Урок русского языка в 3 классе по теме Сложные слова. Соединительные гласные О и Е

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе по теме Сложные слова. Соединительные гласные О и Е.Урок русского языка в 3 классе по теме Сложные слова. Соединительные гласные О и Е.Урок русского языка в 3 классе по теме Сложные слова. Соединительные гласные О и Е.Урок русского языка в 3 классе по теме Сложные слова. Соединительные гласные О и Е.Урок русского языка в 3 классе по теме Сложные слова. Соединительные гласные О и Е. Урок русского языка в 3 - а классе.

Учитель Толоконникова Д.Ю.
Дата урока: 02.12.2010.
Тема: Сложные слова. Соединительные гласные О и Е. Цель: научить правильно писать сложные слова. Задачи:

  • формирование знаний о сложных словах и соединительных гласных.
  • через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные о, е в сложных словах, то есть решать учебную задачу;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами, опорами-схемами;
  • развивать память, внимание, речь учащихся;
  • создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету;
  • воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Ход урока:
  1. Чистописание: Дд, до
  • Домик
  • Домработница
  • Домище
  • Дом
- Что можно сказать о словах? (Однокоренные существительные, мужского и женского рода единственное число, одушевленное и неодушевленное, нарицательное.) - Какое слово лишнее? - Почему? (Так как слово сложное, состоит из двух основ.) - Выделите основы. - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
2. Сообщение темы и цели урока. - Тема нашего урока будет «Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е». Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня. Вывод-проблема: -Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова. - Какова цель нашего урока? (Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.) - Как решать эту проблему? (Провести наблюдение-исследование)
3. Постановка проблемы. На доске слова. - Какое задание можно предложить?

ДОМ

хозяйка сед владелец - Запишите полученные слова. - Найдите и выделите корни в словах, обозначьте основы. - При помощи чего мы соединили основы? - Устно составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы. (Домочадцы, домоуправление, доморощенный, управдом… (Что означает это слово? Доморощенный, т.е. вырощенный дома, самодельный. Давайте его значение посмотрим в словаре С.И. Ожегова есть значение этого слова. 1. Простой, грубый, не обладающий свойствами чего - нибудь подлинного, настоящего; примитивный. Доморощенный мастер. Доморощенная музыка. 2. Первонач. Вырощенный дома (о животных). Доморощенные лошади),
4. "Открытие". А). Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.

Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот, Любит робот чистоту И гудит, как лайнер "ТУ". Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Стоит толстячок, Подбочивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит. (Самовар)
Он отлично варит кашу, У него особый дар. Кто нас кормит кашей с маслом? Ну, конечно... (кашевар)
Снова солнце печет сильно, Снова солнечный денек. Назовите сложным словом: "Печет солнце" - ... (солнцепек)

Б). Наблюдение за словами. - Расскажите, как вы исследовали слова. - Какой вывод можно сделать? - Что соединяет основы? - Чтобы получились сложные слова, нужны

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ

О Е
ПОМНИТЕ, что в русском языке других соединительных гласных, кроме О и Е не бывает. - Когда пишется о? е?

Физкультминутка
5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными - Работа в парах. Этапы распределяем по порядку. ________ О_______=___________________ ________Е________=___________________
Стр. 94, № 176.

  1. Вписать основы в соответствующие схемы.
  2. Записать сложные слова.
  3. Подчеркнуть соединительные гласные.
А). Овощи, скот, птицы - водить. Б). Вода, снег - падать. В). Красный - щеки. Г). Белый - зубы. Д). Левый - берег.
6. Комментированное письмо. № 177. Задание: составить и записать сложные слова, объясняя, при помощи какой соединительной гласной соединяем основы слов.

Сено, валить. Книга, любить. Сам, варить. Пар, ходить. Пол, тереть. Лес, рубить. Лес, степь.
7. Словарь: выпишете из словаря все сложные слова и объясните их написание. Килограмм («кило» - тысяча + «грамм» вес), тепловоз, телефон («теле» - далеко + «фон» - звук, голос) , термометр («термо» - тепло + «метр» - измеряю), микрофон («микро» - маленький + «фон» - - звук, голос). - Составьте предложение с любым из данных слов. Разберите предложение по частям речи и дайте характеристику. Соб. сущ. гл. пр. сущ. Иван Сергеевич работает на тепловозе. Повеств., невоскл., распр. ======= ._._._._._ 8. Итог урока. - Достигли ли мы цели урока? - Какие новые знания вы получили на уроке? - Как пишутся сложные слова, при помощи чего соединяются основы сложных слов?
9. Домашнее задание. Стр. 94, № 178, № 179-устно.

© 2010-2022