- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Культуре добрососедства 3 класс
Рабочая программа по Культуре добрососедства 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Симоненко Е.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Медведевская средняя школа»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Рассмотрено и
рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № ___
от «__» августа 2015 года
Руководитель методического объединения: ____________
Согласовано
Заместитель директора по УВР________М.А. Хаджимба
от «__» августа 2015 года
Утверждаю
Директор школы
____________Е.В. Симоненко
от «__» августа 2015года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Культура добрососедства»
для 3 класса
Симоненко Елена Владимировна
2015 год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Основная образовательная программа МБОУ «Медведевская средняя школа».
- Учебный план МБОУ «Медведевская средняя школа» на 2015 - 2016 учебный год.
- Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Медведевская средняя школа»
- Положение о структуре и разработке рабочих программ МБОУ «Медведевская средняя школа».
- Авторская программа «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г. №555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности республики Крым.
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
2. Общая характеристика курса
Особенностями данного курса являются:
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
- особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
- адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в РК;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
- единство изучения России и Крыма как субъекта России;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
- использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
5. Планируемые результаты изучения курса Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
3 класса 1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм. 5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры; 8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. 8.Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму.
1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране. 8. Участвовать в проектной деятельности 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества 6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков; 8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Предметные результаты: Ученик научится:
- находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
- находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
- отличать государственную символику России и Крыма;
- называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
- иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
- называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
- определять ценности, которые объединяют все народы;
- давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт;
- понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
- следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
- строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
- рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
- использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
7. Тематический план
№
Обязательные тематические линии
3 класс
1
Вводный урок
1
2
Географическая среда
5
3
История
4
4
Традиционная и современная культура
13
5
Язык соседа
4
6
Аксиология
3
7
Конфликтология
4
ИТОГО
34
Тематическое планирование
3 класс
«Трудимся, учимся и отдыхаем»
№ п/п
Дата проведения
Тема
Количество часов
Содержание занятия Характеристика деятельности учащихся
План
Факт
1.
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве
1 Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса. Иметь представление о программе «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе», ее целях и задачах
Раздел «Географическая среда» (5 часов)
2.
Особенности климата и ландшафта Крыма.
1 Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, Черное море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия моего региона.
Иметь представление о климатических особенностях Южного берега Крыма и о влиянии географического положения, рельефа и Черного моря на климатические условия полуострова. Знать особенности климата своего региона и уметь их охарактеризовать.
3.
Крымский ландшафт 1 Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в моем регионе. Знать ландшафтные особенности своего региона и уметь их охарактеризовать. Иметь представление о влиянии ландшафта на хозяйственную деятельность людей в регионе.
4.
Охрана природы Крыма 1 Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.
5.
Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). 1 Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека
6.
Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. 1 Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Особенности крымского леса. Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека.
Раздел «История» (4 часа)
7.
Профессии наших родителей. 1 Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение. Знать место работы своих родителей и их профессии, иметь представление об истории предприятия, в котором трудятся родители ребенка и его специализацию.
8.
Представление о народах, живущих в Крыму.
1 Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы. Знать название 5-6 этносов, живущих в Крыму. Иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов и уметь рассказать о том, что их объединяет. Знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны.
9.
Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства» 1 Представители национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры. Иметь представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы.
10.
Как раньше учились дети в Крыму.
1 Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых зданиях. Иметь представление о том, в каких школах раньше могли учиться дети в Крыму и чем они отличаются от современных школ. Иметь представление о важности учебы, учения, о роли образованности в жизни человека.
Раздел «Традиционная культура» (13 часов)
11.
Традиционные занятия населения региона. Земледелие
1 Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д.
Иметь представление о том, какими были основные занятия населения региона в старину. Знать названия не менее 5 сельскохозяйственных и не менее 3 ремесленных специализаций населения района. Уметь рассказать, почему именно эта специализация была характерна для данного района.
12.
Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности. 1 Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.
Иметь представление о том, какими были основные занятия населения региона в старину. Знать названия не менее 5 сельскохозяйственных и не менее 3 ремесленных специализаций населения района. Уметь рассказать, почему именно эта специализация была характерна для данного района.
13.
Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района.
1 Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. Знать 2-3 сельскохозяйственных и промышленных предприятия города или района. Иметь представление когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают. Уметь назвать не менее 5 профессий, распространенных в регионе, и объяснить, почему они важны.
14.
Праздники, которые мы отмечаем вместе.
1 История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 марта и др. Меню вашего праздничного стола. Подарки маме. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа. Знать поздравления с праздником на родном языке и языке соседа. Иметь представления об особенностях празднования Нового года и 8 марта. Уметь составить меню праздничного стола.
15.
Традиции отдыха в наших семьях
1 Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье. Знать, зачем людям нужно отдыхать. Иметь представления о том, какой отдых считается полезным и как его можно организовать.
16.
Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.
Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять. Знать, зачем необходимо детям трудиться. Иметь представление о том, как в старину распределялись обязанности в семье и какую работу выполняли дети. Уметь рассказать о своих обязанностях в семье.
17.
Традиции соседской взаимопомощи в Крыму
1 Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. «Талаха» - «Толока». Необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Радость от совместного труда и его результатов. Знать 2-3 примера соседской взаимопомощи и значение термина «толока» или «талаха». Иметь представление о том, когда и как в старину соседи помогали друг другу. Уметь объяснить необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ.
18.
Игры и игрушки крымских детей
1 Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
Знать в какие игры и игрушки играли в старину крымские дети и уметь сравнить их с современными. Извлекать положительный опыт из историй, рассказанных родителями, дедушками и бабушками. Уметь дифференцировать и выделять игры, направленные на сплочение, объединение, дружбу.
19.
Великие учителя и великие книги человечества. 1 История появления и общая характеристика книг: Библии, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности.
Знать 2-3 названия Великих книг человечества и 2-3 имени Великих учителей. Иметь представление об истории жизни Великих учителей и истории происхождения Великих книг.
20.
Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.
1 Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход. «Раздели радость с другим - она станет вдвое больше. Раздели горе с другим - оно станет вдвое меньше». Знать на какие праздники нужно приходить только с приглашением. Иметь представление об одежде и подарках, соответствующих празднику, об особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольном этикете. Уметь правильно составить диалоги: приглашение-ответ, приветствие и поздравление-ответ, прощание-ответ
21.
Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.
1 События, на которые приглашают и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Как правильно попрощаться и уйти. Знать, на какие события нужно приходить только по приглашению. Иметь представление об одежде и подарках, соответствующих случаю, об особенности поведения во время религиозного праздника/ритуала, застольном этикете. Уметь правильно составить диалоги: приглашение-ответ, приветствие и поздравление / соболезнование-ответ, прощание-ответ
22.
Учимся дарить подарки на день рождения: современный этикет и его этнические особенности. Как выбрать подарок.
1 Подарки для мальчиков и подарки для девочек. Цветы. Правила оформления и вручения подарка. Приветствия и поздравления по этому случаю. Как принимают подарки и благодарят за них. Как не попасть в неловкую ситуацию и как из нее красиво выйти. Знать основные правила выбора подарка, его оформления, вручения и приема. Иметь представление об этнических особенностях выбора подарка и цветов, их оформления, вручения и приема. Уметь поприветствовать, поздравить и поблагодарить на родном языке и на языке соседа.
23.
Делаем сами подарки к праздникам
1 Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них. Иметь представление о различных видах подарков и способах их изготовления. Уметь изготавливать подарки к календарным праздникам своими руками.
Раздел «Язык соседа» (4 часа)
24.
Способы передачи информации.
1
Изображение во время танца действий, чувств и событий, важных для человека. Танец - понятный всем язык, который нас объединяет.
Иметь представление о невербальных способах передачи информации и их значении. Знать значение некоторых жестов и их этнические особенности. Понимать музыку и танец как один из способов передачи мыслей, чувств и событий. Уметь общаться друг с другом жестами и взглядами, языком танца.
25.
Жесты и взгляды - немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов».
1
Изображение во время танца действий, чувств и событий, важных для человека. Танец - понятный всем язык, который нас объединяет.
Иметь представление о невербальных способах передачи информации и их значении. Знать значение некоторых жестов и их этнические особенности. Понимать музыку и танец как один из способов передачи мыслей, чувств и событий. Уметь общаться друг с другом жестами и взглядами, языком танца.
26.
Мои любимые песни.
1
Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей.
Иметь представление о значимости песен в жизни человека. Уметь напеть или рассказать слова 2-3-х любимых песен, которыми можно сопровождать труд или отдых. Знать содержание 2-х песен на языках своих соседей.
27.
Этикетная лексика гостеприимства
1
этикетную лексику гостеприимства на родном языке и не менее чем на двух языках своих соседей
Знать и уметь использовать этикетную лексику гостеприимства
Раздел «Аксиология» (3 часа)
28.
Что такое «друг», «дружба», «любовь».
Всех ли мы называем друзьями?
1
Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Какие качества я ценю в человеке, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека.
Что такое «любовь»? Почему она нужна людям.
Иметь представление о том, что такое «дружба», «любовь» и зачем они нужны людям. Уметь назвать и охарактеризовать качества, которые мы хотим видеть в своих друзьях.
29.
Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию.
1
Что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании.
Знать значение терминов «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Уметь привести 3-4 пословицы или поговорки о труде, трудолюбии и грамотности. Иметь представление о необходимости этих ценностей в жизни человека и уметь высказывать свою точку зрения.
30.
Ценности, которые объединяют всех.
1
Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность.
Иметь представление об общечеловеческих ценностях и уметь назвать некоторые из них.
Раздел «Конфликтология» (4 часа)
31.
Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник».
1
Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник».
Знать значение понятий «друг» и «враг», «взаимодействе, «конструктиное взаимодействие», знакомство с понятиями «собеседник», «союзник».
32.
Тренинги: «Танец рук». «Сложите шерстяное одеяло»
1
Тренинги: «Танец рук». «Сложите шерстяное одеяло»
Знать значение понятий «друг» и «враг», «взаимодействе, «конструктиное взаимодействие», знакомство с понятиями «собеседник», «союзник».
33.
Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника.
1
Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.
Уметь перевести беседу в русло конструктивного диалога. Иметь представление о путях изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.
34.
Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства»
1
Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.
Уметь перевести беседу в русло конструктивного диалога. Иметь представление о путях изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические средства обучения.
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска;
- персональный компьютер с МФУ;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Печатные и экранно-звуковые пособия.
- таблица гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, программы, соответствующие тематике программы по курсу «Культура добрососедства».
«Язык соседа» - рекомендуемая лексика, фразы и выражения
3-й класс
Солнце, тепло-холодно, утро, день, вечер, ночь. Вчера, сегодня, завтра, сейчас, праздник, подарок, песня, петь, танец, танцевать, игра, играть, работать, учиться, дружить, отдыхать. Числительные (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять) Фразы, выражения, диалоги: Приходи в гости! - Спасибо, когда? - (сегодня, завтра, сейчас) Помоги мне, пожалуйста! - Спасибо! Давай помогу! - Спасибо! Ты любишь (тебе нравится).. (работать, учиться, петь, танцевать, играть)? - Я люблю, (мне нравится)…(учиться, петь, танцевать, играть)? Или - Нет, я не люблю …. Пойдем играть (работать, учиться, танцевать)
Ресурсное обеспечение программы
1. Альбов С. В. Минеральные источники. - Симферополь: Крым, 1966 2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. - Симферополь: Крым, 1966. 3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999. 4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. - Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. - 106 с. 5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. - 112с. 6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. - Симферополь, 1995. 7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. - 286 с. 8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. - Симферополь - 1969. 9. Заика В. Е. Чёрное море. - Симферополь: Таврия, 1976. 10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1991. 11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. - Симферополь: Таврия, 1964. 12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. - К.: Урожай, 1979. 13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. - Севастополь, 1997. - 44 с. 14. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. - Симферополь: Крымучпедгиз, 1995. 15. Щербак А. И. Всё о Крыме. - Харьков: Каравелла, 1998.