- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока музыки 3 класс
Конспект урока музыки 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пугачёва Н.Н. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митьковская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок по музыке в 3 классе
«Чудо музыка.
Острый ритм - джаза звуки»
Подготовила: Пугачёва Н.Н.
2015
Цель: познакомить со стилем "джаз"; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки.
Задачи: 1) выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова "Мистер Жук";
3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знания:
-
основные особенности джазовой музыки - мелодические, ритмические, тембровые, вокальные и т.д.;
-
краткую историю возникновения джазовой музыки;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей джаза.
Умения:
-
воспринимать джазовую музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
-
определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;
-
выражать личностную интерпретацию музыкальных произведений;
-
отличать джаз от других музыкальных направлений современной музыкальной культуры.
Личностные:
-
Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры;
-
Мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения - принятие и освоение социальной роли обучающегося.
-
Эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные:
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
-
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Музыкальные материалы: Г.Гладков "Мистер Жук"; «Хелло, Долли» Луи Армстронг; колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвина.
Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Основной метод: объяснительно- иллюстративный
Наглядность: Презентация POWER POINT; картинки с музыкальными инструментами;
сигнальные карточки; нотный текст песни.
ТСО: муз центр; записи с фонограммами; экран, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
-Музыкальное приветствие
-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей нашей школы.
2. Повторение пройденного
-На прошлых уроках вы познакомились с разными музыкальными жанрами. Давайте их вспомним.
3. Мотивация, постановка цели урока
СЛАЙД 1 Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной - таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
«Хелло, Долли» Луи Армстронг
У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
Д.: Джаз.
У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
У: Тема нашего урока « Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки»
Как вы думаете, о чём мы должны узнать в течение этого урока?
СЛАЙД 2
4.Актуализация знаний
У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
- Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? - возмущались одни.
- Кто он!!! - восхищались другие.
- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! - кипятились первые.
- Вы слышали, какой шум от него?
- Вы видели, как он развязан в движениях?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
- Он парень что надо! - больше первых горячились другие. - А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.
- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому - побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки - Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу - развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились - от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
СЛАЙД 3
Спиричуэлс - песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
СЛАЙД 4
Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
СЛАЙД 5
Регтайм - танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
И ещё. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. "Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак "схватить" не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности".
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться - его стали видеть в филармонии и оперном театре.
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.
Джаз - ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям - старик. А по музыкальным, его возраст - сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Работа по учебнику (стр. 118-119)
- Какова главная отличительная особенность джаза?
Чтение текста сопровождается слайдами.
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева.
СЛАЙД 12
ГЕРШВИН Джордж (1898- 1937) - американский композитор, пианист.
СЛАЙД 13
Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества - опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.
СЛАЙД 14
Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20-30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлса , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги- обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.
СЛАЙД 15
Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.
Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)
-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными
5. Первичное закрепление
А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.
ИГРА "Выбери инструменты"
На карточках перечислены музыкальные инструменты, вам нужно подчеркнуть инструменты, характерные лишь для джаза.
Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные - барабаны, тарелки.
У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?
(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов).
- Когда и где появился джаз?
- Назовите имена джазовых музыкантов.
6. Вокально-хоровая работа
У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача - определить стиль, в котором она написана.
Разучивание песни "Мистер Жук"
Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди
1) Распевка
2) Слушание
Анализ:
У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?
Д.: Джазовом.
У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.
- разучивание по фразам;
- первый куплет со словами;
7. Рефлексия
-На доске вы видите нотный стан. А на партах у каждого из вас по две нотки: чёрная и цветная. Оцените свою работу на этом уроке, какое у вас было настроение во время урока. Прикрепите на нотный стан нотку такого цвета, который соответствует вашему настроению.
8. Домашнее задание
У: Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то - холодный, весёлый, задумчивый, ласковый.
А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мистер Жук
Муз Г.Гладкова
Сл. Дж.Чиарди
Был когда-то я знаком с рыжим мистером Жуком.
Познакомились мы так: мистер Жук - большой чудак!
Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.
Мистер Жук - большой чудак.
Я спросил его: "Куда Вы? Вот так милые забавы!
Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?"
Жук сказал, идя ко дну: "Отвяжитесь, я тону!
Отвяжитесь, я тону!"
Тут при помощи сука мне пришлось достать Жука.
Выполз он, ворча сердито: "Кто просил Вас лезть в корыто?
Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,
Обожаю водный спорт!
Я сказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
С детских лет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.
7