• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства «Двенадцать месяцев. Составление диафильма к сказке»

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства «Двенадцать месяцев. Составление диафильма к сказке»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8»

г. Петропавловск Северо-Казахстанской области

учитель высшего уровня квалификации второй категории

Шумилюк Татьяна Александровна

Тема: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Составление диафильма к

сказке.

Цели: проанализировать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»,

совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа,

умение делить произведение на смысловые части и озаглавливать,

развивать устную речь детей, творческие способности, составить

диафильм к сказке, передав в рисунке характеры героев

и своё отношение к ним.

Оборудование: учебник хрестоматии по литературному чтению, портрет

С. Я. Маршака, выставка книг, рисунки главных героев,

диск с музыкой, мультфильм, готовый план на листах.

Ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работать над сказкой «Двенадцать месяцев»

  1. Вводная беседа.

- Назовите автора этой сказки?

- Что интересного вы запомнили из его биографии?

- Какие произведения этого автора вы читали?

- На нашей выставке книг можно увидеть некоторые из них. Заинтересовавшую вас книгу можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать.

- Но вернёмся к теме нашего урока.

- В какое время года происходят события в сказке «Двенадцать месяцев»?

- Назовите главных героев этого произведения и коротко охарактеризуйте. (Учитель вывешивает на доску рисунки главных героев: падчерица, мачеха, дочь мачехи, месяцы Январь, Февраль, Март)

  1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были выразительно прочитать сказку, разделить её на части и озаглавить каждую часть. На сколько смысловых частей вы разделили это произведение?

- У кого-то получился развёрнутый, подробный план, у кого-то сжатый, мы обобщим и составим общий план на доске.

  1. Работа над содержанием.

Первая часть - Жизнь в доме мачехи.

- Итак, вспомним, с чего началась сказка, что случилось в горной стране Богемии?

- Где жила девочка?

- Кем она приходилась мачехе?

- Счастлива ли она была в этой семье?

- Почему?

- Как озаглавили эту часть? (на доске появляется запись)

Вторая часть - В зимний лес за цветами.

- Что же произошло в один из холодных зимних вечеров, мы узнаем из видеосюжета. (Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»)

- Куда отправляет мачеха падчерицу?

- Для чего понадобились подснежники зимой?

- Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы?

- Почему?

- Что можно сказать о поступке мачехи?

- Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?

- Могла ли она просто вернуться домой?

- Почему?

- Как озаглавили вторую часть? (на доске появляется запись)

Третья часть - У костра братьев - месяцев.

- Какому эпизоду сказки соответствует композиция на доске?

- Итак, далеко меж деревьев сверкнул огонёк, который оказался

огоньком надежды для бедной падчерицы.

- Как же произошла эта встреча, мы узнаем из инсценировки.

(дети инсценируют эпизод встречи падчерицы и братьев-месяцев)

- Почему братья-месяцы помогли девочке?

- Скажите, а на самом деле могут ли месяцы наступить раньше

положенного срока?

- Почему?

- Как можно было озаглавить третью часть? (на доске появляется запись)

Четвёртая часть - Возвращение падчерицы домой.

- Падчерица принесла домой подснежники. Как отнеслись к

возвращению девочки мачеха и её дочь?

- Поблагодарили ли они девочку? Почему?

- Достаточно ли оказалось им корзины цветов?

- Чего же им ещё захотелось? Найдите этот отрывок в тексте

учебника и зачитайте. (Выборочное чтение детьми)

- Как называется такая черта характера человека?

- Как можно озаглавить эту часть? (на доске появляется запись)

Пятая часть - Дочь мачехи в лесу.

- Кого же теперь мать отправляет в зимний лес?

- Было ли дочери так же страшно в лесу, как и падчерице?

- Почему?

- Удалось ли дочери мачехи найти костёр братьев- месяцев?

- Найдите отрывок, где описывается встреча дочери мачехи и двенадцати месяцев. Прочитаем по ролям.

За автора-….

За дочь мачехи-…

За месяц- Январь-…

- Почему братья-месяцы не исполнили желание дочери мачехи?

- Как озаглавим? (на доске появляется запись)

Шестая часть - Награда.

- Чем же закончилась сказка? Что случилось с мачехой и её дочерью?

- А с падчерицей?

- Что она получила за свою доброту, трудолюбие, терпение?

- Как вы думаете, кому больше симпатизирует автор?

- А вы?

- Почему?

- Как можно озаглавить? (на доске появляется запись)

  1. Составление диафильма к сказке.

Писатель, С. Я. Маршак, по-своему передал характер своих героев,

их настроение, чувства, поступки. А мы - читатели - постараемся

передать характеры героев в рисунках, составив диафильм к сказке,

придерживаясь нашего плана.

Работа будет проходить по вариантам. Каждый из вариантов

составляет кадры к соответствующему пункту плана. Какой, конкретно,

кадр вы изображаете, узнаете, прочитав карточку, лежащую на парте.

  1. Самостоятельная работа. Звучит тихая музыка.

  2. Размещение готовых работ на доске по порядку (дети коротко поясняют свой кадр)

  3. Итог.

- Над каким произведением работали на уроке?

- Чему учит нас эта сказка?

- Что бы вы попросили у двенадцати месяцев, случись с вами такая история?

10. Оценивание.

11. Домашнее задание.

  • Стр. 89-97 пересказ по плану с использованием кадров диафильма.

  • Придумать свой конец сказки.



Карточки для составления кадров для диафильма.


  • Падчерица носит воду в вёдрах с речки.


  • Падчерица везёт на санях из лесу хворост.


  • Дочь мачехи лежит на пуховой перине и ест пирожки.


  • Мачеха ругает девочку.


  • Дочь мачехи сидит за столом и ест, на столе много еды.


  • ИИнтегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства «Двенадцать месяцев. Составление диафильма к сказке»дёт снег. В доме приоткрыта дверь, из которой выглядывает мачеха.


  • Зимний лес. Падчерица идёт с пустой корзиной и плачет.


  • В доме. Мачеха девочке дает пустую корзину и отправляет в лес за цветами.


  • Девочка сидит на поваленном дереве в лесу и плачет, рядом пустая корзина.


  • Зимний лес. Падчерица идёт с пустой корзиной и плачет.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства «Двенадцать месяцев. Составление диафильма к сказке»

  • В лесу. Девочка видит огонёк вдалеке и идёт к нему.


  • Братья-месяцы и девочка у костра.


  • Месяц Январь разговаривает с девочкой.


  • Месяц Март и падчерица.


  • Девочка собирает подснежники.


  • Падчерица возвращается домой с полной корзиной подснежников.


  • Мачеха и её дочь удивлены возвращению падчерицы с целой корзиной цветов.


  • Дочь мачехи собирается в лес с большой корзиной.


  • Мачеха и её дочь удивлены возвращению падчерицы с целой корзиной цветов.


  • Падчерица возвращается домой с полной корзиной подснежников.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства «Двенадцать месяцев. Составление диафильма к сказке»

  • Дочь мачехи в лесу. Она ищет костёр братьев-месяцев.


  • Дочь мачехи разговаривает с Январём-месяцем. Он сердится.


  • Метель в лесу. Мачихина дочь испугалась гнева братьев-месяцев.


  • Дочь мачехи разговаривает с Январём-месяцем. Он сердится.


  • Дочь мачехи замерзает в лесу.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства «Двенадцать месяцев. Составление диафильма к сказке»

  • Мачеха идёт по лесу. Ищет свою дочь.


  • Взрослая падчерица стоит в чудесном саду, рядом бегают дети.


  • Мачеха идёт по лесу. Ищет свою дочь.


  • Взрослая падчерица стоит в чудесном саду, рядом бегают дети.


  • Взрослая падчерица стоит в чудесном саду, рядом бегают дети.


© 2010-2022