Урок русского языка в 4 классе Склонение имён прилагательных

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе на тему:

«Склонение имён прилагательных»

Составила: Соловьева Светлана Анатольевна


Цели: совершенствовать навык правильного написания падежных

окончаний имён прилагательных; формировать умение склонять и

употреблять имена прилагательные в единственном и

множественном числе; развивать умение правильно и точно

использовать в речи имена прилагательные; воспитывать

прилежание.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент и сообщение целей урока

На доске нарисованы две тучки, из которых беспорядочно капают капли дождя, на которых написаны следующие фразы:

ПРЕДМЕТ; ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА; КАКОЙ?; ЧТО?; КАКАЯ?;КАКОЕ?;

КТО?; КАКИЕ?; ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ И ПАДЕЖАМ; ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ, РОДАМ И ПАДЕЖАМ.

- Какие две части речи должны быть написаны на этих тучках? (Имя существительное и имя прилагательное)

2. Проверка домашнего задания. Упр. 171. Объяснить написание окончаний прилагательных.

3. Чистописание

а) Массаж рук.

б) Работа в тетради.

Ббб БББ Бббб бык - бок - бор - сор - сыр

4. Словарно-орфографическая работа

а) Учитель читает загадки.


  1. Бела как снег,

Черна как жук.

Вертится как бес.

И повёртка в лес. ( Сорока )


  1. Сидит бабушка в очках

На ореховых сучках.

О-хо-хо да ах-ах-ах -

Худо бабушке в очках.

Видит ночью в темноте

И жучков, и червячков.

А ни зги не видит днём

Ни в очках, ни без очков. ( Сова )


  1. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? ( Грач )


  1. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крошки собирает,

По полям ночует, зёрнышки ворует. ( Воробей )


  1. Спереди шильце, сзади вильце

На груди белое полотенце. ( Ласточка )


  1. Он по-рабочему одет -

Удобно, просто, ловко.

На нём малиновый берет

И пёстрая спецовка. ( Дятел )

Дети записывают эти существительные и подбирают к ним подходящие прилагательные.

5. Работа по теме урока

а) Учитель читает рассказ по Е.Чарушину « Перепёлка ».

- Запишите словосочетания (существительное + прилагательное )

«У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Перепёлочка ходит по клетке и насвистывает. А то ляжет на бочок и купается в песке. Как настоящая курица.

Но самое удивительное вот что: как только зажжём мы вечером настольную лампу, перепёлка сразу начинает насвистывать свою любимую песенку:

- Фить-пирю! Фить-пирю!

- Что такое она говорит? - спрашивает Никита.

- Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Так у нас и повелось.

Чуть засвистит беспокойная птица своё «фить-пирю!», Никита ложится в мягкую кроватку.»

Дети читают словосочетания, объясняют написание окончаний прилагательных и определяют падеж.

б) Упражнение «Определите падеж прилагательных».

БЕСПЕЧНУЮ КУКУШКУ, ШУСТРОЙ СИНИЧКИ, О ПУГЛИВОЙ ПЕНОЧКЕ, ЗАБОТЛИВОЙ ЛАСТОЧКОЙ, СЕРЕБРИСОЙ ЧАЙКЕ, ГОЛУБАЯ СОЙКА, О ГОЛОДНОЙ ВОРОНЕ, МОЛОДОМУ СТРИЖУ.

( В.п., Р.п., П.п., Т.п., Д.п., И.п., П.п., Р.п.)

- Какое прилагательное здесь лишнее? В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

в) Запись текста с комментированием. Вставить пропущенные окончания прилагательных, объяснить написание.

ПРИШЛА ДРУЖН… ВЕСНА. ПОБ…ЖАЛИ ПО ДОРОГАМ

В… СЁЛ… ГОВОРЛИВ… РУЧЕЙКИ. НАДУЛИСЬ НА ДЕРЕВЬЯХ П…ХУЧ… ПОЧКИ. УЖЕ ПРИЛ…ТЕЛИ ИЗ ТЁПЛ… КРАЁВ ГРАЧИ. ЖДУТ Р…БЯТА В…СЁЛ… Г…СТЕЙ - СКВ…РЦОВ.

г) Самостоятельная работа. Учитель раздаёт заготовленные заранее карточки. Дети вставляют пропущенные окончания, определяют падеж прилагательных.

6. Домашнее задание: упр. 180

7. Рефлексия

а) Сравнение имён существительных и имён прилагательных.

Учитель предлагает план ответа.

  1. Что такое?

  2. Что обозначает?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. Как изменяется?

  5. Каким членом предложения чаще всего бывает?

Обратить внимание на рисунок тучек.

На доске появляется запись в два столбика.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  1. Часть речи. 1. Часть речи.

  2. Предмет. 2. Признак предмета.

  3. Кто? Что? 3. Какой? Какая? Какое? Какие?

  4. Изменяется по числам и 4. Изменяется по родам, числам,

падежам. падежам.

  1. Подлежащим, дополнением, 5. Определением.

обстоятельством.


© 2010-2022