- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок окружающего мира на тему Лес - природное сообщество. Экологические проблемы леса
Открытый урок окружающего мира на тему Лес - природное сообщество. Экологические проблемы леса
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова И.С. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
"Лес - природное сообщество". экологические проблемы леса.
Цели: находить взаимосвязи между компонентами природного сообщества леса; сформировать представление о роли леса в жизни человека и природы; познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; систематизировать представления о видах леса и ярусности в них; развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, эмоциональную сферу, творческие способности; воспитывать любовь к природе, желание практически использовать полученные знания.
Оборудование: учебник, иллюстрации с изображением растений, животных, кроссворды, цветные буквы, ватман, проектор, презентация, оценочный лист.
^ Ход урока.
1. Самоопределение ( 1 минуты).
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие.
^ 2. Актуализация знаний (5 минут). (слайд 1).
- Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(лес).
- Какие ассоциации вызывает у вас слово лес? (Иллюстрация леса - слайд 2)
Послушайте Сказку о художнике, который решил нарисовать лес
- Что такое лес? - размышлял художник. - Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
- Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
- Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
- Нет, - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
- Итак, сделаем вывод, что же такое лес? (Лес - это природное сообщество)
-Как вы думаете, почему? Что такое сообщество? (- В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.)
Что произойдет если взаимосвязь разорвать? (экологическая катастрофа)
Назовите тему нашего урока? (Лес - природное сообщество. Экологические проблемы.) слайд3
Назовите цель урока? (уметь находить взаимосвязи между компонентами природного сообщества леса, найти пути решения этих проблем).
. Открытие нового знания слайд4
- Послушайте сказку. (^ Фоном звучит запись звуков леса.)
Рассказывает ученик
Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:
- Ах, какое сегодня чудесное утро!
Посмотрел вниз и увидел лес.
- А не заглянуть ли мне туда?! - подумал он.
В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже - это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста - это мхи и лишайники.
- Интересно, - подумал Солнечный Лучик.
- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням.
Про какие ступеньки говорит Лучик? Какие же ярусы существуют в лесу? (деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники). От чего зависит 5 ярус? ( От высоты деревьев)
Индивидуальная работа.
Предлагаю вам вырастить свой лес, расставьте растения в таблицу.
вороний глаз, малина, кукушкин лён (мох), сосна, рябина, ландыш, берёза, шиповник, осина, вишня, земляника, волчье лыко, папоротник, ягель.
-
Названия яруса
Названия растения
Взаимопроверка со слайда 5
Какой вид леса мы вырастили? (смешенный)
Какие еще виды вы знаете?
Оцените свою работу и раскрась первый прямоугольник нужным цветом.
Вспомните слова Лесовичка, одни растения - это еще не лес. Кого не хватает?
Предлагаю в парах решить кроссворд
1.Это самое многочисленное семейство в змеином царстве. На голове два жёлтых пятна. Эта змея не ядовитая. (Уж) 2.Я - хитрая и умная. Как начну мышковать, ни одна мышка не спрячется от меня. (Лиса) 3.В стае серый, словно тень, Рыщет по лесу. Лишь день Тихо склонится к закату, Он начнёт петь серенаду! (Волк) 4.Солнца яркого боится. Ночью - хищник эта птица. (Сова) 5.Я - пернатый обитатель леса. Редкий человек, хотя бы раз в жизни гулявший по лесу, может сказать, что не слышал моей барабанной дроби. Меня называют лесным доктором за то, что я защищаю деревья от вредителей. 6.Этот грызун очень похож на белку, только шубка у него полосатая. Хорошо лазает по деревьям и прыгает. Свою нору обычно устраивает под старым пнёт или деревом. (Бурундук) 7. «Пятнистая хищница, леса гроза, На ушках по кисточке, злые глаза. Живёт она в тёмной чащобе лесной И лучше её обходить стороной. (Рысь) 8.Это насекомое - добросовестный труженик. Он способен переносить тяжести, во много раз превышающие вес и размеры собственного тела. Всё время несёт в свой дом сосновые иглы, веточки, мох, листья. Это насекомое уничтожает вредителей леса. (Муравей) Проверка отгадок и наклеиваем на групповой лес.
Оцените свою работу. Поставьте графу во втором прямоугольнике .
Посмотрите на наш лес, как могут быть взаимосвязаны волк и мох ягель? (Ягелем питается олень, оленем - волк).
Как взаимосвязаны между собой растения леса и животные? (Предположение детей)
Найдите в учебнике с38-40 взаимосвязь. 5 слайд
(- Растения являются средой обитания, жилищем для животных,
животные питаются растениями.
- Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.
- С помощью животных происходит размножение растений.)
Давайте сделаем вывод, какая связь существует между этими звеньями? Могут ли они существовать одно без другого? (Одно звено не может существовать без другого). 6 слайд
А человек взаимосвязан с лесом? Как? (Да. Ответы детей).
Учитель: Да, ребята, совершенно верно. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов и ягод, лекарственных растений дарит нам лес! От животных, на которых разрешена охота, люди получают мясо и ценный мех.
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Какие экологические проблемы по отношению к лесу, существуют по вашему мнению?( 1. Костры 2. Мусор 3. Чрезмерный сбор лекарственных растений 4. Незаконная охота 5. Вырубка лесов 6. Пожар)
-Да, ребята, вы правильно ответили .
Физминутка
Группы находят буквы и на листе составляют проблему. Что получилось?
1гр.Незаконная охота
2.Загрязнение мусором 7 слайд
3.Вырубка
4.Пожары
Экологические проблемы. - Действительно, существованию леса угрожает реальная опасность. В результате вырубки лесов ветрами выдувается плодородный слой земли, гибнут насекомые, птицы, звери. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания, Неумеренная охота приводит к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. Вместе должны подумать и записать, что надо делать и как вы сами можете решить данную проблему. Представление работ. (слайды 7,8,9,10)
Я предлагаю вам в группе посовещаться, друг друга объективно оценить с помощью карточек и записать в оценочный лист.
Красный - «5»
Зеленый - «4»
Синий - «3»
-А теперь поднимите все карточки. IV. Итог урока. Как синица взаимосвязана с листочком? Что мы узнали на уроке? Читает ученик слайд 11
Глаза распахните! Смотрите:
Растущая дико, цветет земляника,
Не рвите!
И любку не рвите - ночную фиалку.
Не делайте палку на случай
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите, а лучше скажите:
Купальница, ландыш,
Лесная гвоздика, цветите!
Не исчезайте, растущие дико!
Л. Николаенко слайд 12
Рефлексия. Какое у вас настроение? Покажите карточку. Домашняя работа. Слайд 13 По выбору: Написать жалобу от имени лесного жителя; Написать письмо лесному жителю; Учебник стр. 40, ответить на вопросы. Слайд 14