый. Сорока. - Ребята, как называют дятла? Да, его называют - санитаром леса. Он, как настоящий врач, выслушивает дерево и находит вредителя, долбит отверстие и уничтожает вредителя леса. Дятел. Но и нам, дятлам, зимой трудно прокормиться, приходится питаться и хвойными шишками. Клест. Слайд №5. Сорока. - Ребята, ну-ка посмотрите на эту птицу. Какой у неё клюв. Гляньте, как он на крючок похож. Клёст. Да, нос-то на крючок похож. Но становится он таким когда птица становится взрослой и сама вытаскивает семена из крепких шишек. Мы клесты, вьём гнёзда в густых ветках на вершине ели. Сорока. - Ребята, клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы, а согревает живая печка - мама, а корм доставляет отец. -А чем вы питаетесь? Клёст: За один зимний день взрослая птица должна вытащить из шишки несколько тысяч еловых семечек для себя и для птенцов. (Все птицы садятся на свои места, снимают маски.)
5. Физминутка про птиц.
Ребята, давайте с вами отдохнём. Представьте, что вы птицы.
Птицы летят,
(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)
Крыльями шумят.
(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)
Прогнулись над землей,
Качают головой.
(Поворот головы.)
Прямо и гордо умеют держаться.
(Выпрямиться, руки за спину - проверить осанку, пауза 3-4 с.)
И очень бесшумно
(Руки вниз - потянуться вверх.)
На место садятся.
(Сесть на место, держаться прямо.) Учитель.-Ребята, трудно зимовать птицам. (чтение учеником стихотворения)
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Учитель.
-О какой столовой для птиц идёт речь в стихотворении? Существует много разных видов кормушек. Например, кормушка-лоток и кормушка-домик.
Слайд №6Кормушки.
Кормушка-лоток Кормушка-домик
-Чем отличаются эти кормушки? Как вы считаете, какая из них лучше и почему?
(с крышей, меньше будет снега на корме)
-А кто из вас вешал кормушку для птиц? Какую? А как надо прикреплять кормушку к дереву? (Верёвкой привязать к ветке дерева, не прибивать гвоздями) (показ кормушек, которые изготовили родители) Какой корм сыпали для птиц?
Правила кормления птиц: 1) во время подкормки не сорите, не оставляйте на улице полиэтиленовые пакеты, коробки,
2) подкармливайте птиц в одно и тоже время, птицы будут прилетать к этому времени, 3) кормите птиц ежедневно, нельзя подкармливать от случая к случаю, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить, 4) корма кладите немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
-Ребята, заботясь о птицах, мы заботимся о природе.
6.Закрепление.
а) Работа по учебнику с 83- 85 (чтение по ролям-2 группа.)
Учитель:- Ребята, сейчас вы узнаете о жизни других зимующих птиц. Дети 2 группы подготовили чтение по ролям.
б) Проверка первичного восприятия материала.
-Какие птицы круглый год с нами?
-Каким птицам не страшны зима и голод и почему? в) Тесты на закрепление нового материала(работа в группах) -А сейчас я хочу узнать, какие вы были внимательные на уроке. На парте у вас тестовые задания. Я читаю вопрос, а вы обсуждаете группой, ищите правильный ответ и показываете свою готовность. 1. Как называется данная группа птиц: воробьи, сороки, вороны, голуби? А) домашние Б) оседлые В) перелётные 2.Чего больше всего боятся птицы зимой? А) мороза Б) голода В) зверей 3.Какие птицы выводят птенцов в лютые морозы? А) снегири Б) клесты В) дятлы - Какой вопрос вызвал у вас затруднение? 7.Выставка книг «Птицы - наши друзья»(3 группа детей рекомендуют одноклассникам книги) 8.Д/З: с 83-85 пересказ + по группам: 1 группа: подготовить сообщения про других зимующих птиц, 2 группа: подготовить пересказ прочитанной книги о птицах, 3 группа подобрать загадки о зимующих птицах. 9. Итог урока. Рефлексия. а) самооценка по карте достижений в группах. б) оценка учителя. - Ребята, я согласна с оценкой вашей работы - 1 группа, как настоящие артисты, познакомили вас с жизнью птиц зимой.(Оценка)
-2 группа работала с библиотекарем школы, Н.А.Тер. Ребята смогли заинтересовать вас книгами о зимующих птицах. (оценка)
-Ребята 3-ей группы отлично справились с чтением текста по ролям.
Закончить я хочу стихами К.Мухаммади
Слайды «Фото птиц»
Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей,
Ворона, голубь, воробей,
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу,
А то и манной кашки...
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»