Рабочая программа по Культуре добрососедства 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Медведевская средняя школа»

муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Рассмотрено и

рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол № ___

от «__» августа 2015 года

Руководитель методического объединения: ____________

Согласовано

Заместитель директора по УВР________М.А. Хаджимба

от «__» августа 2015 года

Утверждаю

Директор школы

____________Е.В. Симоненко

от «__» августа 2015года

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Культура добрососедства»

для 3 класса

Симоненко Елена Владимировна

























2015 год

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  2. Основная образовательная программа МБОУ «Медведевская средняя школа».
  3. Учебный план МБОУ «Медведевская средняя школа» на 2015 - 2016 учебный год.
  4. Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Медведевская средняя школа»
  5. Положение о структуре и разработке рабочих программ МБОУ «Медведевская средняя школа».
  6. Авторская программа «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г. №555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности республики Крым.
Курс интегрирует и систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, приобретенные в ходе изучения данного курса. Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и России, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Задачи курса:
  • формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
  • повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
  • формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
  • выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
  • формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
  • подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
  • приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях. Данный учебный курс может быть введен как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов. Преподавание данного учебного курса может осуществляться учителями начальных классов и учителями-предметниками, школьными психологами, классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки. При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
2. Общая характеристика курса

Особенностями данного курса являются:

  • его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
  • особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
  • адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
  • рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
  • изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в РК;
  • привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
  • приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
  • возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
  • единство изучения России и Крыма как субъекта России;
  • приоритетность воспитательных задач;
  • единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
  • опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
  • максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
  • использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
  • использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Рекомендуемое количество часов на изучение каждого блока (раздела), а также очередность тем могут быть изменены учителем в границах 35 учебных часов в течение года. Резервное время может быть использовано учителем по собственному усмотрению на увеличение числа уроков в том или ином блоке или введением новых тем, важных и характерных для региона или школы. Программа предназначена для обучающихся 3 класса, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет. 3. Место учебного курса в учебном плане На изучение курса «Культура добрососедства» в учебном плане отводится в 3 классе начальной школы 1 час за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность и составляет в 3 классе -34 часа в год 4. Описание ценностных ориентиров учебного курса Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к людям различных национальностей. Ценность добра и толерантных отношений - направленность на развитие и сохранение культуры взаимоотношений через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой). Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений и духовности. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к культурным традициям и культурному наследию народов Крыма. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения - понимание важности общения, умения разрешать конфликты мирным путем, как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

5. Планируемые результаты изучения курса Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3 класса 1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм. 5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры; 8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. 8.Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму.
1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране. 8. Участвовать в проектной деятельности 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества 6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков; 8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;


Предметные результаты: Ученик научится:

  • находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
  • находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
  • отличать государственную символику России и Крыма;
  • называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
  • иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
  • называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
  • определять ценности, которые объединяют все народы;
  • давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт;
  • понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
  • следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
  • строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
  • рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
  • использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
6. Содержание учебного курса Структура и содержание курса соответствуют требованиям «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Автономной Республики Крым», утвержденных решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2 - 1. «Культура добрососедства» является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4. Учебный курс «Культура добрососедства» состоит из двенадцати взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-12-х классов (по 35 учебных часов ежегодно), каждая из которых имеет своё название, отображающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе: 3 класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»;

7. Тематический план

Обязательные тематические линии

3 класс

1

Вводный урок

1

2

Географическая среда

5

3

История

4

4

Традиционная и современная культура

13

5

Язык соседа

4

6

Аксиология

3

7

Конфликтология

4

ИТОГО

34



Тематическое планирование

3 класс

«Трудимся, учимся и отдыхаем»

№ п/п

Дата проведения

Тема

Количество часов

Содержание занятия Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1.



Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве
1 Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса. Иметь представление о программе «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе», ее целях и задачах

Раздел «Географическая среда» (5 часов)


2.



Особенности климата и ландшафта Крыма.
1 Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, Черное море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия моего региона.
Иметь представление о климатических особенностях Южного берега Крыма и о влиянии географического положения, рельефа и Черного моря на климатические условия полуострова. Знать особенности климата своего региона и уметь их охарактеризовать.

3.



Крымский ландшафт 1 Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в моем регионе. Знать ландшафтные особенности своего региона и уметь их охарактеризовать. Иметь представление о влиянии ландшафта на хозяйственную деятельность людей в регионе.

4.



Охрана природы Крыма 1 Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.

5.



Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). 1 Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека

6.



Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. 1 Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Особенности крымского леса. Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека.

Раздел «История» (4 часа)


7.



Профессии наших родителей. 1 Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение. Знать место работы своих родителей и их профессии, иметь представление об истории предприятия, в котором трудятся родители ребенка и его специализацию.

8.



Представление о народах, живущих в Крыму.
1 Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы. Знать название 5-6 этносов, живущих в Крыму. Иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов и уметь рассказать о том, что их объединяет. Знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны.

9.



Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства» 1 Представители национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры. Иметь представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы.

10.



Как раньше учились дети в Крыму.
1 Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых зданиях. Иметь представление о том, в каких школах раньше могли учиться дети в Крыму и чем они отличаются от современных школ. Иметь представление о важности учебы, учения, о роли образованности в жизни человека.

Раздел «Традиционная культура» (13 часов)


11.



Традиционные занятия населения региона. Земледелие
1 Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д.
Иметь представление о том, какими были основные занятия населения региона в старину. Знать названия не менее 5 сельскохозяйственных и не менее 3 ремесленных специализаций населения района. Уметь рассказать, почему именно эта специализация была характерна для данного района.

12.



Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности. 1 Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.
Иметь представление о том, какими были основные занятия населения региона в старину. Знать названия не менее 5 сельскохозяйственных и не менее 3 ремесленных специализаций населения района. Уметь рассказать, почему именно эта специализация была характерна для данного района.

13.



Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района.
1 Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. Знать 2-3 сельскохозяйственных и промышленных предприятия города или района. Иметь представление когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают. Уметь назвать не менее 5 профессий, распространенных в регионе, и объяснить, почему они важны.

14.



Праздники, которые мы отмечаем вместе.
1 История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 марта и др. Меню вашего праздничного стола. Подарки маме. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа. Знать поздравления с праздником на родном языке и языке соседа. Иметь представления об особенностях празднования Нового года и 8 марта. Уметь составить меню праздничного стола.

15.



Традиции отдыха в наших семьях
1 Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье. Знать, зачем людям нужно отдыхать. Иметь представления о том, какой отдых считается полезным и как его можно организовать.

16.



Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.

Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять. Знать, зачем необходимо детям трудиться. Иметь представление о том, как в старину распределялись обязанности в семье и какую работу выполняли дети. Уметь рассказать о своих обязанностях в семье.

17.



Традиции соседской взаимопомощи в Крыму
1 Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. «Талаха» - «Толока». Необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Радость от совместного труда и его результатов. Знать 2-3 примера соседской взаимопомощи и значение термина «толока» или «талаха». Иметь представление о том, когда и как в старину соседи помогали друг другу. Уметь объяснить необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ.

18.



Игры и игрушки крымских детей
1 Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
Знать в какие игры и игрушки играли в старину крымские дети и уметь сравнить их с современными. Извлекать положительный опыт из историй, рассказанных родителями, дедушками и бабушками. Уметь дифференцировать и выделять игры, направленные на сплочение, объединение, дружбу.

19.



Великие учителя и великие книги человечества. 1 История появления и общая характеристика книг: Библии, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности.
Знать 2-3 названия Великих книг человечества и 2-3 имени Великих учителей. Иметь представление об истории жизни Великих учителей и истории происхождения Великих книг.

20.



Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.
1 Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход. «Раздели радость с другим - она станет вдвое больше. Раздели горе с другим - оно станет вдвое меньше». Знать на какие праздники нужно приходить только с приглашением. Иметь представление об одежде и подарках, соответствующих празднику, об особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольном этикете. Уметь правильно составить диалоги: приглашение-ответ, приветствие и поздравление-ответ, прощание-ответ

21.



Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.
1 События, на которые приглашают и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Как правильно попрощаться и уйти. Знать, на какие события нужно приходить только по приглашению. Иметь представление об одежде и подарках, соответствующих случаю, об особенности поведения во время религиозного праздника/ритуала, застольном этикете. Уметь правильно составить диалоги: приглашение-ответ, приветствие и поздравление / соболезнование-ответ, прощание-ответ

22.



Учимся дарить подарки на день рождения: современный этикет и его этнические особенности. Как выбрать подарок.
1 Подарки для мальчиков и подарки для девочек. Цветы. Правила оформления и вручения подарка. Приветствия и поздравления по этому случаю. Как принимают подарки и благодарят за них. Как не попасть в неловкую ситуацию и как из нее красиво выйти. Знать основные правила выбора подарка, его оформления, вручения и приема. Иметь представление об этнических особенностях выбора подарка и цветов, их оформления, вручения и приема. Уметь поприветствовать, поздравить и поблагодарить на родном языке и на языке соседа.

23.



Делаем сами подарки к праздникам
1 Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них. Иметь представление о различных видах подарков и способах их изготовления. Уметь изготавливать подарки к календарным праздникам своими руками.

Раздел «Язык соседа» (4 часа)

24.



Способы передачи информации.

1

Изображение во время танца действий, чувств и событий, важных для человека. Танец - понятный всем язык, который нас объединяет.

Иметь представление о невербальных способах передачи информации и их значении. Знать значение некоторых жестов и их этнические особенности. Понимать музыку и танец как один из способов передачи мыслей, чувств и событий. Уметь общаться друг с другом жестами и взглядами, языком танца.

25.



Жесты и взгляды - немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов».

1

Изображение во время танца действий, чувств и событий, важных для человека. Танец - понятный всем язык, который нас объединяет.

Иметь представление о невербальных способах передачи информации и их значении. Знать значение некоторых жестов и их этнические особенности. Понимать музыку и танец как один из способов передачи мыслей, чувств и событий. Уметь общаться друг с другом жестами и взглядами, языком танца.

26.



Мои любимые песни.

1

Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей.

Иметь представление о значимости песен в жизни человека. Уметь напеть или рассказать слова 2-3-х любимых песен, которыми можно сопровождать труд или отдых. Знать содержание 2-х песен на языках своих соседей.

27.



Этикетная лексика гостеприимства

1

этикетную лексику гостеприимства на родном языке и не менее чем на двух языках своих соседей

Знать и уметь использовать этикетную лексику гостеприимства

Раздел «Аксиология» (3 часа)

28.



Что такое «друг», «дружба», «любовь».

Всех ли мы называем друзьями?

1

Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Какие качества я ценю в человеке, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека.

Что такое «любовь»? Почему она нужна людям.

Иметь представление о том, что такое «дружба», «любовь» и зачем они нужны людям. Уметь назвать и охарактеризовать качества, которые мы хотим видеть в своих друзьях.

29.



Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию.

1

Что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании.

Знать значение терминов «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Уметь привести 3-4 пословицы или поговорки о труде, трудолюбии и грамотности. Иметь представление о необходимости этих ценностей в жизни человека и уметь высказывать свою точку зрения.

30.



Ценности, которые объединяют всех.

1

Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность.

Иметь представление об общечеловеческих ценностях и уметь назвать некоторые из них.

Раздел «Конфликтология» (4 часа)

31.



Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник».

1

Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник».

Знать значение понятий «друг» и «враг», «взаимодействе, «конструктиное взаимодействие», знакомство с понятиями «собеседник», «союзник».

32.



Тренинги: «Танец рук». «Сложите шерстяное одеяло»

1

Тренинги: «Танец рук». «Сложите шерстяное одеяло»

Знать значение понятий «друг» и «враг», «взаимодействе, «конструктиное взаимодействие», знакомство с понятиями «собеседник», «союзник».

33.



Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника.

1

Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.

Уметь перевести беседу в русло конструктивного диалога. Иметь представление о путях изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.

34.



Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства»

1

Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.

Уметь перевести беседу в русло конструктивного диалога. Иметь представление о путях изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Технические средства обучения.

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска;

- персональный компьютер с МФУ;

- мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Печатные и экранно-звуковые пособия.

- таблица гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, программы, соответствующие тематике программы по курсу «Культура добрососедства».
«Язык соседа» - рекомендуемая лексика, фразы и выражения
3-й класс
Солнце, тепло-холодно, утро, день, вечер, ночь. Вчера, сегодня, завтра, сейчас, праздник, подарок, песня, петь, танец, танцевать, игра, играть, работать, учиться, дружить, отдыхать. Числительные (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять) Фразы, выражения, диалоги: Приходи в гости! - Спасибо, когда? - (сегодня, завтра, сейчас) Помоги мне, пожалуйста! - Спасибо! Давай помогу! - Спасибо! Ты любишь (тебе нравится).. (работать, учиться, петь, танцевать, играть)? - Я люблю, (мне нравится)…(учиться, петь, танцевать, играть)? Или - Нет, я не люблю …. Пойдем играть (работать, учиться, танцевать)


Ресурсное обеспечение программы
1. Альбов С. В. Минеральные источники. - Симферополь: Крым, 1966 2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. - Симферополь: Крым, 1966. 3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999. 4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. - Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. - 106 с. 5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. - 112с. 6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. - Симферополь, 1995. 7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. - 286 с. 8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. - Симферополь - 1969. 9. Заика В. Е. Чёрное море. - Симферополь: Таврия, 1976. 10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1991. 11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. - Симферополь: Таврия, 1964. 12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. - К.: Урожай, 1979. 13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. - Севастополь, 1997. - 44 с. 14. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. - Симферополь: Крымучпедгиз, 1995. 15. Щербак А. И. Всё о Крыме. - Харьков: Каравелла, 1998.

© 2010-2022