Статья «Уроки русского языка в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Уроки русского языка

в системе развивающего обучения

Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова»

«Школьным педагогам сегодня, как никогда,
необходимо учиться гибкости, нестандартности
мышления, трудному преодолению его ригидности,
ибо слишком сложен, необычайно многогранен
взаимозависимый мир человечества, формирующий
молодое поколение по своему образу и подобию.
Поэтому такими ценными становятся для учителей
острое чувство нового, отказ от консерватизма,
готовность к пересмотру привычной педагогической
философии , несостоятельность которой дорого
обходится обществу.»
У.Глассер «Школы для неудачников»


Среди различных концепций развивающего обучения (РО) сегодня, в большей степени, внимание привлекает к себе подход В.В.Давыдова и В.В.Репкина, которые считают, что развивающим можно считать обучение, ориентированное на особенности развития ребёнка. Ещё в 30-х годах ХХ века выдающийся русский психолог-гуманист Л.С.Выготский считал, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Разумеется,Л.С.Выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Акцент целей РО делается на формирование теоретического сознания и мышления; на передачу детям не столько ЗУНов, сколько способов умственной деятельности (СУД). Этот подход был сформулирован в начале 60-х годов Д.Б.Элькониным, который усматривал своеобразие учебной деятельности школьников не в усвоении тех или иных ЗУНов, а в самоизменении ребёнком самого себя как субъекта. В РО ребёнок рассматривается не как объектобучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся.

Л.С.Выготский очень интересовался работами по психологии, особенно теми, которые относились к проблемам детского развития. Он ввёл в психологию важнейшее понятие «зоны ближайшего развития». Это связано с положением о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед за вторыми, создающими «зоны ближайшего развития». Смысл в следующем: ребёнок, подражая сверстникам и взрослым, в коллективной деятельности с ними может сделать гораздо больше того, что входит в пределы его собственных возможностей, - и при том сделать с пониманием. То, что ребёнок сделает сегодня с помощью других, завтра он сделает самостоятельно.


О развивающем характере начального обучения можно говорить в том случае, если в результате такого обучения у школьников формируется способность к саморазвитию. Соответственно, от учителя в этом случае требуется создание необходимых условий для такого обучения. Формирование у детей общих приёмов познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения и конкретизации, обобщения, классификации, а также приёмов доказательства, по мнению В.В.Давыдова, позволяет ученику самостоятельно продвигаться в какой-либо области знаний.

По системе РО можно работать, начиная с любого класса, по любому предмету, используя традиционные учебники. Но в последнем случае на учителя возлагается больше нагрузки (отбор материала, систематизация и т.д.).

РО - это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.

Типы уроков в системе РО.



  1. Урок постановки учебной задачи.


(В начале урока учителем создаётся ситуация успеха. Затем создаётся учебная ситуация, которая приводит к постановке УЗ. Дети фиксируют её в виде ?. Учебная дискуссия.)


  1. Урок моделирования и преобразования модели.


(Моделирование используется детьми как инструмент для решения ранее поставленной УЗ. (Составление алгоритмов, опорных схем и т.п.).




  1. Урок решения частных задач по применению открытого способа (понятия).


  2. Урок контроля.


  3. Урок оценки (самооценка, взаимооценка, оценка предварительная, итоговая и т.д.).



Сравнительный анализ изучения некоторых

вопросов на уроках русского языка.



ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА


СИСТЕМА РО


Слияние звуков. Умение устанавливать последовательность звуков в слове.

(1 класс)


(1 класс)

Отдельные звуки, их характеристика Ọٱٱ

Сильные и слабые позиции звуков. Умение слышать, вычленить и назвать каждый из звуков, различать качество звуков, выполнять звуковой разбор слова.


Правописание слов с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, слов с гласными после шипящих.


Владение первичными представлениями об орфограмме; письмо с «дырками»:

ГЛ__ЗА - ГЛА__

Умение составлять условную запись слова, отражающую его звуковой состав как последовательность звуков в сильных и слабых позициях (простейшая транскрипция).

Умение проверять орфограмму в слове по сильной позиции звука:

- с помощью изменения слова;

- с помощью орфографического словаря.


Владение способами работы с орфографическим словарём.

Знакомство с другими видами словарей.


Умение выделять корень слова (учебник 3-й класс: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родств. сл. назыв. однокоренными словами.»).

Задание:выдели корень в однокоренных словах.

Почему из-под точилки

Вьются стружки и опилки?

Карандаш писать не хочет,

Вот она его и точит.


ПОЛЕ - ПОЛЕВОЙ


БУКВА - БУКВАРЬ


Знание работы основы и окончания слова; различия между словоизменеием и словообразованием:


_______ = _______ - словоизмен.


_______ = _______ - словообраз.


При самост. творческой или к/р дети спрашивают правила правописания незнакомых орфограмм.


Пишут с пропусками.


I II III скл.


Основной закон русского письма , слова с одинаковым набором падежных окончаний.


Спряжения глаголов.


Усекаемая и неусекаемая основа инфинитива.




Развивающее и традиционное обучение являются альтернативными системами. Это значит, что задаваться вопросом о том, какая из этих систем лучше - бессмысленно. Конечно, можно сравнивать какие-то результаты, полученные при той или другой системе обучения, но выводы имеют примерно одно и то же значение.

Дети, которые приходят в школу с представлением о том, что на многие вопросы можно ответить по- разному, вскоре эту уверенность теряют. В традиционной школе детей фактически приводят к мысли, что на уроке главное - правильный ответ, ничто иное не имеет ценности по сравнению с правильным ответом, а основной их источник - учителя или учебники. Однако, в демократической школе, как и в демократической стране, многие программы не имеют однозначных решений.

«Процесс постановки проблем, поиска разумных альтернатив и реализация наилучших решений, - по словам американского учёного У.Глассера, - и есть подлинный процесс демократического образования. Развитая память ещё не есть образованность, точная информация ещё не есть знания. Определённо, механическое зазубривание, запоминание - враги живой мысли, они убивают творчество и сводят на нет оригинальность мышления».

Конечно, ребёнку и в традиционной школе приятно осознавать, что он отвечает правильно, но, если точность ответа основана лишь на механическом запоминании, это не приносит истинной радости познания. Мы лишь тогда испытываем настоящее удовлетворение, когда наша правота является результатом самостоятельных рассуждений, собственного мнения и принятия соответствующего решения. Реализация такого подхода к обучению, при котором ребёнок живёт с ощущением пусть маленького, но личного успеха, испытывая при этом и уверенность в себе, составляет суть системы РО.

Потребность ребёнка в любви, в чувстве собственного достоинства, в ощущении значимости собственного Я, чувстве уверенности в своих силах и положительной оценке со стороны окружающих - всё это и составляет кардинальную потребность человека - осознание себя личностью.


«Либо человек живёт с ощущением успеха, испытывая уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, либо считает себя неудачником, отчаянно пытаясь избавиться от преследующего его чувства психологического дискомфорта», - У.Глассер.

До школы большинство детей интуитивно осознают себя личностями независимо ни от каких обстоятельств их жизни. Они надеются добиться признания в школе, рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников и сохранить или усилить любовь близких. Если эти надежды рушатся у ребёнка, фактически не переступившего порог школы, то не надо искать причины крушения светлого детского оптимизма, а ведь успех или поражение ребёнка во многом зависит именно от первых лет обучения.
По моему мнению,традиционное обучение, со своим упором не на развитие мышления, а на запоминание и механическую зубрёжку, провоцирует неуспеваемость и поэтому оно больнее всего бьёт как раз по детям, которые получили хорошую дошкольную подготовку.
Нередко до поступления в школу, взрослые радуются интересным словам и выражениям своего ребенка, его бесконечным «почему?», его изобретательности в прямом и переносном смысле, то, придя в школу, ребёнок вдруг обнаруживает, что успех может быть обеспечен в основном хорошей памятью, а не умением мыслить, высказывать идеи, учиться с интересом.

Если организаторы образования (учитель, родители) видят цель образования в том, чтобы подготовить из ученика толкового исполнителя, успешно функционирующего в той или иной области жизни, - следует выбирать традиционную систему обучения, по возможности совершенствуя её. Если же намечаемая цель образования состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, т.е. человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные способы их решения, - следует предпочесть систему РО. Конечно, она не гарантирует, что эта цель образования будет достигнута («сделать» себя субъектом собственной жизни может и должен только сам индивид), но создаёт реальные предпосылки и условия для её достижения.

Из сказанного следует, что РО и традиционное обучение являются альтернативными, но не конкурирующими системами. РО вовсе не призвано заменить собой традиционное. И, если относительно традиционного обучения вопросы ценности и реалистичности целей образования и путей их достижения относительно ясны - они решены вековой практикой общеобразовательной школы, то вопрос о реалистичности системы РО нуждается в специальном обсуждении.


© 2010-2022