- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок природоведения Как птицы зимуют (3 класс)
Урок природоведения Как птицы зимуют (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреева Л.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира в 3 классе «Как птицы зимуют» (Программа «Школа России»)
Задачи: повторить и обобщить ранее изученный материал; получение дополнительных сведений о зимней природе и охране здоровья; дать представление о зимующих птицах; познакомить с мероприятиями по охране птиц зимой; воспитывать любовь к родной природе, к родному слову; ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с изображением зимующих птиц; карта полушарий; музыкальное оформление; костюмы: мышь, белка, лиса; шапочки птиц: дятла, клеста, иволги, кукушки, сороки, синицы, щегла, воробья; виды кормушек, изображения птиц; карточки-шифры; Старичок-Лесовичок; зимние месяцы; зайка; мозаика «Зима в природе»; раздаточный материал: кормушки и птицы.
(можно иллюстрации представить на слайдах, используя современные компьютерные технологии) 1.ОРГ. МОМЕНТ: Встали, поприветствовали гостей, улыбнулись друг другу! У всех хорошее настроение. (гаснет свет, сверкают гирлянды, учитель на этом фоне читает стихи под музыку) Серебро, огни и блестки- Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены! В.Брюсов Как вы думаете, ребята, о каком времени года так красиво сказал Валерий Яковлевич Брюсов. 2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА: У: Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее при- брано, сверкает белизной. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узор-чатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому- великий покой, разлившийся в природе. Однако для птиц наступила суровая пора. О том, как зимуют птицы, мы сегодня и поговорим. Я предлагаю совершить заочную экскурсию. Согласны? Тогда не будем терять время и немедленно отправимся в «Зимнюю сказку». Нам в этом поможет цветик-семицветик: Лети, лети лепесток через запад на восток, Через север, через юг возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по - моему вели:
Вели, чтобы мы оказались в зимнем лесу.
3.ПРОВЕРКА ДОМ. ЗАДАНИЯ:
У: Нас уже встречают. Давайте узнаем, как зовут этого Мороза?
Дни кого - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь.) У: Что же это за месяц? Д: В декабре солнце располагается низко над горизонтом. Оно светит, но не греет. Ночи длинные, а дни короткие. В народе говорят, что день в декабре «короче носишки воробьиного». У: Декабрь приготовил для вас загадки. (дети срывают и читают загадки на снежинках) Он все время занят делом. Он не может зря идти. Он идет и красит белым Все, что видит на пути. (Снег.)
У: Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о снеге. Д: Снег белый, непрозрачный, если положить под него какой-нибудь предмет. То мы его не увидим. Снег рыхлый, пушистый, потому что между снежинками остается воздух, который защищает растения от холода. Постепенно снег оседает и становится плотным, потому что среди зимы бывает оттепель. В оттепель снег становится липким, из него можно лепить снежные фигуры. А когда после оттепели ударит мороз, то снег покрывается ледяной коркой. Это наст. У:1). Как наст мешает лесным обитателям? 2).В какую погоду мы можем увидеть красивые снежинки? 3).Что происходит с красивыми снежными звездочками в ветренную погоду?
Без досок, без топоров Через реку мост готов. Мост, как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лед.) У: Расскажите о свойствах льда. Для чего на водоемах зимой делают проруби? (ответы детей) И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Изморозь.) У: Что такое изморозь? Д: Изморозь-это снежный слой, который образуется на деревьях в морозную погоду. В холодном воздухе находится влага в виде маленьких капелек воды, коснувшись какого-нибудь предмета, капельки задерживаются на нем пушистой бахромой как бы из мороза. Поэтому эти пушистые иголочки и назвали изморозью. Изморозь бывает при слабом ветре, при тумане. У: Кто из поэтов замечательно описал это великолепное явление природы? Д: Это явление природы описал Сергей Есенин в стихотворении «Белая береза». (ребенок прочитывает стихотворение) У: Что общего между снегом, льдом и изморозью? Д: Это замерзшая вода. Кроме того, эти явления бывают зимой. 3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОБРАТЬ МОЗАИКУ. ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЙ МОМЕНТ: У: Тихо приходит зима. За одну ночь строит свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья. Замостив реки и озера. Давайте попробуем составить из кусочков льда картину зимнего леса. В народе говорят: «Закаляйся, как сталь». Как вы понимаете эту поговорку? Что необходимо делать, чтобы быть здоровым и крепким? Д: Чтобы сберечь свое здоровье, мы должны закаляться. Заниматься спортом, обливаться холодной водой. Надо чаще бывать на свежем воздухе, проветривать помещения и делать влажную уборку. Зимой нужно дышать через нос. При дыхании через нос воздух согревается, увлажняется и освобождается от пыли и бактерий. Если зимой дышать через рот, то можно заболеть простудными заболеваниями. Закаленные ребята хорошо учатся, не пропускают занятия в школе.
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ: У: А вот и Баба Яга перегородила нам дорогу. Не пропустит она нас, пока не повторим правила поведения в лесу. Если утверждение верно, то хлопайте в ладоши. Если неверно - топайте ногами.
1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2.В лесу можно поиграть: бросаться листьями, венки плести, рвать букеты.
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать.
4.Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, противных гусениц нужно уничтожить.
6.Звери всякие важны, звери всякие нужны, каждый из них делает в природе свое дело.
У: Вы убедили Бабу Ягу в том, что умеете вести себя в лесу и не причините вред природе.
Продолжаем наше путешествие.
А сегодня у зимы новоселье!
Мы с тобой приглашены на веселье!
Дом построен из сугроба-
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога-
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем: топ-топ-топ!
Двери комнат отворяем: хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуй, зимушка-зима!
5.ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА О ТОМ, КАК ЗВЕРИ ЗИМУЮТ:
У: Угадайте, во владения какого месяца мы пришли?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц, это?
(Январь.)
Тише, ребята, кто-то здесь спорит.
(Инсценировка)
Белка. Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, мышь их у меня таскает.
Мышь. Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.
- На опушке леса показалась лиса. Что-то она приуныла?
Лиса. Заяц все лето серым был, а сейчас в белой шубке щеголяет. Белка летом рыжая была, а теперь серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.
У: Ребята, как же звери подготовились к зиме?
Д: У лис, волков к зиме вырастает пушистый мех, который и согревает их в лютые морозы. А зайцы и белки меняют цвет шубки, чтобы быть незаметными на снегу. Мышь, белка, барсук сделали на зиму запасы. Медведи, ежи нагуляли жир и могут спокойно спать всю зиму. Змеи сползаются под корни деревьев и, сплетаясь друг с другом, цепенеют.
У: Сорока принесла нам письмо. Интересно, от кого?
Хочу проститься до весны,
Пора мне спать и видеть сны.
Прошу вас об одном: зимой
Не нарушайте мой покой.
Я так могу рассвирепеть!
Спокойной ночи.
Ваш…(медведь)
У: Но все ли обитатели природы знают, что такое зима?
(инсценировка)
Иволга. Здравствуй, Кукушечка!
Кукушка. Здравствуй, Иволга золотая! Иволга. Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета приходит дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает и зима, и трескучий мороз. Может быть, это правда? Кукушка. Пустая болтовня! Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. У: Ребята, как вы думаете, почему кукушка и иволга утверждают, что нет на земле ни холодной зимы, ни дождливой осени? Д: Это перелетные птицы. На зиму они улетают в теплые края. У: Действительно, многие птицы улетают от нас на зиму в теплые края. Там в это время тепло, цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях. А в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Но часть птиц остаются зимовать в наших краях.
(карта полушарий с указанием мест зимовок птиц) У: Январь приготовил для вас задание: угадайте, какие птицы зимуют у нас? (по буквам на карточке дети прочитывают название птицы) Этих птиц можно разбить на две группы: оседлые и кочующие. Клесты, свиристели, щеглы прилетают к нам в поисках корма с далекого Севера. Остальные птицы населяют наши леса и только зимой перебираются ближе к жилью человека. У: Мы привыкли решать математические задачи. А вот какую задачу приготовила для вас Белочка. Наступила зима. Стало очень холодно, и два молодых воробья все не могли согреться. Один все время летал, постоянно прыгал. Он считал, что, двигаясь, можно быстро согреться. Но, к сожалению, ему было все холоднее и холоднее. Вдруг он обратил внимание, что его товарищ спокойно сидит на ветке, нахохлился и не двигается. Со страхом подлетел он к неподвижному товарищу:
- Ты не замерз?
- Нет. Я шубу надел и сижу.
6.ФИЗКУЛЬТПАУЗА ПОД МУЗЫКУ: 7. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА: С холодного севера прилетают к нам на зиму клесты. В феврале-марте-самые вьюжные месяцы самочка клеста выводит птенцов. В этом нет ничего удивительного, т.к. питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые при морозах открываются и клесты достают из них семена приспособленным для этого клювом. Клюв у клеста особенный: кончик верхней половинки клюва загнут вниз и влево, а кончик нижней половинки клюва загнут вверх и вправо. Гнездо клест строит теплым и глубоким, в затишье. Самочка с гнезда не слетает, семью кормит самец. И все же другие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время снегопада, сильного мороза и ночью, когда нельзя покормиться. Из десяти синиц выживают две. Чем мы можем птицам помочь?
(ответы детей) У: Но не всегда птички довольны нашими столовыми. (инсценировка) Сорока. Тра-та-та-та-та. Что я видела, что я слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают, капризничают. Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока раскусишь. От такой пищи на языке мозоли. Воробей. Безобразие! Прилетели перекусить, а столовую снегом запорошило. Хоть бы навес сделали. Синица. Могли бы несоленое сало вывесить, у нас от соленого животы болят. Клест. Остался голодный! Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Снегирь. Где рябина, калина, дынные семечки? У: Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Скажите, ребята, чем недовольны птицы? Как видите, мало сделать кормушку и насыпать в нее корм. Надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли птицы есть ваш корм. Кормушки могут быть самые разнообразные. Как вы думаете, какая из этих кормушек самая удобная для птиц? Проблемная ситуация. А вот Старичок-Лесовичок. Что-то он совсем приуныл. Подойдем к нему поближе. Что случилось, Лесовичок? «Сделал красивую кормушку, раскрасил ее яркими красками, чтобы птицы быстрее заметили ее. Положил ягоды рябины, насыпал крошки хлеба, подвесил кусочки несоленого сала и стал наблюдать. Много птиц собралось на соседних деревьях, а к кормушке ни одна не подлетела. Очень я старался, и кормушка красивая получилась». У: Как вы думаете, почему птицам не понравилась кормушка Старичка-Лесовичка?
Д: Кормушку для птиц нельзя красить. 8.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА: У: Нас встречает следующий зимний месяц: По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль.) У: (работа в парах) Февраль приготовил для вас задание: по словесному портрету угадайте птицу, которая прилетела к нашей кормушке. «Прилетела птичка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Большая охотница до свежего сала.» «Потом прилетела пушистая серая птичка с красной грудкой, концы хвоста, крылья, голова у них темные, а на крыльях - белые полоски. Любители ягод рябины». «Эта маленькая короткохвостая птичка быстро бегает по стволу дерева вниз головой в поисках жуков-короедов». «Окраской-сероватая, повадкой-вороватая, крикунья хрипловатая- известная персона. Кто она?». «Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок- получается прыжок.» У: Сыта птаха, то даже среди зимы петь может. (запись песни королька) 9. ИТОГ УРОКА: У: Итак, ребята. Пора прощаться с лесом. Поблагодарим его за ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами.
Лети-лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по -моему вели:
Вели, чтобы мы снова оказались в классе.
Расскажите, пожалуйста, чему сегодня вы научились? Что узнали? Мы сегодня назвали не всех птиц, которые населяют наши леса. Пополнить свои знания вы можете из книг, представленных на выставке. Скажите, какое у вас настроение от экскурсии? Это та отметка, которую вам поставил мудрый учитель - окружающая нас родная природа за урок любви к своей Родине. Не забывайте, что вашим настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!