«ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »

Работа:

учителя начальных классов

I квалификационной категории

Леонтьевой Елены Алексеевны «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »

«Дать детям радость труда, радость успеха в учёбе,

пробудить в их сердцах чувство гордости -

это первая заповедь воспитания»

В.Сухомлинский Развитие и внедрение информационных технологий, мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на развитие личности современного ребенка и его восприятие окружающего мира. Дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми устройствами. Труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения[4]. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни. В задачах содержательных линий предметных компонентов Госстандарта предусмотрены обучение использованию информационных и коммуникационных технологий для обмена информацией, общения, поиск и использование дополнительной учебной информации, использование поисковых и экспертных систем, в частности Интернета [Госстандарт]. Это продиктовано подготовкой учащихся, способных легко адаптироваться в постоянно меняющемся обществе, умеющих самостоятельно получать знания, обладающих целым рядом компетенций (в т. ч. информационной и коммуникативной). Чему же учителя начальной школы должны обучать своих учеников? Главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить поиску и обработке информации, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещё очень-очень многому. В связи с такими задачами возник вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные информационные технологии? Ведь рамки обычного урока небезграничны. К тому же, как решить ряд проблем, связанных с образованием и обучением? - обеспечение обучения детей со слабым здоровьем или детей, пропустивших по болезни занятия в школе. - обучение детей, имеющих существенные пробелы в усвоение учебного материала, без устранения которых они не могут в дальнейшем полноценно усваивать новые знания. - обеспечение занятости учащихся в послеучебное время, в том числе подготовка к разного рода контрольным работам, словарным диктантам, мониторингам, тестам и другим работам. Поэтому я поставила перед собой цель: найти самые приемлемые и рациональные способы эффективного управления познавательной деятельностью учащихся. Найти средства, чтобы более оперативно отслеживать результаты обучения, принимать обоснованные меры по повышению уровня обученности учеников, совершенствовать методическое мастерство. Помощником стали интернет-технологии, которые предоставили возможности повышения своего уровня, поиску и использованию в учебном процессе новых методик и инструментов преподавания. А создание единого информационно-образовательного пространства открывает возможности общения с ученической и родительской аудиторией, вовлечения школьников в участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры…), позволяет организовать, регламентировать, инструктировать по всем видам учебной деятельности; применяя современные формы обучения, вызванные коммуникационной революцией.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь».

(Китайская пословица) Психологи утверждают, что учащиеся сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и примененного на практике, 70% сказанного ими самими, 90% сказанного и примененного на практике [3, c.57]. Из средства для передачи компьютерных данных на большие расстояния, Интернет стал средством больших возможностей. Интернет - самый массовый и оперативный источник информации; крупнейший в мире источник развлечений; самое прогрессивное средство общения и коммуникации; громадный простор для творчества. Для реализации использования Интернет - технологий в учебной деятельности необходимо иметь подключение к Интернет, спланировать и организовать работу с Интернет-ресурсами, что способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных учебных материалов;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению уровню комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников;
  • формированию информационно-коммуникационной компетенции;
  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности;
  • объективности при оценке знаний; так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий;
  • оперативному информированию родителей по всем вопросам, возникающим в ходе обучения и воспитания школьников.
Самым привлекательным для детей является занимательность. Как правило, учащиеся воспринимают интерактивные обучающие программы и программы-тренажеры, как игры и относятся к выполнению заданий со всей серьезностью, ответственностью. В игре дети непроизвольно усваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки. Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается слабо и без интереса. Увлекшись, ребенок не замечает, что учится - он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. А.М. Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Что же означает это весьма емкое и весьма красивое слово интернет - технология? Под словом интернет технологии подразумевается практически все инновационные процессы, которые выполняются он-лайн. Определив цель обучения, учитель может выбрать те возможности Интернет, которые можно использовать в образовательном процессе. Все дидактические возможности услуг и ресурсов Интернет могут быть поделены на три группы: вещательные, интерактивные, поисковые. Вещательные услуги: (радио и телевидение; рассылка, доступ к файловым архивам: электронные библиотеки, отдельные книги и методическая литература в электронном виде; аудио- и видеоматериалы; информационные системы; базы данных; электронные учебники.) Интерактивные услуги: (электронная почта,телеконференции(форумы); чаты; видеоконференции; видео; удаленное тестирование; программы-тренажеры; карты поверхности земли в реальном времени.) Поисковые услуги: (каталоги; поисковые системы) Интеллектуальный досуг.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет информация и ее передача. В педагогическом аспекте - интернет-технология - предоставление учебной информации из дидактических материалов мировой сети:

- дистанционное обучение;

- динамические интернет-ресурсы (интернет приложения, например, тесты, обучающие программы, презентации и т.д.);

- интернет - коммуникации (тематические форумы, чаты, конференции,)

- интернет - проекты;

- интернет - публикации (демонстрация работы или результатов для мировой аудитории пользователей интернет). В своей профессиональной деятельности использую Интернет технологии на любом этапе урока, в соответствии с поставленными целями и задачами: при объяснении (введении) нового материала, закреплении (презентации, формулы, схемы, рисунки, видео-, аудиофрагменты и т.д.), повторении, контроле ЗУН. А также во внеурочной деятельности. В созданной группе образовательной сети помещаю флешь-игры и ссылки на обучающие сайты, предлагающие обучающие программы, памятки и тесты. Все ученики подключены к сети Интернет, что позволяет иметь постоянный дистанционный контакт со мной, одноклассниками, возможность получить и выполнить задание, дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование. Интернет-тестирование on-line или off-line позволит школьникам реально увидеть уровень своих знаний и послужат тренингом для будущих мониторингов и ВНО.

Учиться можно только весело…

Чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом.

А. Франс Первым шагом стало включение на разных этапах уроков русского языка и математики флешь-тренажеров. Тренажёры - это форма работы с динамическими интернет - пособиями. Через игровой сюжет можно закрепить основные умения и навыки, а также проверить степень усвоения учебного материала. Дидактическая игра - тренажёр воспитывает, развивает в ребёнке память, внимание воображение, интеллект и фантазию - словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Самое простое - фронтальная проверка на тренажере. Но тогда и оценка за выполненную работу становится общей. Можно организовать работу за компьютерным тренажером в индивидуальной, групповой форме или работу в паре. После работы одной группы, ее может сменить другая, а сравнение затраченного времени и полученных оценок, вносит в урок элемент соревновательности, и, конечно, увлекательности. Многим ребятам хотелось выполнять все предложенные задания, тогда появилась неоходимость в создании группы в Сети с предоставлением флешь-тренажеров или ссылки на них. И, конечно, прохождение игры стало частью домашнего задания, которое можно выполнить по желанию. Нетрудно догадаться, что выполнить такое домашнее задание желание возникает у каждого ребенка, даже тех, которые по разным причинам не посещают учебные занятия. Теперь ни карантин, ни болезнь, ни отъезд не могут прервать процесса обучения. Это внесло в обучение элемент дистанционности. Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок. К тому же, такой вид работы индивидуализирует процесс обучения, ведь каждый ребенок может выполнять задания столько времени, сколько нужно ему, в соответствии с особенностями его психических процессов. Это вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах. Многие тренажёры содержат физминутки для глаз, которые дают возможность отдохнуть и снимают утомляемость. Использование компьютера в учебной и внеурочной деятельности с точки зрения ребенка, выглядит очень естественным, и становится хорошим способом повышения индивидуализации его учения, развития творческих способностей. Являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, современный компьютер является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает. Таким образом, материал, требующий закрепления путем многократных повторений, стал усваиваться легче и быстрее. Использование дидактических тренажеров помогает сформировать навыки быстрого устного счёта, пополнить словарный запас, способствует восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, развитию орфографической зоркости, способствует повышению грамотности. Интернет предлагает большое количество познавательных игр. Но возникла необходимость в создании дополнительных материалов по разным предметам школьного курса обучения, адаптируя задания к поставленным целям и темам уроков. Поэтому, следующим шагом стало создание игр, тестовых и проверочных работ с помощью программы Microsoft Offise Роwer Point при использовании анимации. Для этого не нужно знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание. Особенно интересно можно использовать on-line-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Аудиоматериалы, видеоролики, мультипликация помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении, расширяют спектр предъявляемой информации, активизируют внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Это касается всех предметов начальных классов, не исключая уроки труда и изобразительного искусства. Одним из обязательных учебных пособий по предмету «Окружающий мир», являются атласы, которые, являются собранием географических или исторических карт. Карта - это источник информации. Следовательно, задача учителя - научить ученика понимать язык карты, трансформировать увиденную на ней информацию в новые знания. Для этого младшему школьнику необходимо научиться понимать условные знаки карты. Можно работать on- line с любыми картами, провести интерактивную экскурсию по любому городу мира и т.д. У каждого ребенка появилась возможность наблюдать за опытами в on- line лабораториях, «путешествовать» по музеям мира, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. «Очень важно,− писал В. А. Сухомлинский,− чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность. Интернет - технологии предлагают большие возможности для прохождения он - лайн тестов, что позволяет школьникам подготовиться к участию в мониторингах, интернет - олимпиадах и т.п. Такой вид тестирования ведет к качественному изменению контроля деятельности учащихся и измерению результативности обучения по каждому школьнику. Ведь происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность ребенку, либо утвердиться в своих знаниях, либо обратиться за помощью. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций. В последние годы широкое распространение в школах получил так называемый метод проектов. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, активному взаимодействию со сверстниками, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Интернет - технологии предоставляют большие возможности по приобщению учащихся к проектной деятельности. Сервис WikiWall - это виртуальная страница стенгазеты. На ней очень интересно выполнять проекты. Можно создать виртуальную классную комнату, в которой дети могут выполнять коллективную работу. Много лет я работаю по учебникам Пушкаревой и Л.Г.Петерсон, которые основаны на психолого-педагогических исследованиях Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина и др. Программа Росток направлена на воплощение идей развивающего обучения, в процессе которого преобладает деятельностный метод. Интернет сайт «Самоучка» предлагает интересные он-лайн задания, где дети могут учиться анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, мыслить по аналогии. Математические понятия и соотношения ученики «открывают» в процессе исследовательской деятельности. В ходе выполнения упражнений ученики могут усваивать новые термины, знакомятся с математическими фактами, необязательными на данном этапе обучения, а направлены на развитие детей, расширение их кругозора, формирования интереса к математике. Поиск предлагаемых интернет ресурсов, их использование, изучение создаваемых обучающих сайтов создало необходимость в создании каталога интернет ресурса. Предлагаю ссылки, для облегчения доступа и легкого ориентирования в имеющейся учебной информации, предлагаемой Сетью. Таким образом, внедрение интернет - технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для оптимизации познавательных процессов и развития индивидуальных качеств и позволяет: - развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; - овладевать практическими способами работы с информацией; - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; - активизировать познавательную деятельность учащихся; - индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. - работать над устранением существенных пробелов в усвоении учебного материала, без устранения которых невозможно в дальнейшем полноценно усваивать новые знания. После нескольких лет использования на уроках интернет - ресурсов в режиме он-лайн, был создан каталог сайтов, для доступа к информации, неотраженной в традиционных источниках. (Приложение 1) Сегодня использование интернет технологий можно считать тем новым способом передачи знаний, который отвечает качественно новому содержанию образования и развитию личности ученика, дает возможность ему с интересом учиться, самостоятельно находить источники информации, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Литература 1. Волкова И.А. ст. «Из опыта работы в условиях мультимедиа-кабинета» ж. «Информатика» №4 2002г. 2. Выготский Л.С. «Педагогика в действии», М. «Просвещение», 1999г.

3. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. Отв. ред. В.И.Солдаткин - М.: Изд. ИНТ, 2005.

4. Смольникова И. А. Информационные технологии и образование. informika.ru.

5. О.Л. Колпаков, В.П. Жуланова, В.И. Борздун, Е.О. Казадаева. С компьютером на урок: с чего начинать. Кеморово 2004

12


© 2010-2022