Конспект урока музыки 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока музыки 3 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Митьковская средняя общеобразовательная школа

















Открытый урок по музыке в 3 классе

«Чудо музыка.

Острый ритм - джаза звуки»





Подготовила: Пугачёва Н.Н.






2015

Цель: познакомить со стилем "джаз"; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки.

Задачи: 1) выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова "Мистер Жук";

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знания:

  • основные особенности джазовой музыки - мелодические, ритмические, тембровые, вокальные и т.д.;

  • краткую историю возникновения джазовой музыки;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей джаза.

Умения:

  • воспринимать джазовую музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

  • определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;

  • выражать личностную интерпретацию музыкальных произведений;

  • отличать джаз от других музыкальных направлений современной музыкальной культуры.

Личностные:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры;

  • Мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения - принятие и освоение социальной роли обучающегося.

  • Эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Музыкальные материалы: Г.Гладков "Мистер Жук"; «Хелло, Долли» Луи Армстронг; колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвина.

Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.

Основной метод: объяснительно- иллюстративный

Наглядность: Презентация POWER POINT; картинки с музыкальными инструментами;

сигнальные карточки; нотный текст песни.

ТСО: муз центр; записи с фонограммами; экран, проектор.

Ход урока


1. Организационный момент

-Музыкальное приветствие

-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей нашей школы.

2. Повторение пройденного

-На прошлых уроках вы познакомились с разными музыкальными жанрами. Давайте их вспомним.

3. Мотивация, постановка цели урока

СЛАЙД 1 Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной - таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя

(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д.: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Тема нашего урока « Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки»

Как вы думаете, о чём мы должны узнать в течение этого урока?

СЛАЙД 2

4.Актуализация знаний

У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.

- Какое странное имя?

- Кличка какая-то?

- Кто он? - возмущались одни.

- Кто он!!! - восхищались другие.

- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! - кипятились первые.

- Вы слышали, какой шум от него?

- Вы видели, как он развязан в движениях?

- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

- Он парень что надо! - больше первых горячились другие. - А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!

Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому - побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки - Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу - развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились - от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

СЛАЙД 3

Спиричуэлс - песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

СЛАЙД 4

Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

СЛАЙД 5

Регтайм - танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

И ещё. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. "Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак "схватить" не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности".

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться - его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз - ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям - старик. А по музыкальным, его возраст - сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Работа по учебнику (стр. 118-119)

- Какова главная отличительная особенность джаза?

Чтение текста сопровождается слайдами.

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева.

СЛАЙД 12

ГЕРШВИН Джордж (1898- 1937) - американский композитор, пианист.

СЛАЙД 13

Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества - опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.

СЛАЙД 14

Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20-30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлса , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги- обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.

СЛАЙД 15

Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.

Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)

-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными

5. Первичное закрепление

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.

ИГРА "Выбери инструменты"

На карточках перечислены музыкальные инструменты, вам нужно подчеркнуть инструменты, характерные лишь для джаза.

Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные - барабаны, тарелки.

У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов).

- Когда и где появился джаз?

- Назовите имена джазовых музыкантов.

6. Вокально-хоровая работа

У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача - определить стиль, в котором она написана.

Разучивание песни "Мистер Жук"

Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди

1) Распевка

2) Слушание

Анализ:

У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

Д.: Джазовом.

У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.

- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

7. Рефлексия

-На доске вы видите нотный стан. А на партах у каждого из вас по две нотки: чёрная и цветная. Оцените свою работу на этом уроке, какое у вас было настроение во время урока. Прикрепите на нотный стан нотку такого цвета, который соответствует вашему настроению.

8. Домашнее задание

У: Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то - холодный, весёлый, задумчивый, ласковый.

А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Мистер Жук

Муз Г.Гладкова

Сл. Дж.Чиарди

Был когда-то я знаком с рыжим мистером Жуком.

Познакомились мы так: мистер Жук - большой чудак!

Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.

Мистер Жук - большой чудак.

Я спросил его: "Куда Вы? Вот так милые забавы!

Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?"

Жук сказал, идя ко дну: "Отвяжитесь, я тону!

Отвяжитесь, я тону!"

Тут при помощи сука мне пришлось достать Жука.

Выполз он, ворча сердито: "Кто просил Вас лезть в корыто?

Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,

Обожаю водный спорт!

Я сказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
С детских лет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.

7

© 2010-2022