Статья на тему «Игровые методы повышения мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лаптева Александра Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Ола»


«Игровые методы повышения мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Младший школьный возраст является важным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие индивидуальных особенностей ребенка, развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.

В своей работе с детьми на уроке считаю важным и стараюсь добиться того, чтобы каждый ученик работал в меру своих способностей, чувствуя и развивая эти способности. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя. А ещё обучение должно быть интересным. Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач при работе с детьми, которая активизирует умственную деятельность и направляет к последующему решению задач.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное помогает им усвоить любой учебный материал. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т.д.). Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой - лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого.

Один из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм работы и методов обучения, продумываю каждый урок. Я стараюсь строить процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

Лучшему закреплению изученного материала способствует применение различных видов заданий на уроке математики: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнение чисел и выражений; определение того, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжение его; поиск и исправление ошибок в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т.п. Этим видам учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке. Очень увлекают ребят логические задачи, которые наряду с заданиями творческого характера дают возможность раскрыть умственные способности школьников; поэтому я стараюсь использовать их на каждом уроке.

Но, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу решению задач. При этом важно подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок - интересную задачу.

Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках у ряда учителей носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений.

Одним из приемов активизации деятельности младших школьников при изучении грамматики являются сказки. Но увлекаться этим видом работы учителю следует осторожно и в меру, не забывая об основных задачах урока. Объяснение нового материала в занимательной форме позволяет детям преодолеть пассивное отношение к теме, что способствует лучшему запоминанию и усвоению изучаемого грамматического материала.

Закрепление и систематизация знаний по изученной грамматико - орфографической теме осуществляется в результате выполнения школьниками различных упражнений и зависят от характера этих упражнений. Это уроки-зачеты, уроки типа КВН, уроки-олимпиады, уроки-путешествия.

В настоящее время перед школой стоит ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь - обеспечение органического единства обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. Я рассказываю ученикам о разных профессиях. Чтобы ближе познакомиться с особенностями каждой из них мы ходим на экскурсии, например, на телевидение и в пожарную часть. Здесь дети могут увидеть, чем занимаются представители различных профессий, узнать поближе о требованиях будущих работодателей. Например, ученики охотно прислушиваются к мнению настоящего пожарного, который говорит, что для поступления на службу в МЧС необходимо хорошо учиться, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Наша школа - православная. Поэтому для приобщения к православной культуре мы посещаем святые места, совершаем паломнические поездки, ходим на службы в храм Святой Татианы в православные праздники.

Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к предметам. От того, насколько будут сформированы учебно - познавательные мотивы у младших школьников, в значительной мере зависит успешность их дальнейшего обучения.


© 2010-2022