Рабочая программа по математике для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №10» г. Перми Согласовано: Утверждаю: _____________

Научно-методическим советом директор МАОУ «Лицей№10» г.Перми МАОУ «Лицей №10» г.Перми А.В. Ивенских Протокол № _____ От «___» _________________ 20___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО математике

(модифицированная)

для учащихся 1-х классов

сроки реализации: учебный год




Составители:

учителя начальных классов

Залеляева Т. В.

Пинчук И. А.

Шатохина Н. В.




Пермь 2015

Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 1 класса представляет собой модифицированную программу. Разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №10» г.Перми, авторской программы Л.Г. Петерсон по математике. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, миссии МАОУ «Лицей №10» г. Перми, стандартам программы начального образования Международного Бакалавриата (IB PYP), миссии и профилю учащегося Международного Бакалавриата. Основными целями курса математики для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются: . формирование у обучающихся основ умения учиться; . развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; . создание возможностей для математической подготовки каждого обучающегося на высоком уровне. Соответственно задачами данного курса являются: . формирование у обучающихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; . приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения; . формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления; . духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству; . формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности; . реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения обучающихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей; . овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни. . создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Данная программа является основой развития обучающихся в контексте IB PYP:

  • задействует отношения (установки), являющиеся одними из ключевых элементов программы начального образования Международного Бакалавриата (IB PYP), такие как: оценка по достоинству, приверженность, уверенность, сотрудничество, творчество, любознательность, сопереживание, энтузиазм, независимость, целостность, уважение, терпимость.
  • способствует формированию международного сознания;
  • способствует формированию личности, демонстрирующей все качества Профиля обучающегося (заботливый, рефлексирующий, рискующий, открытый миру, знающий, думающий, общительный, исследующий, гармоничный, принципиальный), а также личностные характеристики, соответствующие Портрету выпускника начальной школы (любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни).
  • позволяет проводить обучение в контексте блоков исследования, каждый из которых имеет свою центральную идею, соотносящуюся с одной из шести межпредметных тем.
  • при включении концепций осуществляется принцип целевого и структурированного исследования, как мощного двигателя обучения, что является центральным для философии IB PYP.
  • учитывает 5 ключевых элементов программы IB PYP (знание, концепции, межпредметные навыки, отношения, действия). Они нашли свое отражение в данной программе и планерах по темам исследования (Приложение №2). Эти элементы позволяют реализовать системно-деятельностный подход в обучении.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1.Личностно-ориентированные принципы: - принцип развития - означает, что личность рассматривается как проективная система, т. е. устремленная в будущее, раскрываемая соотношением ее потенциальных и актуальных возможностей как ресурсов оптимизации жизни, деятельности и самой личности; нацеленная на выявление возможностей и применение их в будущем; - принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (зона ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); - принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности; - принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
2. Культурно-ориентированные принципы: - принцип целостности - предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); - принцип систематичности - означает, что преподавание ведется в определенном порядке, построено в строгой логической последовательности, материал четко планируется, делится на законченные разделы, модули; - принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся.
3. Деятельностно-ориентированные принципы: - принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений, - принцип смыслового отношения к миру - предполагает, что обучающийся осознает, что окружающий его мир - это мир, частью которого он является, и который так или иначе переживает и осмысливает для себя; - принцип адаптивности - предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития обучающихся, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности обучающегося, - принцип вариативности - предполагает формирование у обучающихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию. На уроках математики ведущей является технология деятельностного метода обучения. Обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе собственной учебной деятельности. При этом обеспечивается возможность выполнения ими всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС. На основе приобретённого опыта учащиеся строят общий способ выполнения УУД. После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий. По мере освоения УУД проводится контроль данного УУД и умения учиться в целом. Для того, чтобы каждый обучающийся смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться, учитывается и один из важных психологических принципов - индивидуальный подход. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Обучение по данной программе является вариативным к психофизиологическим особенностям каждого обучающегося, выявляемым на основании диагностики психологической службы Лицея, данных медицинского и педагогического (как внутрилицейского, так и внешнего) обследования обучающихся. Обучение ведётся на высоком уровне трудности (уровне «максимума»), т.е. в « зоне ближайшего развития» наиболее подготовленных обучающихся, но при обязательном учёте индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося, формировании у каждого веры в себя, в свои силы. Соответственно, работа организуется как с обучающимися, испытывающими разного рода затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету. Целью дифференциации является обеспечение наиболее рационального способа выполнения задания в данной теме, учитывая психофизиологические особенности обучающихся. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий. Дифференциация осуществляется по следующим принципам: - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - по полу (мужские, женские, смешанные); - по области интересов; - по уровню умственного развития (уровню достижений); - по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и пр.); - по уровню здоровья. Особенность предмета состоит в том, что имеется возможность для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. При изучении предмета «Математика» обучающиеся овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, причинно-следственных связей, построения рассуждений, которые используются на других уроках. Развитие личностных УУД является основой формирования академической честности. Академическая честность относится к нравственным качествам, с учётом которых обучающийся принимает решения, сталкиваясь с возможностью поступить нечестно, списать или представить чью-то чужую работу как свою собственную. Понятие Академической честности подразумевает, что обучающиеся выполняют учебные задания самостоятельно, осмысливая и перерабатывая, но не копируя чужие мысли и идеи. Соблюдение принципов академической честности осуществляется с помощью: - проверки на плагиат, - визуального контроля за обучающимися во время выполнения контрольных работ, - создания проверочных работ для контроля выполнения качества письменных домашних - заданий в печатной рабочей тетради, - изменения текущих и итоговых тестов при наличии ключей ответов в интернете, - создание нескольких вариантов заданий. Принцип академической честности является одним из приоритетов обучения обучающихся МАОУ «Лицей №10», что отражено в «Положении о рейтинговой системе оценивания знаний учащихся», утвержденном директором МАОУ «Лицей № 10» г. Перми. Программа общим объёмом 132 часа изучается в течение всего учебного года 4 часа в неделю. Количество часов на изучение каждой темы является ориентировочным и может варьироваться в связи с образовательными потребностями обучающихся и уровнем достижения ими планируемых результатов обучения.

Содержательная часть программы

  1. Учебно-тематический план

Раздел (тема) программы

Количество часов

Межпредметная тема

Название блока (темы) исследования Числа и арифметические действия с ними 70 Кто мы
Как мы организуем себя
Где мы во времени и пространстве

Я и школьное сообщество 1 Учимся быть самостоятельными 2
Место, где мы живём 3

Текстовые задачи 20
Как мы выражаем себя

Я и моя семья 4
Геометрические фигуры и величины 14 Как устроен мир
Органы чувств 5 Величины и зависимости между ними 10

Разделяя планету

Живые обитатели природы 6 Алгебраические представления 14 Математический язык и элементы логики 2 Работа с информацией и анализ данных 2 Итого:
132 часа




2. Содержание программы

Тема

Краткое описание темы (по подтемам)

Применяемые образовательные технологии

Ведущая форма организации учебной деятельности обучающихся

(Ф - фронтальная,

И - индивидуальная,

П - парная,

Г - групповая)

Числа и арифметические действия с ними
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы. Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на… порядок. Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов. Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин. Число как результат счета предметов и как результат измерения величин. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков =, >, <. Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»). Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры. Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0. Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10. Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков). Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Технологии: деятельностного метода обучения;
исследовательской деятельности;
технологии группового обучения.
Ф,И,П, Г Текстовые задачи


Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9. Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.). Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на…»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам. Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями). Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2−4 действия. Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Технологии: деятельностного метода обучения;
исследовательской деятельности;
технологии группового обучения. Ф, И, Г, П Геометрические фигуры и величины Основные пространственные отношения: выше - ниже, шире - уже, толще - тоньше, спереди - сзади, сверху - снизу, слева - справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально). Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны. Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Объединение и пересечение геометрических фигур.
Технологии: деятельностного метода обучения; исследовательской деятельности; технологии группового обучения обучения в сотрудничестве; Методы: постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации.
Ф,Г,И, П Величины и зависимости между ними
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин. Измерение массы. Единица массы: килограмм. Измерение вместимости. Единица вместимости: литр. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи. Числовой отрезок.

Технологии:

деятельностного метода обучения;

исследовательской деятельности;

технологии группового обучения обучения в сотрудничестве;

Методы:

постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации. Ф,П,Г,И Алгебраические представления Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1-2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = . Уравнения вида а + х = b, а - х = b, x - a = b, а · х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым. Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а. Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с − а = b.

Технологии:

деятельностного метода обучения;

исследовательской деятельности;

технологии группового обучения обучения в сотрудничестве;

Методы: постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации. Ф,И, Г,П

Математический язык и элементы логики
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний. Построение моделей текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Технологии:

деятельностного метода обучения;

исследовательской деятельности;

технологии группового обучения обучения в сотрудничестве;

Методы:

постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации.
Ф, Г, И, П

Работа с информацией и анализ данных


Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам. Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице. Сбор и представление информации об единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах. Обобщение и систематизация знаний, изученных в 1 классе.

Технологии:

деятельностного метода обучения;

исследовательской деятельности;

технологии группового обучения обучения в сотрудничестве;

Методы:

постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации.
Ф, Г, И, П


  1. Система оценивания

Оценивание является одним из основных элементов процесса образования, важным для всех участников образовательного процесса и призванным обеспечивать обратную связь. В данном аспекте имеет значение не только сам процесс оценивания и организация сбора и анализа данных, а также способы доведения этой информации до сведения всех участников образовательного процесса. Согласно Политике оценивания, принятой в Лицее, в 1-х классах действует система безотметочного оценивания. Используются два вида оценивания:
  • словесная оценка - краткая характеристика результатов познавательной деятельности обучающегося;
  • уровневая система - оценивание деятельности обучающегося в соответствии с тремя уровнями успешности (высокий, средний и низкий).

Требования к уровню подготовки обучающихся по математике: В течение учебного года контроль проводится посредством текущих самостоятельных работ (15-20 мин) и контрольных работ по итогам тем (20-30 мин). В конце учебного года проводится контрольная работа по тексту администрации с целью определения уровня усвоения знаний, умений и навыков на конец учебного года согласно требованиям программы по математике:

знать

уметь последовательность чисел от 1 до 100, может продолжить закономерность выполнять устное сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток и в пределах 100 без перехода через десяток, измерять отрезок, решать уравнения вида а +х = в, а - х = в, х - а = в, решает простые и составные задачи (2 действия) на сложение и вычитание.


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень Обучающийся допускает ошибки, менее 50% работы выполнено верно. Обучающийся допускает ошибки, но 75% объёма работы выполнено верно. Работа выполнена без ошибок.
Ошибки: - вычислительные ошибки в примерах; - отсутствие закономерности; - ошибка при выполнении измерений; - ошибка в выборе действия в ходе решения задачи; -ошибка в нахождении неизвестного компонента при решении уравнения. При определении уровня сформированности математических умений орфографические ошибки не учитываются.


  1. Результаты освоения программы

Личностные результаты

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
  • В простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
  • Признавать свои плохие поступки;
  • Объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками; оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;
  • Положительно относиться к школе, проявлять внимание, интерес, желание больше узнать; освоить роль «хорошего ученика»;
  • Проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
  • Иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.


Метапредметные результаты

(включая освоенные УУД) Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.



Познавательные УУД:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты Должны знать:

  • последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать числа, записывать и сравнивать их;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
Должны уметь:
  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
  • находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
  • решать простые задачи: а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»; в) задачи на разностное сравнение;
  • распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
  • ориентироваться в окружающем пространстве (планировать маршрут, выбирать путь передвижения и др.),
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
  • решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • оценивать величину предметов «на глаз»;
  • самостоятельно конструкторски действовать (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).



Учебно-методическое оснащение программы Для реализации программы используются:
Учебники и учебные пособия: 1. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс : учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. - М. : Ювента, 2013.
Методические пособия для учителя: Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс : методические рекомендации / Л. Г. Петерсон. - М. : Ювента, 2013.
Информационно-коммуникативные средства: 1. Начальная школа. Математика. Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Математика. 1 класс : поурочные планы по программе «Школа 2100» / сост. Т. В. Бут, М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Математика. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе / сост. Е. А. Болотова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 4. Начальная школа. Наука без скуки. Математика. Русский язык. Чтение / И. В. Блинова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 5. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1 класс. - М. : Кирилл и Мефодий, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Наглядные пособия: 1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители). 2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы). 3. Раздаточный материал: разрезные картинки, лото, счетные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел. 4. Измерительные приборы: весы, часы и их модели, сантиметровые линейки. 5. Объекты для выполнения предметных действий.
Технические средства обучения: 1. Мультимедийный компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

Список литературы

Литература для учителя

Основная литература:

  1. Канчурина, Р. Г. Мониторинг качества знаний. Математика. 1 класс [Текст] / Р. Г. Канчурина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.

  2. Математика. 1 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Л. Г. Петерсон. I полугодие / авт.-сост. М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
  3. Математика. 1 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Л. Г. Петерсон. II полугодие / авт.-сост. М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
  4. Математика. 1 класс: самостоятельные, контрольные, проверочные работы [Текст] : зачетная тетрадь / авт.-сост. М. М. Воронина, О. В. Субботина, А. А. Гугучкина. - Волгоград : Учитель, 2011.

  5. Математика. 1-4 классы [Текст] : задачи в стихах / авт.-сост. Л. В. Корякина. - Волгоград : Учитель, 2011.

  6. Узорова, О. В. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ : Премьера : Астрель, 2009.
Дополнительная литература. 1. Барташников, А. А. Учись мыслить [Текст] : игры и тесты для детей 7-10 лет / А. А. Барташников, И. А. Барташникова. - Харьков : Фолио, 1998. 2. Башева, Л. А. Сценарии уроков к учебнику «Математика». 1 класс [Текст] / Л. А. Башева [и др.]. - М., 2005. 3. Белошистая, А. В. Тренажер по математике для 1 класса [Текст] : обучение решению задач / А. В. Белошистая. - М. : Ювента, 2010. 4. Бережнова, Л. Р. Тренажер для учащихся 1 классов. Таблица сложения [Текст] / Л. Р. Бережнова. - М. : Ювента, 2008. 5. Волина, В. Веселая грамматика [Текст] / В. Волина. - М. : АРТ-Пресс, 2006. 6. Волина, В. Праздник числа. Занимательная математика для детей [Текст] / В. Волина. - М. : Знание, 1993. 7. Воронина, Т. П. 100 головоломок, игр, занимательных задач [Текст] / Т. П. Воронина. - М. : Аквариум, 2001. 8. Канчурина, Р. Г. Мониторинг качества знаний. Математика. 1-2 классы [Текст] / Р. Г. Канчурина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. 9. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе [Текст] / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов н/Д. : Учитель, 2002. 10. Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева ; под ред. О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010. 11. Минскин, Е. М. От игры к знаниям [Текст] : пособие для учителя / Е. М. Минскин. - М. : Просвещение, 1987. 12. Мишакина, Т. Л. Тренажер по математике для 1 класса [Текст] / Т. Л. Мишакина. - М. : Ювента, 2010. 13. Мищенкова, Л. В. Развивающие занятия в начальной школе [Текст] : метод. пособие / Л. В. Мищенкова. - М. : Дрофа, 2007. 14. Остер, Г. 38 попугаев [Текст] : сказка / Г. Остер. - М. : АСТ : Астрель, 2006. 15. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов ; под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2010. 16. Сухин, И. Г. Занимательные материалы. Начальная школа [Текст] / И. Г. Сухин. - М. : Вако, 2005. 17. Тонких, А. П. Веселые задачи : сборник задач по математике для младших школьников [Текст] : пособие для учителей начальных классов / А. П. Тонких, Д. А. Стогова, С. В. Голощапова. - Брянск : БГПУ, 1997. 18. Тонких, А. Занимательная геометрия. Игры и упражнения [Текст] / А. Тонких, Е. Довгань. - Брянск : БГПУ, 1994. 19. Тонких, А. П. Логические игры и задачи на уроках математики [Текст] / А. П. Тонких [и др.]. - Ярославль : Академия развития, 1997. 20. Узорова, О. В. 2500 задач по математике с ответами ко всем задачам. 1-4 классы [Текст] / О. В. Узорова. - М. : АСТ, 2011. 21. Узорова, О. В. 3330 устных задач по математике. 1-4 классы [Текст] : в 3 ч. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ : Астрель, 2002. 2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival. 1september.ru 4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : uroki.ru 5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/ed 6. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». - Режим доступа : olympia.pp.ru/course/category.php?id=15 7. Официальный сайт «Школа 2000». - Режим доступа : sch2000.ru Литература для детей:
  1. Терентьева, И. Г. Математика [Текст] / И. Г. Терентьева. - М. : АСТ, Слово, 2010. - (Современная энциклопедия начальной школы).
  2. Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение [Текст] / Е. М. Дорогова, Л. Ф. Знаменская, В. Д. Майоров. - М. : Стрекоза, 2010.
  3. Петерсон, Л. Г. Устные упражнения на уроках математики : 1 класс [Текст] : метод. рекомендации / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова. - М. : Ювента, 2010.
  4. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай [Текст] : материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения / сост. Н. И. Удодова. - Волгоград : Учитель, 2011.



Приложение 2.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Примерная дата

Примечание

«Что изучает математика»

Свойства предметов.

М-1, часть 1

Стр. 1


1


Межпредметная тема: Кто мы Тема исследования: Я и школьное сообщество 1


Свойства предметов.

Стр. 2-3


1


Свойства предметов.

Стр.4-5

1


Свойства предметов.

Стр.6-7

1


Группы предметов.

Стр. 8-9

1


Группы предметов.

Стр. 10-11,

(С - 1)


1


Сравнение групп предметов. Знаки "=" и "="

Стр.12-13



1


Сравнение групп предметов.

Стр. 14-15

(С - 2)


1


Сложение групп предметов.

Знак «+»

Стр.16

1


Сложение групп предметов.

Знак «+»

Стр.17

(С-3)


1


Вычитание групп предметов.

Знак «-»

Стр. 18

1


Вычитание групп предметов.

Знак «-».

Стр. 19

(С-4)




1


Связь между сложением и вычитанием Выше, ниже.

Стр. 20-21

1


Порядок.

Стр. 22-23

1


Порядок. Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже.

Стр. 24-25

(С-5)


1


К/р №1

1


Работа над ошибками. Один-много.

Стр.26-27


1


Число и цифра 1. Справа, слева, посередине.

Стр. 28

1


Число и цифра 2. Сложение и вычитание.

Стр.29

1


Число и цифра 3. Состав числа 3. Сложение и вычитание в пределах3.

Стр. 30

1


Сложение и вычитание в пределах 3.

Стр. 31

1


Межпредметная тема: Как мы организуем себя Тема исследования: Учимся быть самостоятельными 2


Сложение и вычитание в пределах 3.

Стр.32

(С-6)


1


Число и цифра 4. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.

Стр.33

1


Числа1-4.

Сложение и вычитание в пределах 4.

Стр.34-35

1


Числовой отрезок. Шар. Конус. Цилиндр.

Стр.36-37

1


Числовой отрезок. Сложение и вычитание в пределах 4.

Стр.38-39

(С-7)


1


Число и цифра 5. Состав числа 5.

Стр. 40-41

1


Сложение и вычитание в пределах 5.

Стр. 42-43

1


Столько же. Равенство и неравенство чисел.

Стр. 44-45

1


Столько же. Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «не равно»

Стр.46-47

1


Числа1-5. Сложение и вычитание в пределах 5.

Стр.48-49

1


Больше. Меньше. Сравнение по количеству с помощью знаков «>», «<»

Стр. 50

1


Больше. Меньше. Сравнение по количеству с помощью знаков «>», «<»

Стр. 51

(С-8)


1


Число и цифра 6. Состав числа 6.

Стр.52-53

1


Числа 1-6.

Сложение и вычитание в пределах 6.

Стр.54-55







1


Точки и линии. Стр. 56-57

1


Компоненты сложения.

Стр.58-59

1


Межпредметная тема: Где мы во времени и пространстве Тема исследования: Место, где мы живём 3


Области и границы.

Стр.60-61

1


Компоненты вычитания.

Стр.62-63

1


Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6.

Стр. 64

(С-9)


1


К/р №2

1


Работа над ошибками. Отрезок и его части.

М-1, часть 2

Стр.1

1


Число и цифра 7. Состав числа 7.

Стр. 2-3

1


Ломаная линия. Многоугольник.

Стр. 4-5

(С-10)


1


Выражения.

Стр.6-7

1


Выражения. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 7.

Стр.8-9

1


Выражения. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7.

Стр.10-11

(С-11)


1


Число и цифра 8. Состав числа 8.

Стр.12-13

1


Числа 1-8. Сложение и вычитание в пределах 8.

Стр. 14-15

1


Числа 1-8. Сложение и вычитание в пределах 8.

Стр. 16-17

(С-12)


1


Число и цифра 9. Состав числа 9.

Стр.18-19


1


Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9.

Стр. 20-21

1


Компоненты сложения.

Стр. 22-23

1


Компоненты вычитания.

Стр. 24-25

1


Зависимость между компонентами сложения и вычитания.

Стр. 18-25

(С-13)


1


К/р №3

1


Работа над ошибками. Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями.

Стр.26-27

1


Части фигур. Сложение и вычитание в пределах 9.

Стр.28-29

(С-14)


1


Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулём.

Стр.30-31

1


Число и цифра 0. Сравнение с нулём.

Стр. 32-33

1


Кубик Рубика.Сложение и вычитание в пределах 9.

Стр. 34-35

1


Межпредметная тема: Как мы выражаем себя Тема исследования: Я и моя семья 4

Равные фигуры.

Стр. 36-37

1


Равные фигуры.

Стр. 38-39

(С-15)


1


Волшебные цифры. Римские цифры.

Стр. 40-41

1


Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация.

Стр. 42-43

1


Задача

Стр.44-45

1


Задача. Решение задач на нахождение целого и части целого.

Стр. 46-47

1


Задача. Взаимно обратные задачи.

Стр. 48-49

1


Задача. Решение задач на нахождение целого и части целого.

Стр. 50-51

(С-16)


1


Сравнение чисел.

Стр.52-53

1


Задачи на сравнение.

Стр.54-55

1


Задачи на сравнение. Задачи на нахождение большего числа.

Стр.56-57

1


Задачи на сравнение. Задачи на нахождении меньшего числа.

Стр.58-59

1


Задачи на сравнение.

Решение задач на разностное сравнение.

Стр.60-61

1


Задачи на сравнение.

Решение задач на разностное сравнение.

Стр. 62-63

(С-17)

1


К/р № 4

1


Работа над ошибками. Величины. Длина.

М-1, 3 часть

Стр.1

1


Величины. Длина.

Стр.2-3

1


Длина. Измерение длин сторон

Много-угольников. Периметр.

Стр.4-5

(С-18)


1


Масса.

Стр.6-7

1


Масса. Единицы измерения массы.

Стр.8-9

1


Объём

Стр.10-11

1


Свойства величин.

Стр.12-13,

1


Свойства величин.

Стр. 14-15


1


Свойства величин

Стр.16-17

(С-19)


1


Межпредметная тема: Как устроен мир Тема исследования:

Органы чувств 5

Решение составных задач на нахождение целого.

Стр.18-19

1


Уравнения. Решение уравнений вида

x + a = b

Стр.20-21


1


Уравнения. Решение уравнений вида

x + a = b

Стр.22-23

(С-20)

1


Решение уравнений вида

a - x = b

Стр.24-25


1


Решение уравнений вида

a - x = b

Стр. 26-27,

(С-21)


1


Решение уравнений вида

x - a = b

Стр.28-29



1


Решение уравнений вида

x - a = b

a -x = b

a+x = b

Стр. 30-31



1


Решение уравнений вида

x - a = b

a -x = b

a+x = b

Стр. 32-33

(С-22)


1


К/р № 5

1


Работа над ошибками. Единицы счёта

Стр.34-35

1


Укрупнение единиц счета

Стр.36-37

1


Число и цифра 10.

Состав числа 10.

Стр.38-39, 40-41


1


Число 10. Состав числа 10.

Сложение и вычитание в пределах 10

Стр.42-43


1


Число 10. Состав числа 10.

Сложение и вычитание в пределах 10

Стр.42-43

(С-23)


1


Решение задач. Составные задачи на нахождение части целого (целое не известно)

Стр.44-45

(С-24)

1


Счёт десятками.

Стр.46-47

1


Круглые числа

Стр.48-49

1


Круглые числа

Стр.50-51.

1


Дециметр

Стр.52-53

1


Счёт десятками и единицами. Круглые числа. Дециметр.

Стр.54-55

(С-25)

1


К/р №6

1


Работа над ошибками. Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые.

Стр.56-57

1


Межпредметная тема: Разделяя планету Тема исследования:

Живые обитатели природы 6

Название и запись чисел до 20. Сложение и вычитание в пределах 20.

Стр.58-59

(С-26)

1


Название чисел до 20.

Стр.60-61

1


Нумерация двузначных чисел.

Стр.62-63

(С-27)

1


Натуральный ряд.

Стр.64-65

1


Сравнение двузначных чисел

Стр.66-67

1


Сложение и вычитание двузначных чисел

Стр.68-69, 70-71

1


Сложение и вычитание двузначных чисел

Стр. 70-71

1


Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел

(С-28)

Стр.72-73

1


Квадратная таблица сложения

Стр.74-75

1


Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.

Стр.76-77

1


Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.

Стр.76-77, 78-79

1


Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

Стр.80-81

(С-29)


1


Вычитание однозначных чисел из двузначных чисел с переходом через десяток

(С-30)

Стр.82-83, 84-85

1


Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток

Стр.86-87, 88-89


1


Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток

Стр. 88-89


1


К/р №7

1


Работа над ошибками.




Повторение

Подготовка к переводной и итоговой контрольным работам

Стр.90-96

1


Повторение

Подготовка к переводной и итоговой контрольным работам

Стр.90-96

1


Переводная контрольная работа

1


Анализ итоговой переводной контрольной работы.

1


Работа с рефлексивным портфолио

1


Работа с рефлексивным портфолио

1


Работа с рефлексивным портфолио

1


Работа с рефлексивным портфолио

1



Итого:

132






© 2010-2022