- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике для 1 класса
Рабочая программа по математике для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Залеляева Т.В. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №10» г. Перми Согласовано: Утверждаю: _____________
Научно-методическим советом директор МАОУ «Лицей№10» г.Перми МАОУ «Лицей №10» г.Перми А.В. Ивенских Протокол № _____ От «___» _________________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО математике
(модифицированная)
для учащихся 1-х классов
сроки реализации: учебный год
Составители:
учителя начальных классов
Залеляева Т. В.
Пинчук И. А.
Шатохина Н. В.
Пермь 2015
Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 1 класса представляет собой модифицированную программу. Разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №10» г.Перми, авторской программы Л.Г. Петерсон по математике. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, миссии МАОУ «Лицей №10» г. Перми, стандартам программы начального образования Международного Бакалавриата (IB PYP), миссии и профилю учащегося Международного Бакалавриата. Основными целями курса математики для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются: . формирование у обучающихся основ умения учиться; . развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; . создание возможностей для математической подготовки каждого обучающегося на высоком уровне. Соответственно задачами данного курса являются: . формирование у обучающихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; . приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения; . формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления; . духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству; . формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности; . реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения обучающихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей; . овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни. . создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Данная программа является основой развития обучающихся в контексте IB PYP:
- задействует отношения (установки), являющиеся одними из ключевых элементов программы начального образования Международного Бакалавриата (IB PYP), такие как: оценка по достоинству, приверженность, уверенность, сотрудничество, творчество, любознательность, сопереживание, энтузиазм, независимость, целостность, уважение, терпимость.
- способствует формированию международного сознания;
- способствует формированию личности, демонстрирующей все качества Профиля обучающегося (заботливый, рефлексирующий, рискующий, открытый миру, знающий, думающий, общительный, исследующий, гармоничный, принципиальный), а также личностные характеристики, соответствующие Портрету выпускника начальной школы (любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни).
- позволяет проводить обучение в контексте блоков исследования, каждый из которых имеет свою центральную идею, соотносящуюся с одной из шести межпредметных тем.
- при включении концепций осуществляется принцип целевого и структурированного исследования, как мощного двигателя обучения, что является центральным для философии IB PYP.
- учитывает 5 ключевых элементов программы IB PYP (знание, концепции, межпредметные навыки, отношения, действия). Они нашли свое отражение в данной программе и планерах по темам исследования (Приложение №2). Эти элементы позволяют реализовать системно-деятельностный подход в обучении.
Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1.Личностно-ориентированные принципы: - принцип развития - означает, что личность рассматривается как проективная система, т. е. устремленная в будущее, раскрываемая соотношением ее потенциальных и актуальных возможностей как ресурсов оптимизации жизни, деятельности и самой личности; нацеленная на выявление возможностей и применение их в будущем; - принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (зона ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); - принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности; - принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
2. Культурно-ориентированные принципы: - принцип целостности - предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); - принцип систематичности - означает, что преподавание ведется в определенном порядке, построено в строгой логической последовательности, материал четко планируется, делится на законченные разделы, модули; - принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся.
3. Деятельностно-ориентированные принципы: - принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений, - принцип смыслового отношения к миру - предполагает, что обучающийся осознает, что окружающий его мир - это мир, частью которого он является, и который так или иначе переживает и осмысливает для себя; - принцип адаптивности - предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития обучающихся, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности обучающегося, - принцип вариативности - предполагает формирование у обучающихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию. На уроках математики ведущей является технология деятельностного метода обучения. Обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе собственной учебной деятельности. При этом обеспечивается возможность выполнения ими всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС. На основе приобретённого опыта учащиеся строят общий способ выполнения УУД. После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий. По мере освоения УУД проводится контроль данного УУД и умения учиться в целом. Для того, чтобы каждый обучающийся смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться, учитывается и один из важных психологических принципов - индивидуальный подход. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Обучение по данной программе является вариативным к психофизиологическим особенностям каждого обучающегося, выявляемым на основании диагностики психологической службы Лицея, данных медицинского и педагогического (как внутрилицейского, так и внешнего) обследования обучающихся. Обучение ведётся на высоком уровне трудности (уровне «максимума»), т.е. в « зоне ближайшего развития» наиболее подготовленных обучающихся, но при обязательном учёте индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося, формировании у каждого веры в себя, в свои силы. Соответственно, работа организуется как с обучающимися, испытывающими разного рода затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету. Целью дифференциации является обеспечение наиболее рационального способа выполнения задания в данной теме, учитывая психофизиологические особенности обучающихся. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий. Дифференциация осуществляется по следующим принципам: - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - по полу (мужские, женские, смешанные); - по области интересов; - по уровню умственного развития (уровню достижений); - по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и пр.); - по уровню здоровья. Особенность предмета состоит в том, что имеется возможность для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. При изучении предмета «Математика» обучающиеся овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, причинно-следственных связей, построения рассуждений, которые используются на других уроках. Развитие личностных УУД является основой формирования академической честности. Академическая честность относится к нравственным качествам, с учётом которых обучающийся принимает решения, сталкиваясь с возможностью поступить нечестно, списать или представить чью-то чужую работу как свою собственную. Понятие Академической честности подразумевает, что обучающиеся выполняют учебные задания самостоятельно, осмысливая и перерабатывая, но не копируя чужие мысли и идеи. Соблюдение принципов академической честности осуществляется с помощью: - проверки на плагиат, - визуального контроля за обучающимися во время выполнения контрольных работ, - создания проверочных работ для контроля выполнения качества письменных домашних - заданий в печатной рабочей тетради, - изменения текущих и итоговых тестов при наличии ключей ответов в интернете, - создание нескольких вариантов заданий. Принцип академической честности является одним из приоритетов обучения обучающихся МАОУ «Лицей №10», что отражено в «Положении о рейтинговой системе оценивания знаний учащихся», утвержденном директором МАОУ «Лицей № 10» г. Перми. Программа общим объёмом 132 часа изучается в течение всего учебного года 4 часа в неделю. Количество часов на изучение каждой темы является ориентировочным и может варьироваться в связи с образовательными потребностями обучающихся и уровнем достижения ими планируемых результатов обучения.
Содержательная часть программы
-
Учебно-тематический план
Раздел (тема) программы
Количество часов
Межпредметная тема
Название блока (темы) исследования Числа и арифметические действия с ними 70 Кто мы
Как мы организуем себя
Где мы во времени и пространстве
Я и школьное сообщество 1 Учимся быть самостоятельными 2
Место, где мы живём 3
Текстовые задачи 20
Как мы выражаем себя
Я и моя семья 4
Геометрические фигуры и величины 14 Как устроен мир
Органы чувств 5 Величины и зависимости между ними 10
Разделяя планету
Живые обитатели природы 6 Алгебраические представления 14 Математический язык и элементы логики 2 Работа с информацией и анализ данных 2 Итого:
132 часа
2. Содержание программы
Тема
Краткое описание темы (по подтемам)
Применяемые образовательные технологии
Ведущая форма организации учебной деятельности обучающихся
(Ф - фронтальная,
И - индивидуальная,
П - парная,
Г - групповая)
Числа и арифметические действия с ними
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы. Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на… порядок. Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов. Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин. Число как результат счета предметов и как результат измерения величин. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков =, >, <. Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»). Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры. Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0. Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10. Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков). Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Технологии: деятельностного метода обучения;
исследовательской деятельности;
технологии группового обучения.
Ф,И,П, Г Текстовые задачи
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9. Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.). Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на…»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам. Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями). Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2−4 действия. Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Технологии: деятельностного метода обучения;
исследовательской деятельности;
технологии группового обучения. Ф, И, Г, П Геометрические фигуры и величины Основные пространственные отношения: выше - ниже, шире - уже, толще - тоньше, спереди - сзади, сверху - снизу, слева - справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально). Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны. Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Объединение и пересечение геометрических фигур.
Технологии: деятельностного метода обучения; исследовательской деятельности; технологии группового обучения обучения в сотрудничестве; Методы: постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации.
Ф,Г,И, П Величины и зависимости между ними
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин. Измерение массы. Единица массы: килограмм. Измерение вместимости. Единица вместимости: литр. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи. Числовой отрезок.
Технологии:
деятельностного метода обучения;
исследовательской деятельности;
технологии группового обучения обучения в сотрудничестве;
Методы:
постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации. Ф,П,Г,И Алгебраические представления Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1-2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = . Уравнения вида а + х = b, а - х = b, x - a = b, а · х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым. Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а. Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с − а = b.
Технологии:
деятельностного метода обучения;
исследовательской деятельности;
технологии группового обучения обучения в сотрудничестве;
Методы: постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации. Ф,И, Г,П
Математический язык и элементы логики
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний. Построение моделей текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Технологии:
деятельностного метода обучения;
исследовательской деятельности;
технологии группового обучения обучения в сотрудничестве;
Методы:
постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации.
Ф, Г, И, П
Работа с информацией и анализ данных
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам. Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице. Сбор и представление информации об единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах. Обобщение и систематизация знаний, изученных в 1 классе.
Технологии:
деятельностного метода обучения;
исследовательской деятельности;
технологии группового обучения обучения в сотрудничестве;
Методы:
постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации.
Ф, Г, И, П
-
Система оценивания
- словесная оценка - краткая характеристика результатов познавательной деятельности обучающегося;
- уровневая система - оценивание деятельности обучающегося в соответствии с тремя уровнями успешности (высокий, средний и низкий).
Требования к уровню подготовки обучающихся по математике: В течение учебного года контроль проводится посредством текущих самостоятельных работ (15-20 мин) и контрольных работ по итогам тем (20-30 мин). В конце учебного года проводится контрольная работа по тексту администрации с целью определения уровня усвоения знаний, умений и навыков на конец учебного года согласно требованиям программы по математике:
знать
уметь последовательность чисел от 1 до 100, может продолжить закономерность выполнять устное сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток и в пределах 100 без перехода через десяток, измерять отрезок, решать уравнения вида а +х = в, а - х = в, х - а = в, решает простые и составные задачи (2 действия) на сложение и вычитание.
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень Обучающийся допускает ошибки, менее 50% работы выполнено верно. Обучающийся допускает ошибки, но 75% объёма работы выполнено верно. Работа выполнена без ошибок.
Ошибки: - вычислительные ошибки в примерах; - отсутствие закономерности; - ошибка при выполнении измерений; - ошибка в выборе действия в ходе решения задачи; -ошибка в нахождении неизвестного компонента при решении уравнения. При определении уровня сформированности математических умений орфографические ошибки не учитываются.
-
Результаты освоения программы
Личностные результаты
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
- В простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
- Признавать свои плохие поступки;
- Объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками; оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;
- Положительно относиться к школе, проявлять внимание, интерес, желание больше узнать; освоить роль «хорошего ученика»;
- Проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
- Иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.
Метапредметные результаты
(включая освоенные УУД) Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты Должны знать:
- последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать числа, записывать и сравнивать их;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
- решать простые задачи: а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»; в) задачи на разностное сравнение;
- распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
- ориентироваться в окружающем пространстве (планировать маршрут, выбирать путь передвижения и др.),
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
- решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценивать величину предметов «на глаз»;
- самостоятельно конструкторски действовать (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Учебно-методическое оснащение программы Для реализации программы используются:
Учебники и учебные пособия: 1. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс : учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. - М. : Ювента, 2013.
Методические пособия для учителя: Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс : методические рекомендации / Л. Г. Петерсон. - М. : Ювента, 2013.
Информационно-коммуникативные средства: 1. Начальная школа. Математика. Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Математика. 1 класс : поурочные планы по программе «Школа 2100» / сост. Т. В. Бут, М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Математика. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе / сост. Е. А. Болотова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 4. Начальная школа. Наука без скуки. Математика. Русский язык. Чтение / И. В. Блинова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 5. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1 класс. - М. : Кирилл и Мефодий, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Наглядные пособия: 1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители). 2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы). 3. Раздаточный материал: разрезные картинки, лото, счетные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел. 4. Измерительные приборы: весы, часы и их модели, сантиметровые линейки. 5. Объекты для выполнения предметных действий.
Технические средства обучения: 1. Мультимедийный компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
Список литературы
Литература для учителя
Основная литература:
-
Канчурина, Р. Г. Мониторинг качества знаний. Математика. 1 класс [Текст] / Р. Г. Канчурина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.
- Математика. 1 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Л. Г. Петерсон. I полугодие / авт.-сост. М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
- Математика. 1 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Л. Г. Петерсон. II полугодие / авт.-сост. М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
-
Математика. 1 класс: самостоятельные, контрольные, проверочные работы [Текст] : зачетная тетрадь / авт.-сост. М. М. Воронина, О. В. Субботина, А. А. Гугучкина. - Волгоград : Учитель, 2011.
-
Математика. 1-4 классы [Текст] : задачи в стихах / авт.-сост. Л. В. Корякина. - Волгоград : Учитель, 2011.
- Узорова, О. В. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ : Премьера : Астрель, 2009.
- Терентьева, И. Г. Математика [Текст] / И. Г. Терентьева. - М. : АСТ, Слово, 2010. - (Современная энциклопедия начальной школы).
- Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение [Текст] / Е. М. Дорогова, Л. Ф. Знаменская, В. Д. Майоров. - М. : Стрекоза, 2010.
- Петерсон, Л. Г. Устные упражнения на уроках математики : 1 класс [Текст] : метод. рекомендации / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова. - М. : Ювента, 2010.
- Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай [Текст] : материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения / сост. Н. И. Удодова. - Волгоград : Учитель, 2011.
Приложение 2.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Примерная дата
Примечание
«Что изучает математика»
Свойства предметов.
М-1, часть 1
Стр. 1
1
Межпредметная тема: Кто мы Тема исследования: Я и школьное сообщество 1
Свойства предметов.
Стр. 2-3
1
Свойства предметов.
Стр.4-5
1
Свойства предметов.
Стр.6-7
1
Группы предметов.
Стр. 8-9
1
Группы предметов.
Стр. 10-11,
(С - 1)
1
Сравнение групп предметов. Знаки "=" и "="
Стр.12-13
1
Сравнение групп предметов.
Стр. 14-15
(С - 2)
1
Сложение групп предметов.
Знак «+»
Стр.16
1
Сложение групп предметов.
Знак «+»
Стр.17
(С-3)
1
Вычитание групп предметов.
Знак «-»
Стр. 18
1
Вычитание групп предметов.
Знак «-».
Стр. 19
(С-4)
1
Связь между сложением и вычитанием Выше, ниже.
Стр. 20-21
1
Порядок.
Стр. 22-23
1
Порядок. Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже.
Стр. 24-25
(С-5)
1
К/р №1
1
Работа над ошибками. Один-много.
Стр.26-27
1
Число и цифра 1. Справа, слева, посередине.
Стр. 28
1
Число и цифра 2. Сложение и вычитание.
Стр.29
1
Число и цифра 3. Состав числа 3. Сложение и вычитание в пределах3.
Стр. 30
1
Сложение и вычитание в пределах 3.
Стр. 31
1
Межпредметная тема: Как мы организуем себя Тема исследования: Учимся быть самостоятельными 2
Сложение и вычитание в пределах 3.
Стр.32
(С-6)
1
Число и цифра 4. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.
Стр.33
1
Числа1-4.
Сложение и вычитание в пределах 4.
Стр.34-35
1
Числовой отрезок. Шар. Конус. Цилиндр.
Стр.36-37
1
Числовой отрезок. Сложение и вычитание в пределах 4.
Стр.38-39
(С-7)
1
Число и цифра 5. Состав числа 5.
Стр. 40-41
1
Сложение и вычитание в пределах 5.
Стр. 42-43
1
Столько же. Равенство и неравенство чисел.
Стр. 44-45
1
Столько же. Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «не равно»
Стр.46-47
1
Числа1-5. Сложение и вычитание в пределах 5.
Стр.48-49
1
Больше. Меньше. Сравнение по количеству с помощью знаков «>», «<»
Стр. 50
1
Больше. Меньше. Сравнение по количеству с помощью знаков «>», «<»
Стр. 51
(С-8)
1
Число и цифра 6. Состав числа 6.
Стр.52-53
1
Числа 1-6.
Сложение и вычитание в пределах 6.
Стр.54-55
1
Точки и линии. Стр. 56-57
1
Компоненты сложения.
Стр.58-59
1
Межпредметная тема: Где мы во времени и пространстве Тема исследования: Место, где мы живём 3
Области и границы.
Стр.60-61
1
Компоненты вычитания.
Стр.62-63
1
Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6.
Стр. 64
(С-9)
1
К/р №2
1
Работа над ошибками. Отрезок и его части.
М-1, часть 2
Стр.1
1
Число и цифра 7. Состав числа 7.
Стр. 2-3
1
Ломаная линия. Многоугольник.
Стр. 4-5
(С-10)
1
Выражения.
Стр.6-7
1
Выражения. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 7.
Стр.8-9
1
Выражения. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7.
Стр.10-11
(С-11)
1
Число и цифра 8. Состав числа 8.
Стр.12-13
1
Числа 1-8. Сложение и вычитание в пределах 8.
Стр. 14-15
1
Числа 1-8. Сложение и вычитание в пределах 8.
Стр. 16-17
(С-12)
1
Число и цифра 9. Состав числа 9.
Стр.18-19
1
Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9.
Стр. 20-21
1
Компоненты сложения.
Стр. 22-23
1
Компоненты вычитания.
Стр. 24-25
1
Зависимость между компонентами сложения и вычитания.
Стр. 18-25
(С-13)
1
К/р №3
1
Работа над ошибками. Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями.
Стр.26-27
1
Части фигур. Сложение и вычитание в пределах 9.
Стр.28-29
(С-14)
1
Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулём.
Стр.30-31
1
Число и цифра 0. Сравнение с нулём.
Стр. 32-33
1
Кубик Рубика.Сложение и вычитание в пределах 9.
Стр. 34-35
1
Межпредметная тема: Как мы выражаем себя Тема исследования: Я и моя семья 4
Равные фигуры.
Стр. 36-37
1
Равные фигуры.
Стр. 38-39
(С-15)
1
Волшебные цифры. Римские цифры.
Стр. 40-41
1
Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация.
Стр. 42-43
1
Задача
Стр.44-45
1
Задача. Решение задач на нахождение целого и части целого.
Стр. 46-47
1
Задача. Взаимно обратные задачи.
Стр. 48-49
1
Задача. Решение задач на нахождение целого и части целого.
Стр. 50-51
(С-16)
1
Сравнение чисел.
Стр.52-53
1
Задачи на сравнение.
Стр.54-55
1
Задачи на сравнение. Задачи на нахождение большего числа.
Стр.56-57
1
Задачи на сравнение. Задачи на нахождении меньшего числа.
Стр.58-59
1
Задачи на сравнение.
Решение задач на разностное сравнение.
Стр.60-61
1
Задачи на сравнение.
Решение задач на разностное сравнение.
Стр. 62-63
(С-17)
1
К/р № 4
1
Работа над ошибками. Величины. Длина.
М-1, 3 часть
Стр.1
1
Величины. Длина.
Стр.2-3
1
Длина. Измерение длин сторон
Много-угольников. Периметр.
Стр.4-5
(С-18)
1
Масса.
Стр.6-7
1
Масса. Единицы измерения массы.
Стр.8-9
1
Объём
Стр.10-11
1
Свойства величин.
Стр.12-13,
1
Свойства величин.
Стр. 14-15
1
Свойства величин
Стр.16-17
(С-19)
1
Межпредметная тема: Как устроен мир Тема исследования:
Органы чувств 5
Решение составных задач на нахождение целого.
Стр.18-19
1
Уравнения. Решение уравнений вида
x + a = b
Стр.20-21
1
Уравнения. Решение уравнений вида
x + a = b
Стр.22-23
(С-20)
1
Решение уравнений вида
a - x = b
Стр.24-25
1
Решение уравнений вида
a - x = b
Стр. 26-27,
(С-21)
1
Решение уравнений вида
x - a = b
Стр.28-29
1
Решение уравнений вида
x - a = b
a -x = b
a+x = b
Стр. 30-31
1
Решение уравнений вида
x - a = b
a -x = b
a+x = b
Стр. 32-33
(С-22)
1
К/р № 5
1
Работа над ошибками. Единицы счёта
Стр.34-35
1
Укрупнение единиц счета
Стр.36-37
1
Число и цифра 10.
Состав числа 10.
Стр.38-39, 40-41
1
Число 10. Состав числа 10.
Сложение и вычитание в пределах 10
Стр.42-43
1
Число 10. Состав числа 10.
Сложение и вычитание в пределах 10
Стр.42-43
(С-23)
1
Решение задач. Составные задачи на нахождение части целого (целое не известно)
Стр.44-45
(С-24)
1
Счёт десятками.
Стр.46-47
1
Круглые числа
Стр.48-49
1
Круглые числа
Стр.50-51.
1
Дециметр
Стр.52-53
1
Счёт десятками и единицами. Круглые числа. Дециметр.
Стр.54-55
(С-25)
1
К/р №6
1
Работа над ошибками. Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые.
Стр.56-57
1
Межпредметная тема: Разделяя планету Тема исследования:
Живые обитатели природы 6
Название и запись чисел до 20. Сложение и вычитание в пределах 20.
Стр.58-59
(С-26)
1
Название чисел до 20.
Стр.60-61
1
Нумерация двузначных чисел.
Стр.62-63
(С-27)
1
Натуральный ряд.
Стр.64-65
1
Сравнение двузначных чисел
Стр.66-67
1
Сложение и вычитание двузначных чисел
Стр.68-69, 70-71
1
Сложение и вычитание двузначных чисел
Стр. 70-71
1
Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел
(С-28)
Стр.72-73
1
Квадратная таблица сложения
Стр.74-75
1
Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.
Стр.76-77
1
Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.
Стр.76-77, 78-79
1
Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток
Стр.80-81
(С-29)
1
Вычитание однозначных чисел из двузначных чисел с переходом через десяток
(С-30)
Стр.82-83, 84-85
1
Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток
Стр.86-87, 88-89
1
Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток
Стр. 88-89
1
К/р №7
1
Работа над ошибками.
Повторение
Подготовка к переводной и итоговой контрольным работам
Стр.90-96
1
Повторение
Подготовка к переводной и итоговой контрольным работам
Стр.90-96
1
Переводная контрольная работа
1
Анализ итоговой переводной контрольной работы.
1
Работа с рефлексивным портфолио
1
Работа с рефлексивным портфолио
1
Работа с рефлексивным портфолио
1
Работа с рефлексивным портфолио
1
Итого:
132