Конспект урока «Золотое правило нравственности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тема урока : Золотое правило нравственности

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4 Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений Задачи:

Личностные:

  • Развивать этические чувства как результата морального поведения

  • знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение

  • учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей

Метапредметные:

  • формировать умение высказывать суждения

  • учить осуществлять поиск и обработку информации

Предметные:

  • Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • Формирование первоначальных представлений о христианской этике;

  • Учить оценивать поступок а не человека совершившего его


Оборудование урока: мультимедиапроектор, бумага для рисования, цветные карандаши, презентация Ключевые слова: «золотое правило этики», милосердие Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Этапы урока


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД,

компетенции

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, проверка осанки





Когда всё получается, когда всё понятно и полученные знания можно применить на практике

Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный, мучительный сон. А когда уроки проходят быстро, интересно?

Подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия.

Регулятивные УУД

-волевая саморегуляция; Личностные УУД

-самоопределение.

  1. Актуализация и пробное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Воспроизводят и фиксируют знания достаточные для построения нового знания


Активизирует познавательные процессы

Расскажите, свидетелями, каких милосердных поступков вы были?

Какой милосердный поступок мог бы совершить ты?

Познавательные УУД (структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений).

Коммуникативные УУД (формулирование и аргументация своего мнения).

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для обсуждения затруднений, проговаривания темы урока, постановки целей урока.

Предполагают и согласовывают тему урока. Формулируют цель.

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении).


Учебник, жизненный опыт, товарищ, учитель.

Работа в группах

1. Учимся работать сообща

2. Не перебиваем друг друга

3. Слышим друг друга

4. Помогаем друг другу

Выступает в роли организатора.

Уточняет цель и тему урока.

- Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»? Золотая монета, золотая брошь, золотое правило. Слайд 1

- Как вы считаете, какое отношение имеет словосочетание «Золотое правило» к нашему уроку.

-Сформулируйте тему урока.

-Поставьте цели.

Тема: «Золотое правило нравственности»

Цели:

1.Как звучит «золотое правило нравственности»?

-2.Почему это правило называют «_______» «золотым»?

- 3. Как надо применять его в жизни ?

Слайд 2, 3

- Что нам поможет в достижении цели?

-Назовите правила работы в группе. Распределите обязанности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Личностные УУД (учебно-познавательный интерес).

  1. «Открытие» нового знания

Цель: приобретать новые знания с помощью имеющихся знаний
















Выдвигают гипотезы, фиксируют преодоление возникшего затруднения

Ответы учащихся


Группам раздаются тексты для самостоятельной работы

Быть добрым. Творить добро в жизни.

Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.


Отвечают Мудрецы каждой команды.

Не просто словесно посочувствовал товарищу, а в отличие от других, помог делом.

Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали?

Все поняла на собственном опыте, и ей было приятно так поступать

Люди пришли на помощь, даже рискуя собственной жизнью, проявили милосердие, отзывчивость


Чего не хочешь для себя - не делай другим.


Это правило самое главное, т.к оно общее для людей разных религий и культур.


Наблюдает за работой в группах. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу группы.
- Кто из вас уже владеет какой-нибудь информацией о «золотом правиле нравственности?

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в 18 веке.

Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков.

Познакомимся с результатами таких поисков.

Вы услышали пять истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.

Слайды: 4, 5, 6, 7, 8

Одинаковы ли по смыслу эти трактовки?

- Чему же учат эти правила, что их объединяет?

Сформулируйте «золотое правило».

Существует две трактовки правила.

Слайд 9

- Рассмотрим на примерах художественных произведений как отражается это правило.

Прочитайте рассказы Валентины Осеевой и обсудите в группе поступки героев.

- Оцените поведение героев.

Что можете сказать о поступке Коли и Миши?

Как поступил Володя?

- Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», какому следовал правилу?

В рассказе «Сладость сердца» почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями?


- Чему или какому правилу научилась Инна, после того, как однажды

осталась без конфет и печенья?

Сделайте вывод

Работа с иллюстрациями.

Обсудите в группах ситуации на иллюстрациях.

Какая группа готова прокомментировать 1 иллюстрацию? Слайд 10

-Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации.

Слайд 11

Рассмотрим, подробнее иллюстрацию, где обижают девочку. Слайд 12

- Вас когда - либо обижали?

-Но ведь, наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком.

-Давайте с вами закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека.

-Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза.

-Хлопните в ладоши, кто не хочет такого отношения к себе.

Вот мы и опять пришли, к какому выводу?

Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является

- учением одного из философов,

-мудростью одного из народов мира,

-общим для людей разных религий и культур.

Слайд 13

Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым».
Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, достижение договоренностей и согласование общего решения).

Личностные УУД (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания).



Познавательные УУД (осознанные и произвольные речевые высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств

5. Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоить полученные знания

Выполняют задания на применение новых знаний.

Работа с инструкцией.

Инструкция

Как следует применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?». Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.

Выступает в роли организатора.


Как это правило применять в жизни. Составьте алгоритм, пользуясь инструкцией.


Алгоритм.

  1. Попытаюсь встать на место другого человека.


  1. Хочу ли я, чтобы со мной так же поступили?


  1. Если не хочу, значит так поступать нельзя.



Познавательные УУД

Построение логической цепи рассуждений и доказательств. Осознанные и произвольные речевые высказывания Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: провести рефлексию достижения цели учебного действия

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

Организует выполнение заданий, в которых новые знания связаны с ранее изученными.

Тест

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках. в) Все варианты верны.

б) Любить самого себя. г) любить людей как самого себя.

4) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

5) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.

а) Играть на пианино. б) Ходить на рыбалку.

в) Поддерживать товарища.

г) Отзываться на чувства окружающих


Познавательные УУД

- анализ, сравнение, классификация;

- рефлексия способов и условий действий.


Регулятивные УУД:

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действий, внесение необходимых коррективов.



7.Рефлексия Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность.

Соотносят цель и результаты своей деятельности.

Ответы учащихся.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности - Назовите тема урока? -Назовите цель?

- Ответили на вопросы, на которые не могли ответить в начале урока? -За что можете похвалить себя сегодня?
Прием «Шесть шляп» Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шляп. Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. 1 группа. Белая шляпа. Расскажите о золотом правиле нравственности только фактами. 2 группа. Желтая шляпа. -Подумайте! В чем польза этого правила? 3 группа. Черная шляпа. - Докажите: людям тяжело жилось бы, если бы никто не соблюдал «золотое правило нравственности»? 4 группа. Красная шляпа. -Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как рядом с вами кто-то поступает с другими так, как бы вы сами не хотели бы, чтобы с вами поступали так? 5 группа. Зеленая шляпа. -Что бы вы сделали для того, чтобы все люди на Земле жили в согласии и уважении? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп.

Регулятивные УУД

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении;

-осознание своих возможностей

Регулятивные УУД (контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Личностные УУД (внутренняя позиция школьника).

8. Домашнее задание.

Цель: обобщение изученного материала, формирование личной ответственности за результаты своей деятельности.

Дети записывают задания в дневник.

Определяет домашнее задание

Читать с. 121-124

Подобрать пословицы по теме урока.

Нарисовать картину доброго дела, подобрать или написать к нему стихотворение (задание по выбору)

Регулятивные УУД (умение осуществлять коррекцию своей деятельности).

Приложение

1.Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда - «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: «Не делай другим того, что сам считаешь злом»

2. В царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших». Конфуций говорил: «Чего сам не желаешь, того не делай другим»

3. В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману - первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману». Смысл законов Ману: «не делай другим того, что причинило бы тебе боль»

4. В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь - Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди. Одна из заповедей « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

5. Много столетий назад один человек попросил великого еврейского мудреца Гилеля рассказать о сути иудаизма за время, пока он будет стоять на одной ноге. Гилель ответил просто: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Сладость для сердца

В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала. - Что это у тебя хрустит, доченька? - Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила. - А для меня хоть одна конфетка осталась? - поинтересовалась мама. - Ой, я опять забыла тебе оставить, - ответила Инна. На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила. Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья. - А где же печенье и конфеты? - удивилась Инна. - Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела. Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила. Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться. После этого случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.

© 2010-2022